Проект по патриотическому воспитанию в ДОУ «Что такое День Победы — это значит, нет войны!»

Громова Наталья Алексеевна
Проект по патриотическому воспитанию в ДОУ «Что такое День Победы — это значит, нет войны!»

«Что такое День Победы – это значит, нет войны!»

(образовательный проект педагогов, воспитанников и родителей)

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Патриотами не рождаются, ими становятся в непростом процессе развития, воспитания, становления личности. Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Сегодня проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из наиболее актуальных. Причин несколько: отсутствие у молодых людей духовно-нравственных ценностей, у детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии, сегодня материальные ценности доминируют над духовными слабые познания в области культуры и истории родного края и страны в целом, недостаточная работа воспитателей/учителей (и, главное, родителей) по данной тематике.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Дети-дошкольники любознательны, отзывчивы, очень восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для педагогов ДОУ это время благодатной почвы.

Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию разнообразны:

— создание соответствующей развивающей среды (уголок родного края/центр «Мы родом из России»;

— тематические занятия/беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о знаменитых людях, прославивших Родину;

— спортивные и музыкальные развлечения и праздники.

-организация выставок по ИЗО деятельности (плакаты, рисунки, поделки, коллажи и пр.) совместно с родителями;

— виртуальные прогулки и экскурсии;

— чтение детских книг на патриотические темы, загадки и пословицы;

— соответствующий подбор песен и стихов для разучивания,

— просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей,

— народные подвижные игры и игры-упражнения, соревнования;

— дидактические игры/сюжетно-ролевые игры,

— наблюдения,

— взаимодействие с родителями;

— взаимодействие с социумом.

День Победы – особенный праздник для всей нашей страны. Это уникальная возможность для осуществления задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

Ежегодно педагоги нашего ДОУ запускают проект «День Победы», в котором участвуют воспитанники старшего дошкольного возраста, педагоги учреждения и родители.

Цель проекта:

Формированиеу старших дошкольников основ для гражданской позиции, развиватьпатриотические чувства, любовь к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне, о вкладе жителей родного города, Кузбасса в победу страны.

Задачи:

1. Формировать представления и знания о событиях Великой Отечественной войны на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.

2. Формировать представление о героизме,патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы.

3. Знакомить с именами героев России, их подвигами во время Великой Отечественной войны, зарождая в детях чувство гордости, уважения и любви к своим соотечественникам.

4. Воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение к солдатам- защитникам Отечества, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожими на них.

5. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, умение выражать свои чувства, обогащать словарный запас словами, связанными с военной тематикой (словарь признаков, предметов и действий, синонимов и антонимов).

6. Расширять музыкальный кругозор через ознакомление с лучшими образцами песен военных лет.

7. Налаживать взаимодействие с родителями в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыкального и художественно-эстетического воспитания.

8. Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество, знакомить с произведениями живописи, связанными с темой войны и Днём Победы.

9. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Участники проекта: воспитанники ДОУ, родители, педагоги ДОУ.

Тип проекта:краткосрочный, информационно-творческий.

Время проведения проекта: с1 по 8 мая.

Развивающая предметно-пространственная среда:

-Подбор наглядно–дидактического материала на тему ВОВ и солдатских будней.

-Подбор художественной литературы (рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике 9 мая, военных профессиях).

-Подбор песен военных лет.

-Подбор различных материалов для продуктивной деятельности детей.

-Подготовка атрибутов для сюжетно – ролевых игр на военную тематику.

— Дидактические игры (познавательно-речевые) с патриотическим содержанием

Ожидаемые результаты:

Воспитанники:

-имеют знания и представления о героическом прошлом нашей Родины;

-имеют представления о военных профессиях, о родах войск, военной технике;

-знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику;

-владеют расширенным словарным запасом по теме проекта;

-имеют представление о памятных местах родного города;

-имеют представление о земляках-героях, о членах своей семьи, участников военных лет/тружеников тыла;

-испытывают уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ;

Родители: активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.

Педагоги: осуществляют инновационную деятельность; повышают профессиональный уровень.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

-определение темы проекта.

-формулировка цели и задач.

-составление плана основного этапа проекта.

Родители:

-решение о принятии участия в проекте,

-анкетирование родителей,

— сбор фотографий для стенгазеты/фотоальбома,

— изготовление/приобретение атрибутов для флешмоба и бессмертного полка

Воспитанники:

-рассматривание иллюстраций, презентаций о ВОВ.

-опрос детей.

Основной этап:

-Проведение совместной деятельности с воспитанниками: НОД, беседы, ИЗО деятельность (рисование, лепка, аппликация, чтение художественной литературы

-Выставка художественной литературы о ВОВ.

-Слушание музыкальных произведений.

-Художественно-творческая деятельность.

-Разучивание стихотворений.

-Рассматривание иллюстраций, плакатов, презентаций по теме.

— Встречи с интересными людьми

Проект краткосрочный, поэтому каждый день насыщен различными видами деятельности т. о., чтобы каждый ребенок мог себя проявить в разный сферах – образовательных областях.

В качестве примера – содержание 1 дня проекта.

4 день проекта

НОД «Дети и война»

СРИ «Военный госпиталь»

Практикум «Первая помощь»

Подвижные игры/игры упражнения «Кто быстрее до флажка», «Доставь пакет», «По минному полю», «Кто меткий»

Дидактическая игра «Найди предметы в группе с помощью плана»

Конструирование (аппликация) «Поздравительная открытка»

Слушание песни «Катюша», П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

Чтение С. Я. Маршак «Мальчик из села Поповки»

Заключительный этап.

-Трансляция результатов проекта (фотовыставка/ стенгазета/ выставка совместных детско-родительских работ)

-Проведение итогового мероприятия: музыкально-литературная композиция/ спортивно-познавательное развлечение/ смотр строя-песни и пр.

-Посещение митинга посвященного «Дню победы» (с родителями).

-Возложение цветов к памятнику.

В нашем ДОУ музыкальный руководитель совместно с воспитателями разработала несколько сценариев итогового мероприятия проекта: музыкально-литературная композиция, смотр-конкурс строя и песни, музыкально-спортивное развлечение. Каждый из сценариев предполагает проведение 3 этапов мероприятия: в музыкальном/спортивном зале, сюрпризная прогулка/квест — игра, праздничный флешмоб.

Первый и третий этап требуют подготовки, которая осуществляется на всем протяжении проекта: разучивание стихов, песен, агитбригад, музыкально-ритмических композиций.

Сюрпризную прогулку готовят непосредственно воспитатели групп. Чаще всего это игра-путешествие или квест-игра по типу «Найди клад» (группа следует по маршрутному листу, выполняя различные задания на станциях-военных объектах). Когда все задания выполнены, детей ждет «полевая кухня» с настоящей солдатской кашей.

Окончание сюрпризной прогулки- праздничный флешмоб/шествие «бессмертного полка» и запуск шариков.

Каждый год внутри основного проекта ко Дню Победы рождаются мини проекты:

• «Письма с фронта»

• «История моей семьи»

• «Памятные места родного города»

Яркие впечатления об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны. Традиции празднования Дня Победы в нашем ДОУ и являются теми яркими впечатлениями.

Источник: maam.ru