Проект «Сюжетно-ролевые игры в первой младшей группе «Увлекательное путешествие в страну профессий»

Надежда Б
Проект «Сюжетно-ролевые игры в первой младшей группе «Увлекательное путешествие в страну профессий»

Выполнила воспитатель МБДОУ «ЦРР — д/с № 45» Безмельницына Н. В.

Проект на тему: Сюжетно – ролевые игры в первой младшей группе

«Увлекательное путешествие в страну профессий»

Цель:

Создание основы самостоятельной игровой деятельности детей в первой младшей группе.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие

задачи для детей:

• Обогащение жизненного и игрового опыта детей;

• Создание игровых ситуаций, в которых дети смогут выполнять взаимосвязанные игровые задачи;

• Обучение детей младшего дошкольного возраста элементам сюжетно-ролевых игр согласно возрасту детей;

• Воспитание навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми;

• Развивать познавательные способности детей;

• Воспитывать отзывчивость и доброту;

• Развивать речевую деятельность;

Задачи для родителей:

• Привлечение родителей к активному участию в жизни группы;

• Просветительная работа по теме: «Роль сюжетно – ролевых игр в жизни ребёнка»;

• Выставка творческих работ родителей.

В данном проекте используются такие технологии как:

• Групповая;

• Коммуникативная;

• Игровая;

• Здоровье – сберегающая;

• Ценностно – ориентированная.

Тип проекта: краткосрочный, познавательно – игровой.

Вид проекта: групповой.

В данном проекте затронуты образовательные области:

• Социально-коммуникативное развитие;

• Познавательное развитие;

• Развитие речи;

• Физическое развитие.

Срок реализации: 01.03 – 22.04

Участники проекта

• Дети первой младшей группы;

• Воспитатель;

• Родители.

Предполагаемые результаты

• Дети могут выполнять взаимосвязанные игровые задачи;

• У детей развивается речевое взаимодействие, внимание, мышление, память, воображение;

• Формируется позитивное отношение к окружающему миру, к самому себе и к сверстникам;

• Развертывание детьми условных действий с игрушкой, предметом-заместителем; связывание 2-3 игровых действий в цепочку; продолжать действие, начатое партнером.

Аннотация

Данный проект актуален, как для работников дошкольных учреждений, так и для родителей детей младшего дошкольного возраста.

Данная работа посвящена обучению детей элементам сюжетно-ролевых игр. Развитию познавательных способностей детей, развитию речевой деятельности.

Цель работы: создание основы самостоятельной игровой деятельности в первой младшей группе.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняется огромное воспитательное значение игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

В ходе реализации проекта, дети научились выполнять взаимосвязанные игровые задачи. У детей активизировалась речевая деятельность, пополнился словарный запас, научились условным действиям с игрушкой, предметами – заместителями.

Пояснительная записка.

Данный проект рассчитан на развитие личностных качеств ребенка через активную деятельность и прежде всего ту, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Проектная деятельность в данном случае доказывает, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления. И именно поэтому мой проект является актуальным для данного уровня развития детей младшего дошкольного возраста.

Данный проект краткосрочный. В проекте затронуты образовательные области социально-коммуникативного развития, познавательного развития, развития речи и физического развития. Участниками проекта стали дети первой младшей группы, их родители и воспитатель.

Итогом проектной деятельности могут быть несколько результатов, таких как: выполнение детьми взаимосвязанных игровых задач; развитие речевого взаимодействия, внимания, мышления, памяти и воображения; формирование позитивного отношения к окружающему миру, к самому себе и сверстникам.

Этапы проекта.

Подготовительный этап: 01.03 – 25.03

1. Педагог:

• Подбор методической литературы;

• Подбор наглядного пособия;

• Подбор дидактических игр;

• Подбор с/р игр;

• Подготовка консультации, рекомендаций для родителей

2. Родители:

• Изготовление альбома «Профессии»;

• Изготовление кукол своими руками на тему «Профессии».

Основной этап: 28.03 – 18.04

1. 28.03 – 01.04

Беседа о профессии врача с использованием «Чемоданчика врача», рассматривание иллюстраций в альбоме «Профессии», демонстрация кукол.

• с/ р игра «кукла Катя заболела»

• чхл «Айболит»

• д/и «Собери картинку»

2. 04.04 – 08.04

Беседа о профессии повара с использованием принадлежностей «Посудки, овощей и фруктов», рассматривание иллюстраций в альбоме «Профессии», демонстрация кукол.

