Проект: «Взаимодействие с родителями в организации развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе»

Татьяна Толчеева
Проект: «Взаимодействие с родителями в организации развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе»

Проект: «Взаимодействие с родителями в организации развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Колокольчик»

663330 Красноярский край, г. Норильск, район Талнах, ул. Горняков, 13 / факс (3919) 37 – 13 — 42 E-mail: mdou4@norcom.ru

Проект: «Взаимодействие с родителями в организации развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО»

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад №4 «Колокольчик»

Толчеева Татьяна Владимировна

2020г.

«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье», (В. А. Сухомлинский)

Предметно-пространственная среда ДОО – одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Поскольку именно в дошкольном возрасте закладываются фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. Правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности организационного образовательного процесса ДУ.

Актуальность Переход на ФГОС внес значительные коррективы в создание предметной среды детского сада. Мы, педагоги, провели анализ существующих условий в группе и выявили проблему, что нами при организации предметно-развивающей среды в большей степени применяются традиционные способы, поэтому следует создать в группе предметно — развивающую среду с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком. А также заинтересовать родителей в организации предметно — развивающей среды. Все это подтолкнуло к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды.

Пребывание ребенка в д/саду занимает большой период дошкольного возраста. И родители с пониманием отнеслись к необходимости обеспечить эмоциональную защиту, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь их детей. В реализации совместной работы я стремилась создать такие условия, чтобы у родителей возникла готовность, заинтересованность открыть самого себя в какой-либо деятельности.

Развивающая предметная среда — совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка, обеспечивает разные виды его активности.

Методическая тема проекта : «Взаимодействие с родителями в организации предметно-развивающей среды в группе ДОУ в соответствии с ФГОС» Творческое название проекта : «Взаимодействие с родителями в организации предметно-развивающей среды подготовительной к обучению в школе группе»

Девиз проекта: «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье», – В. А. Сухомлинский

Тип проекта: информационно-исследовательский, практико — информационный, ориентированный, познавательно- творческий.

Вид проекта: внутренний, групповой, межпредметный, долгосрочный.

По количеству участников: коллективный

Участники проекта: педагоги, родители, дети.

Предмет проекта: совместная деятельность педагогов с родителями по организации предметно-развивающейся среды в группе

Продукт проектной деятельности: создание предметно-развивающей среды в подготовительной к обучению в школе группе «Незабудки»

Продолжительность проекта: годовой.

Обеспечение проекта: материально-техническое; учебно-методическое оснащение; информационное обеспечение

Тематическое поле: интеграция образовательных областей в подготовительной к обучению в школе группе ДОУ

Место проведения: МБДОУ №4 «Колокольчик» группа «Незабудки»

Цель проекта:

Создание развивающей предметно-пространственной среды как системы условий для обеспечения становления целостной личности ребенка.

Задачи проекта:

1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.

2. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному и психическому благополучию в своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей и интересов.

3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной), их интеграция и творческая организация (креативность) в целях повышения эффективности образовательного процесса.

4. Организовать единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Этапы реализации проекта

1. Организационно-подготовительный этап:

— определение целей и задач проекта, — сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, — сотрудничество с родителями воспитанников, с целью формулировки проблемы проектной деятельности, определения сроков, плана предстоящих дел и средств, постановка задачи по сбору материала, необходимого для реализации проекта. — изучение методической литературы по данной теме, — поиск информации в сети Internet.

Реализация проекта обеспечит целостность образовательного процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.

На решение поставленных задач направлены наши совместные усилия с родителями нашей группы:

-подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, тематические папки,

-подготовка материала для продуктивной деятельности, изготовление поделок, коллажей, открыток,

-дидактические, сюжетно-ролевые игры, атрибуты,

— выставки творческих работ детей совместно с родителями, совместные досуги, массовые мероприятия, «Встречи с интересными людьми».

Все эти мероприятия способствуют тому, что родители становятся активными участниками жизни группы, заинтересованными сторонниками воспитания детей.

