Проект: «Занимательная математика»

Лариса Санникова
Проект: «Занимательная математика»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» Купинского района

Проект:

«Занимательная математика»

(с применением инновационных технологий)

(для детей 4-5 лет)

Разработала проект: Санникова Лариса Петровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

г. Купино

2019г.

Паспорт проекта.

Вид проекта: познавательный, исследовательско-игровой.

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2019– май 2020 г)

Участники проекта: дети 4-5 лет, родители, воспитатели.

Актуальность проекта:

В своей работе с детьми, я заметила, что многие воспитанники испытывают затруднения при усвоении математических знаний и при проведении непосредственно-образовательной деятельности часто отвлекаются, не запоминают учебный материал. Познание дошколятами окружающего мира строится на активном участии различных анализаторов – зрительных, слуховых, осязательных и двигательных.

Знакомство ребёнка с величиной, формой, пространственными ориентировками является одной из сторон чувственного познания. От уровня сформированности восприятия наглядно — образного и наглядно-действенного мышления зависит дальнейшее развитие познавательных возможностей и логических форм мышления. Так восприятие предметов, их свойств – цвета, формы, величины, всегда включает в себя обследование и сравнение (т. е. рассматривание, ощупывание, выслушивание и усвоение системы сенсорных эталонов – цветов спектра, геометрических форм, мер веса и величин и т. д.) . И поэтому, зная, что ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте — игра, я стала чаще прибегать к помощи разнообразных дидактических игр. Игра позволяет детям легко и быстро овладеть знаниями и таким образом готовит их к началу обучения. Именно в процессе игры формируются навыки познавательной деятельности дошкольников, упражняется воля, раскрываются природные способности. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников немыслимо без использования занимательных игровых заданий, математических игр, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности.

Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, стараюсь поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждаю к решению поисковых задач, творчески и с интересом подхожу к организации процесса обучения, использую разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием. Для этого создаю специальные условия, подключаю родителей. Прививаю детям любовь к математике. Показываю ее значимость вокруг нас. Ее важное участие во всех видах деятельности. Провожу занятия по другим видам деятельности доказываю детям, что и здесь необходимы знания по математике. В наше время математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.

Основной идеей проекта является то, что именно применение инновационных технологий и дидактической игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Поэтому, они являются наиболее характерной формой обучения и закрепления знаний с детьми младшего дошкольного возраста. Значение использования инновационных технологий и дидактической игры заключается в том, что они развивает мыслительную активность, самостоятельность, инициативность детей через игровую деятельность. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Играя, ребенок познаёт новое.

Опыт показывает, что использование на занятиях дидактических игр способствуют активному развитию у ребёнка:

• сенсорного восприятия;

• логического мышления;

• мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

• воображения;

• волевых качеств (усидчивости, терпения, и т. п.);

Новизна и практическая значимость разработанного проекта заключается:

«Занимательная математика» состоит в том, что проводится занимательная деятельность в виде путешествий, игр, праздников, что не утомляет ребенка и способствует лучшему запоминанию математических категорий. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей по активизации словарного запаса. При подборе игр учитывается то, что игра не должна быть не слишком трудной, но и не слишком легкой, — только в этом случае игра приносит детям пользу и радость.

Новый вид игры – партнерский, где объединяются более активные ребята с менее активными: последние стараются подражать своим товарищам и успешнее справляются с заданиями.

Цель проекта — формирование познавательной активности детей среднего дошкольного возраста, через использование занимательных дидактических игр математического содержания, с применением инновационных технологий РЭМП.

Основные задачи проекта:

совершенствовать уровень профессионального мастерства педагога по теме проекта;

через инновационные технологии усвоить математические знания

формировать готовность детей самостоятельно применять знания в общественной жизни, в играх;

привлечь к участию родителей группы в организации работы по проекту;

формировать желание поделиться с педагогами и детьми своими знаниями;

разместить проект в интернете;

Анализировать методическою литературу и изготовить дидактический материал по математике.

Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей и умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками

Гипотеза проекта: формирование элементарных математических представлений у дошкольников будет осуществляться эффективнее, если будет организована целостная система мер, направленная на помощь ребенку в преодолении проблем математического характера

Проект разработан с учетом инновационных технологий: модульная (создание лэтбуков математического содержания,модулей; (личностно-ориентированные: мнематаблицы; игровые: методика «картинки», палочки Кюизенера, счётные палочки, логические задачи, словесные игры, загадки, загадки-шутки, головоломки, математические сказки, геометрические мозаики и конструкторы и т. д; использование И. К. Т. проектные).