• д/и «Что куда положить?»

• д/и «Чудесный мешочек»

• с/р игра «Кукла Катя хочет кушать»

• чхл Стихотворения С. Капутикян «Маша обедает», К. Авдеенко – стихи и потешки для детей

• ХЭР раскраски на тему профессии

3. 11.04 – 15.04

Беседа о профессии парикмахер с использованием принадлежностей «Набор для парикмахера», рассматривание иллюстраций в альбоме «Профессии».

• Д/и «Найди пару»

• Д/и «Четвертый лишний»

• Консультация для родителей (папка передвижка)

Заключительный этап: 18.04 – 22.04

• Совместно – игровая деятельность «Увлекательное путешествие в страну профессий»

• Круглый стол (с родителями) «Знакомство с профессиями посредством сюжетно — ролевых игр детей раннего возраста».

• Выставка работ, награждение.

Презентация проекта

Свою работу над проектом я начала с составления плана реализации проекта сюжетно – ролевые игры «Увлекательное путешествие в страну профессий». Подобрала литературу для чтения, дидактические игры, методическую литературу, наглядное пособие. Внутри группы между родителями провела конкурс на изготовление кукол своими руками. И после подготовительного этапа начала реализовывать основной этап.

Игра имеет огромное значение в жизни ребенка. В процессе игры ребенок развивает свое воображение, мышление и еще много чего полезного происходит в его развитии. Уже на 3- ем году жизни, именно в игре дети могут быть самостоятельными, принимать ту или иную роль в игре, применяя предметы – помощники. Но этому нужно детей научить, так как они не совсем владеют данными навыками. Поэтому я и начала свой проект с того, что познакомила детей с такими профессиями, как «Повар», «Парикмахер» и «Врач». Кто они, чем занимаются, где работают, какими предметами – помощниками они пользуются?

Для этого я использовала альбом «Назови профессии» и кукол, всё это сделали родители своими руками. В альбоме «Назови профессии» предоставлены иллюстрации к данным профессиям и те предметы – помощники, которые они используют в своей работе. Дети с удовольствием изучали этот альбом. Куклы также помогли в изучении данных профессий, благодаря им, дети с лёгкостью отвечали на вопросы по данной теме.

Знакомство с профессиями было не только с помощью показа наглядного пособия, но и через чтение художественной литературы: отрывок из стихотворения К. Чуковского «Айболит». А также чтение потешек, стихотворения С. Капутикян «Маша обедает». В самостоятельной и совместной деятельности детям были предложены:

• раскраски с иллюстрациями на тему профессии; дети учились правильно держать карандаш в руке, старались раскрашивать предмет, не выходя за контур, закрепили название профессий и их предметов – помощников, умеют называть их.

• дидактическая игра «Четвёртый лишний»; у детей расширилось представление о профессиях «Повар», «Врач», «Парикмахер», их названиях и предметах помощниках, дети научились классифицировать предметы по существенным признакам, обобщать их.

• дидактическая игра «Чудесный мешочек»; дети закрепили умение правильно называть овощи и фрукты, лежащие в мешочке, развивали мелкую моторику кистей пальцев рук, а также развивали воображение, память, мышление, у детей обогатился и пополнился словарный запас.

• дидактическая игра «Что куда положить?»; закрепили название овощей и фруктов, умеют их называть, также закрепили название цвета у овощей и фруктов. У детей в этой игре развивалось воображение, мышление, обогатился и пополнился словарный запас.

• дидактическая игра «Собери картинку»; дети научились складывать целое изображение из двух – четырёх частей; у детей в игре развивалось внимание, мышление, обогатился словарный запас.

• сюжетно – ролевая игра «кукла Катя заболела»; у детей расширились знания и обогатился словарь по данной теме, закрепили умение определять назначение и функции предметов. В игре развивались внимание, память, мышление, формировались начальные навыки ролевого поведения, связывали сюжетные действия с названием роли.

• дидактическая игра «Найди пару»; дети закрепили умение определять назначение и функции предметов, название профессий, у детей в игре развивались внимание, память, мышление.

• сюжетно – ролевая игра «кукла Катя хочет кушать»; с детьми закрепили знание о столовой и чайной посуды, дети научились её различать, называть, обогатился словарный запас, формировались начальные навыки ролевого поведения, связывали сюжетные действия с названием роли.