Развивающая предметно-пространственная должна обеспечивать:

— реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе; — в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия; — учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов РППС должна быть:

-содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: — игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;

— двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает:

— отсутствие жестко закрепленных способов употребления предметов, — возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (мягкие модули, ширмы, детская мебель и т. п.,

— наличие в группе полифункциональных предметов (в т. ч. природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в т. ч. в качестве предметов-заместителей в детской игре, — содержание игрового уголка должно быть более мобильным, регулярно обновляться, создавая основу для выбора и развития разнообразных сюжетов детских игр.

Вариативность среды предполагает:

— наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; — периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

— доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс; — свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.

2. Внедренческий (Основной) этап

— практическая реализация проекта;

— создание предметно — развивающей среды;

— отработка взаимодействия с воспитателями и родителями воспитанников группы ДОУ.

Примерные центры по образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие: центр «ПДД и безопасность», центр «Труда, уголок дежурств», центр активности (сюжетно-ролевых игр). Познавательное развитие: центр «Мы познаём мир», «Нравственно-патриотический уголок», центр сенсорного развития, центр строительно- конструктивных игр, центр математического развития, центр «Экологии» и экспериментирования.

Речевое развитие: центр речевого развития или уголок речи грамотности, центр «Будем говорить правильно», центр «Мир книги»

Художественно-эстетическое развитие включает: центр изо деятельности «Творческая мастерская», центр музыкально-театрализованной деятельности.

Физическое развитие: центр физического развития и сохранения здоровья «Будем здоровы».

Родители проявили активность в совместной работе по созданию развивающей среды, направленную на всестороннее развитие и воспитание детей. Увидели реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир, испытали удовлетворение и радость от результата совместной деятельности с детьми. Важно обеспечить возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Промежуточный мониторинг

Проведение мониторинга построения ПРС группы происходило путем экспресс – анализа. Критериями положительных результатов выполнения проекта являлся анализ выполнения поставленной цели, уровня реализации поставленных задач. Отслеживание результатов эффективности проходило через самоконтроль педагогов, через контроль со стороны администрации ДОУ, а также через отношение самих детей к ПРС группы и мнения родителей. Результаты мониторинга использовались исключительно для оптимизации дальнейшей работы по организации предметно-развивающей среды группы.

Единство стремлений, взглядов педагогов и родителей на реализацию проекта, совместные выработанные общие цели и задачи помогли достичь видимых результатов. Пополнилась и обновилась развивающая среда. Дети моей группы являлись полноправными участниками в создании и обновлении развивающей среды. Творческая деятельность объединила родителей и детей в совместных обсуждениях и реализации идей, направленных на обогащение развивающей среды.

3 этап Заключительный этап:

— подведение итогов; — оформление материалов по проекту; — создание презентации. Насыщенность в центрах атрибутов, материалов для познавательной и творческой деятельности дает возможность каждому ребенку максимально активно проявлять себя. Таким образом, предметно-развивающая среда в моей группе создала атмосферу заинтересованности каждого воспитанника, сопровождает его в собственном развитии.

Подводя итоги реализации проекта родителями и нами, педагогами, была дана положительная оценка в создании предметно-развивающей среде, плодотворной и интересной совместной деятельности. Родители обозначили положительную динамику в образовательном и воспитательном процессе. Было решено поделиться опытом с родителями других групп и предоставить презентацию проекта по взаимодействию родителей и педагогов в организации развивающей среды группы.

Список используемой литературы

1. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. -М. :Федеральный институт развития образования, 2014. 2. Калугина С. Е. Организация предметно-пространственной среды при переходе на ФГОС ДО6 из опыта работы//Управление ДОУ. -2015.-№4 3. Комарова О. А. Предметно-игровая среда ДОУ//Управление ДОУ. -2009.-№5. 4. Новоселова С., Павлова Л. Н. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. – М. : Айресс Пресс, 2007 5. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева. — Спб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 6. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. /Сост. Нищева Н. В. — СПб., 2007. 7. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М., 2000.

Источник: maam.ru