Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе»

Наталья Чульжанова
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе»

Современное общество стремится понять и познать историю и культуру своего народа. Ибо сохранение и возрождение культурного наследия играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Актуальность:

Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого — своего народа, своей страны, научиться уважать  их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить  настоящих патриотов своей Родины.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Вид проекта:Краткосрочный (1 месяц)

Участники проекта:Дети, родители воспитанников, воспитатели группы.

Форма работы:Игровая, познавательная, продуктивная, образовательная деятельность, театрализованная деятельность, художественно-эстетическая.

Цель проекта:Формировать познавательные и творческие способности, активность и любознательность детей  при приобщении детей к русской национальной культуре.

Задачи проекта:  1. Знакомить с народным творчеством и традициями русского народа.

2. Расширить знания в области национальной культуры, русских традиций и промыслов

3.  Воспитывать положительное отношение к народному творчеству, уважения к предкам, к традициям и культуре русского народа.

4. Развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество через изобразительную деятельность.

Ожидаемый результат:

Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

Формирование чувств национального достоинства.

Развитие познавательно-исследовательского интереса, навыков работы с информацией.

Широкое использование всех видов фольклора.

Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Подготовительный этап работы: изучение литературы, анкетирование родителей.

Основной этап:

— Экскурсия в музей.

— Установление контактов с родителями с целью подбора экспонатов для оформления музыкального зала.

— Подбор информации, иллюстраций, детской литературы, предметов быта русской старины.

— Составление картотеки народных игр.

— Подбор праздничных народных костюмов.

— Составление картотеки пословиц, поговорок, потешек, подвижных игр.

Изготовление головных уборов.

Поделки из теста

Заключительный этап:

— Подготовка интерьера музыкального зала в стиле русской избы.

— Проведение досуга «Посиделки в русской избе».

План работы по реализации проекта:

— Изучение литературу по формированию знаний о культуре русского народа;

— Работа с детьми в ОД и режимных моментах;

— Опрос родителей по данной проблеме, выяснить проблемы воспитания по данной теме;

-Посещение городского музея (рассматривание народных костюмов, предметов народного быта, орудия труда.

-Создание познавательно – развивающей среды группы с помощью предметов быта русской старины, художественно – познавательной литературы в соответствии с возрастом детей;

-Разучивание пословиц, поговорок, танцев, песен и народных игр;

— Изготовление головных уборов;

— Подготовка интерьера музыкального зала в стиле русской избы;

— Проведение досуга «Посиделки в русской избе».

Результаты проекта:

Через созданную РППС в группе, у воспитанников сформировались первичные знания о предметах народного быта, праздниках, традициях, разных видах народно-прикладного творчества, о русской народной культуре в целом.

Проявляется уважение к прошлому и настоящему, забота о будущем. Развивается национальное самосознание.

Данный проект также позволил вовлечь родителей в совместный творческий процесс, сблизить их с детьми, раскрыть их творческий потенциал.

Список литературы:

1.     «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Миханева.

2.     «Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками» С. Р. Николаева, И. Б. Катышева.

3.     «Обруч» №5 2009 г.

4.     «Знакомство детей с русским народным творчеством» Т. А. Буранина, О. А. Маркива

Источник: maam.ru