Принципы, лежащие в основе проекта:

— Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).

— Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

— Демократичности и гуманизма (взаимодействие воспитателя и воспитанника в социуме, реализация собственных познавательных потребностей).

— Научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

— «От простого к сложному» (получив элементарные знания, ребенок применяет свои знания в выполнении более сложных заданий).

Ожидаемые результаты:

Совершенствовался уровень профессионального мастерства педагога по теме проекта;

через инновационные технологии дети легче усвоили математические знания

дети готовы самостоятельно применять знания в общественной жизни, в играх;

Родители заинтересовались проектом и с удовольствием участвуют в его реализации;

По результату реализации проекта представления опыта перед педагогами;

Размещение опыта работы в соц. сетях, на сайте маам;

накоплены методическая литература и дидактический материала по математике.

Основная часть

Работа по проекту включает в себя следующие этапы:

I этап. Организационно-подготовительный (сентябрь 2019 г.)

1. На этом этапе предполагается изучить теоретические аспекты проблемы; Выявление уровня формирования математических знаний у детей посредством диагностических методик.

2. Разработка плана работы над проектом.

3. Создание соответствующей развивающей среды.

4. Ознакомление с методической литературой.

II этап. Основной этап (октябрь 2019г. – апрель 2020г.)

1 блок. Работа с детьми

Работа будет организовываться через нерегламентированную деятельность (1 -2 раз в неделю).

Практический этап (сентябрь 2019 г. – май 2020 г.

Октябрь

И. К. Т. -«Уроки тётушки совы».

Заучивание стихотворения про единицу (с помощью подсказок мнематаблицы И. К. Т.)

Д/и «Правильный счет»

Д/и «Выложи орнамент»

Д/и «Когда это бывает»

П/и «Путешествие»

Заучивание считалки «Жили -были сто ребят»

Математическая сказка «Математика в лесу»

Пословицы про число 1.

Загадки.

Игры со счетными палочками.

Скороговорка: «Одной рукой в ладоши не хлопнешь», «Лучше один раз увидеть,чем сто раз услышать».

Ноябрь 2019 г.

И. К. Т. -«Уроки тётушки совы».

Заучивание стихотворения про цифру 2 (с помощью подсказок мнематаблицы И. К. Т.)

Использование игр из летбука

Д/и «Сбор фруктов»

Д/и «Найди и назови»

Д/и «Где находится»

Д/и «Наш день»

П/и «Найди пару»

Заучивание считалки «Вышли мышки как-то раз»

Математическая сказка «На кого похожа цифра 2»

Пословицы про число 2.

Загадки.

Игры с палочками Кюизнера

Скороговорка.

Декабрь 2019г.

И. К. Т. -«Уроки тётушки совы».

Заучивание стихотворения про цифру 3 (с помощью подсказок мнематаблицы И. К. Т.)

Использование игр из летбука

Д/и «Найди предмет такой же формы»

Д/и «Найди пару»

Д/и «Вчера, сегодня, завтра»

П/и «Обруч»

Заучивание считалки «Жил в реке»

Математическая сказка «С кем дружит цифра 3»

Пословицы про число 3.

Загадки.

Игры со счетными палочками.

Скороговорка.

Январь 2020 г.

И. К. Т. -«Уроки тётушки совы».

Заучивание стихотворения про цифру 4 (с помощью подсказок мнематаблицы И. К. Т.)

Использование игр из летбука

Д/и «Собери пирамидку»

Д/и «Подбери по форме»

Д/и «Морковки для зайчат»

Д/и «Кто где?»

Д/и «Части суток»

П/и «Где правая, где левая»

Заучивание считалки «Мы делили апельсин»

Математическая сказка «Четыре желания цифры 4»

Пословицы про число 4

Загадки.

Игры со счетными палочками.

Скороговорка.

Февраль 2020г.

И. К. Т. -«Уроки тётушки совы».

Заучивание стихотворения про цифру 5 (с помощью подсказок мнематаблицы И. К. Т.)

Использование игр из летбука

Д/и «Достань мяч»

Д/и «Рассели гостей»

Д/и «Половинка к половинке»

Д/и «День и ночь»

П/и «Кто больше принесет?»

Математическая сказка «Пять органов чувств»

Пословицы про число 5.

Заучивание считалки «Все за мною говори»

Загадки.

Игры со счетными палочками.

Игры с палочками Кюизнера

Занимательный материал на печатной основе.