Дети с большим удовольствием принимали участие в игре

Для развития мелкой моторики кистей пальцев рук, играла с детьми в пальчиковую игру «Мы капусту рубим».

На прогулке и в группе с детьми проводила физминутки. Они с большим удовольствием выполняли все движения в соответствии с текстом.

Для работы с родителями была подготовлена консультация (папка – передвижка) «Сюжетно – ролевая игра в жизни ребёнка».

Заключительным этапом в моём проекте стала совместная игровая деятельность «Увлекательное путешествие в страну профессий», где дети показали все полученные знания по данной теме.

Помогли кукле Кати собрать картинки и назвали, кто на них изображён

Детям было предложено отправиться в страну профессий и они с большим удовольствием отправились туда. Дети побывали в гостях у доктора, полечили Зайчика. У парикмахера поиграли в игру «Четвёртый лишний», а также побывали в гостях у повара, помогли ему сделать салат из капусты и разложить овощи и фрукты для компота и супа. Повар угостил детей печеньем и они довольные вернулись в детский сад.

Для родителей было проведено заседание круглого стола на тему «Знакомство с профессиями посредством сюжетно — ролевых игр детей раннего возраста».

На заседании был предоставлен фотоотчёт в виде фильма, а также поделки с конкурса «Кукла своими руками» и альбом «Назови профессии»

Заключением в данном мероприятии стало награждение участников конкурса грамотами и сладкими призами

Результаты:

• Дети могут выполнять взаимосвязанные игровые задачи;

• Активизировалась речь детей, их словарный запас, внимание, мышление, память;

• Сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, к самому себе и к сверстникам;

• Научились условным действиям с игрушкой, предметами-заместителями; связывание 2-3 игровых действий в цепочку; дети научились продолжать действие, начатое партнером.

• Научились раскладывать предметы на группы.

Результативность:

Для оценки результатов было проведено итоговое интегрированное развлечение, которое показало, что уровень знаний по этой теме повысился.

Дети самостоятельно ответили на предложенные вопросы. Кто такой: повар, парикмахер, врач? Что они делают? Какими предметами помощниками пользуются? В процессе работы развился интерес к профессиям «Повар», «Врач», «Парикмахер», познавательная активность.

Дети стали чаще использовать в сюжетно – ролевых играх предметы заместители. Активней стали оперировать предметами помощниками.

Дети научились находить сходство и различие предметов помощников, объединять предметы по сходным существенным признакам.

Обогатился словарный запас по данным профессиям. Дети стали понимать значимость труда повара, парикмахера, врача.

Изучение тем «Повар», «Парикмахер», «Врач» в ходе проектной деятельности, вполне оправдывает себя, доставляя удовольствие от совместной деятельности не только детям, воспитателю, но и родителям. Родители приняли активное участие в организации предметно – развивающей среды группы: изготовили альбом «Профессии» и кукол своими руками. Данные работы могут служить иллюстративным материалом на занятиях по развитию речи.

Таким образом, можно сделать вывод, что проведённая мною работа по этой теме имеет положительный результат и даёт возможность для последующего развития в старших группах.

Список используемой литературы

1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. – 2 – е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика – Синтез, 2008. – 112с. : цв. вкл.

2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Первая младшая группа. Издательство – Учитель 2013 год, с 292.

3. Смирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2 – 3 лет. Пособие для воспитателей и родителей. Издательство «Мозаика – Синтез» 2007 год, 104 с.

4. Чуковский К. «Айболит», Библиотека детской классики — авторский сборник, 2010 год

5. http://www.ilogoped.ru/stihi_professii.php Стихотворения — основы «Профессии», Е. Алябьева «Мы шофёры»

6. http://crazymama.ru/verse.php?a=1&id_verse=222 Пальчиковые потешки. Детские потешки, стишки «Мы капусту рубим, рубим».

7. http://plus-music.org/%D0%B7%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83%D0%B9%D1%82%D0%B5+%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%B8 Песенка – приветствие «Здравствуйте ладошки»

8. http://mp3-pesnja.com/song/%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0+%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9+%D0%BC%D1%8B+%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BC-%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BC-%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BC+%D0%B2+%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%8F Песенка «Мы едем, едем, едем в далёкие края»

9. http://mam2mam.ru/forum/forum3/topic366/messages/ К. Авдеенко Стихи – потешки.

Источник: maam.ru