Проект «Вода вокруг нас»

Александра Николаевна Шопф
Проект «Вода вокруг нас»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Полевского городского округа «Детский сад № 34»

ПРОЕКТ

Вода вокруг нас

Подготовила:

Воспитатель: Шопф А. Н.

Полевской, 2018

Введение:

Большое значение имеет экологическое воспитание детей, так как в настоящее время вода является ресурсом, которым пользуются в больших количествах, а загрязнение водоемов по всему миру является одной из самых важных проблем. Современный человек не представляет свою жизнь без воды, она необходима, чтобы приводить в порядок жилище и одежду, обеспечивать элементарные гигиенические процедуры. Каждый день мы нуждаемся в воде, но при этом не понимаем, насколько жизненно необходим для человечества большой запас чистой пресной воды. В связи с этим было принято решение познакомить детей с водой, водоемами и проблемами их загрязнения, как в родном крае, так и по всему миру.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

По срокам реализации: краткосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель.

Проблема: воспитание отзывчивости к проблемам состояния водоемов, воды на планете.

Актуальность проекта:

Экологическое состояние планеты и его ухудшение требует сознательного бережного отношения к воде, которого можно добиться путем проведения ознакомительных бесед, игр, практических занятий.

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Вода вокруг нас».

Цели и задачи проекта:

Цели:

1. Приобщить детей к экологически грамотному поведению по отношению к воде в быту и на природе.

2. Формировать у детей осознанное, бережное отношение к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.

3. Дать представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, о процессе конденсации.

4. Расширить представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни).

Задачи:

1. Воспитательные:

• Расширить представления детей о свойствах воды, ее агрегатных состояниях.

• Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).

2. Образовательные:

• Активизировать природоведческий словарь ребенка.

• Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.

3. Развивающие:

• Развивать умение формулировать проблему, способность к анализу ситуации, планированию эксперимента, научить детей продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.

Формы работы по проекту:

Беседы

Чтение литературы

Знакомство в теории и на практике с агрегатными состояниями воды

Ознакомление с проблемами загрязнения водоемов в форме диалога

Знакомство с обитателями водных сообществ

Выставка рисунков на тему «Морские обитатели»

Дидактические игры

Ожидаемые результаты:

1. Дети получат знания о круговороте воды в природе, агрегатных состояниях воды, проблеме загрязнения водоемов сточными водами.

2. Дети познакомятся с обитателями водных сообществ, влиянием на них загрязнения воды.

3. Сформировать у детей опытно-исследовательские навыки.

4. Развить в детях наблюдательность, любознательность, интереса к познавательной деятельности.

5. Сформировать бережное отношение к воде, научиться экономично ее расходовать, понимать важность сохранения запаса чистой пресной воды на планете.

Мероприятия проекта:

№ Мероприятие Цель

1 Отгадывание загадок на тему «Вода» (Загадки представлены после таблицы, в списке используемых материалов) Привлечение детей к обсуждаемой теме.

2 Беседа о воде, ее значимости, диалог о роли воды в жизни человека. Обратить внимание детей на важность воды в повседневной жизни

3 Знакомство с цитатами великих людей о воде, дети узнают, что думали о воде великие писатели и философы.

Знакомство детей с художественными образами, обогащение знаний о произведениях писателей, в которых есть упоминание о воде.

4 Изучение русских пословиц о воде. Формирование представления о важности воды для русского народа в истории.

5 Рисование водных обитателей. Вовлечение детей в практические занятия по проекту «Вода вокруг нас», знакомство с обитателями воды, знакомство с образом жизни водных жителей. Учить детей передавать особенности внешнего вида рыб.

6 Беседы на темы:

— Какие водоёмы на нашей планете ты знаешь?

— Какие свойства воды ты знаешь?

— Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озёрной? Познакомить детей с водоемами на планете: крупными морями и океанами, рассказать, чем отличается вода в разных водоемах и как это влияет на жителей этих водоемов, чем они отличаются.

Познакомить детей с водоемами Свердловской области.

7 Рассказ о круговороте воды в природе. Дети узнают о том, что такое круговорот веществ, по картинкам прослеживают круговорот воды.

8 Сочинение рассказа о путешествии капельки в круговороте воды. Дети придумывают свою историю о путешествии капельки на планете, закрепляют полученные ранее знания о круговороте воды.

9 Дидактическая игра «Плавает – не плавает». Закрепить плавающих обитателей рек, озёр, морей и океанов.

Список используемых материалов:

1. Загадки:

В жаркий день

Самой желанной бывает.

(Вода)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

(Вода)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

(Вода)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без.

(Воды)

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик свое потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует — оно задрожит.

(Лужа)

2. Цитаты о воде

Леонардо да Винчи: Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле.

Антуан де Сент-Экзюпери: Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что? ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты возвращаешь нам силы и свойства, на которых мы уже поставили, было крест.

Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца.

Ты — величайшее в мире богатство, но и самое непрочное — ты, столь чистая в недрах земли. Можно умереть подле источника, если в нем есть примесь магния. Можно умереть в двух шагах от солончакового озера. Можно умереть, хоть и есть два литра росы, если в нее попали какие-то соли. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного, ты — божество, которое так легко спугнуть. Но ты даешь нам бесконечно простое счастье.

Александр Твардовский:

На войне, в пыли походной,

В летний зной и в холода,

Лучше нет простой, природной —

Из колодца, из пруда,

Из трубы водопроводной,

Из копытного следа,

Из реки, какой угодно,

Из ручья, из-подо льда, —

Лучше нет воды холодной,

Лишь вода была б – вода.

Василий Тёркин

3. Пословицы.

Где была вода, там и опять будет

Где вода напрет, тут и ход найдет

Где воду ни пусти, путь себе сыщет

Хлеб да вода — блаженная еда

Огонь — царь, вода — царица, земля — матушка, небо — отец, ветер — господин, дождь — кормилец, солнце — князь, луна – княгиня

Не плюй в колодец, пригодится воды напиться

В решете воды не удержишь

4. Дидактическая игра «Плавает – не плавает».

Дети стоят в кругу. Ведущий с мячом в руках находится в центре. Он называет различных зверей, птиц, рыб и т. д. Если названное животное плавает, дети должны поймать мяч, если животное не плавает, дети мяч не ловят. Кто ошибается, выходит из игры, побеждает тот, кто долго продержался в круге.

Итоги по проекту:

Дети получили знания:

О водовороте воды в природе;

О бережном отношении к воде как к природному ресурсу;

О пользе и свойствах воды.

Сформировано представление о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привиты навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту.

Дети заинтересовались водой, ее свойствами, ее нахождением в природе, расположением морей и океанов, познакомились с некоторыми обитателями водных сообществ.

Дети придумали свою историю про путешествие капельки по планете в круговороте воды в природе…

…и познакомились с различными агрегатными состояниями воды.

Познакомившись с водой, дети будут бережнее относиться к воде, экономичнее ее использовать, поймут важность сохранения чистой воды на земле и опасность загрязнения водоемов сточными водами и продуктами переработки.

Дети с интересом слушают, что говорили о воде писатели и философы, а также, что говорили о воде в народе, какую роль она играла и продолжает играть в жизни человека.

У детей сформированы представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях, привиты навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту, развиты наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности.

В течение дня дети вспоминают о важности бережного отношения к воде, напоминают друг другу экономить воду.

Источник: maam.ru