Скороговорка.

Март 2020 г.

И. К. Т. -«Уроки тётушки совы».

Заучивание стихотворения про цифру 6 (с помощью подсказок мнематаблицы И. К. Т.)

Использование игр из летбука

Д/и «Что шире, что уже?»

Д/и «Подбери пару варежке»

Д/и «Расскажи про свой узор»

Д/и «Когда это бывает?»

Математическая сказка «Страна Геометрия»

Пословицы про числа от 1 до 3.

Заучивание считалки «Начинается считалка»

Загадки.

Игры со счетными палочками.

Скороговорка.

Апрель 2020 г.

И. К. Т. -«Уроки тётушки совы».

Заучивание стихотворения про цифру 6 (с помощью подсказок мнематаблицы И. К. Т.)

Использование игр из летбука

Д/и «Укрась салфетку»

Д/и «Какое число рядом»

Д/и «Встань на место»

П/и «Игра с яблоками»

Пословицы про числа 4 и 5.

Математическая сказка «Рассказ о квадрате и круге»

Заучивание считалки «Раз, два, шли утята»

Загадки.

Игры со счетными палочками.

Игры с палочками Кюизнера

Скороговорка.

2 блок. Работа с родителями.

1. Помощь в изготовлении атрибутов к дидактическим играм.

2. Картотека занимательных игр «Это можно взять с собой».

3. Консультации: «Математика — это интересно», «Математика дома», «Математика вокруг нас»

На этом этапе предполагается регулярно отслеживать качество реализации проекта, выявлять возможные риски и трудности, гибко адаптировать программу проекта.

III этап. Заключительный (май 2020г.)

На данном этапе будет проводиться подведение итогов реализации проекта.

Анализ деятельности детей и соотношение полученных результатов с поставленными задачами.

Учебный материал проекта «Занимательная математика» рассчитан на 7 месяцев. Работа проходит 1-2 раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность деятельности для детей 4-5 лет не более 20 минут. Занятия проходят в виде игры с применением инновационных технологий.

Формы подведения итогов:

Математический досуг совместно с учителем школы №105 «Слушай, смотри, считай» 3 неделя мая

Выставка «Дидактические игры своими руками», изготовленных родителями для пополнения предметно-развивающей среды.

Возможные риски:

— Отсутствие дидактических пособий.

— Отсутствие желания родителей участвовать в данном проекте.

Управление проектом, контроль и результативность

Критерии и методика диагностики знаний и умений детей проекта «Занимательная математика»

1. Умение сравнивать 2 предмета по длине, ширине, высоте.

2. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, шар, куб.

3. Умение называть части суток, устанавливать их последовательность.

4. Умение различать правую и левую руки.

5. Умение находить много предметов и один предмет (по картинкам)

6. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 5 предметов, на основе составления пар, выражать словами каких предметов больше, меньше, поровну.

.

Средняя группа «Звёздочки»

№ п/п И. Ф ребёнка 1 2 3 4 5 6 итог

н к н к н к н к н к н к н к

1 Дамир А.

2 Тимофей В.

3 Ксюша Г.

4 Софья Е.

5 Никита З.

6 Марк К.

7 Савелий М.

8 Тимофей М.

9 Даша Н.

10 Софья П.

Оценка знаний:

• 1 балл – ребёнок не ответил

• 2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя

• 3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.

Подсчёт результатов:

• 6 – 9 баллов – низкий уровень

• 10 – 14 – средний уровень

• 14 – 18 – высокий уровень

Способы фиксации результатов

Проведение диагностики в начале и конце года.

Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения проекта». Заключение

Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.

Разнообразная деятельность способствовала воспитанию ответственности воспитанников, позволила выйти за рамок программы, закрепить полученные знания и умения, углубить теоретические и практические навыки и приёмы.

Разработанные контролирующие задания для воспитанников, позволят выявить качество усвоения знаний по проекту.

Разработанные методические материалы будут полезны и могут быть использованы в других детских садах.

Список литературы

1. Дидактические игры в детском саду. А. И. Сорокина

2. Чего на свете не бывает. О. М. Дьяченко, Е. А. Агаева

3. Ступени творчества или развивающие игры. Б. П. Никитин

4. Игровые занимательные задачи для дошкольников. З. А. Михайлова

5. Давайте поиграем. А. А. Столяр

6. Математика для дошкольников Т. И. Ерофеева

7. Развитие логического мышления детей. Л. Ф. Тихоморова, А. В. Басов

8. Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера?

Источник: maam.ru