Проект по духовно-нравственному воспитанию «Бабушка моя — солнце на ладошке» в младшей группе

Мария Суродькина
Проект по духовно-нравственному воспитанию «Бабушка моя — солнце на ладошке» в младшей группе

«Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю». (В. А. Сухомлинский)

Тип проекта: краткосрочный, групповой.

Цель проекта: дать детям знания о семейных традициях; воспитывать любовь, уважение, сочувствие, сопереживание к близким людям (бабушкам).

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель, родители, бабушки.

Задачи:

• Воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения.

• Побуждать детей к проявлению доброты, сочувствия и помощи бабушкам и дедушкам.

• Вызвать у детей эмоциональный отклик, формировать доброжелательность в общении, прививать уважение, заботливое отношение к пожилым людям.

Актуальность темы: Важнейшей и актуальной задачей воспитания будущего поколения является привитие духовно-нравственных ценностей. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. В возрасте 3-4 лет дети ещё мало знают о своих бабушках, о её профессиях. Устное народное творчество: сказки, песенки, потешки, помогают детям поближе узнать о них. Простота, законченность и лаконичность малых форм фольклора близко восприятию ребенка, поэтому и понятно ему. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, зле, уважительное отношение к труду, к семье, в них восхваляются положительные качества. Поэтому я считаю, что данный проект станет хорошим подспорьем в воспитании духовно-нравственных ценностей ребёнка.

Этапы работы:

I.Подготовительный.

1. Определение темы, цели, задач, содержание проекта.

2. Анкетирование родителей: Каково участие бабушек в воспитании Вашего ребенка?

Анкетирование для бабушек: Каково Ваше участие в воспитании внуков?

3. Выбор художественной литературы, мультфильмов, иллюстраций по теме проекта.

4. Сбор материала для выставки «Золотые руки бабушки».

II.Основной.

Формы работы с детьми:

— Беседы: «Как зовут бабушку», «Как мы проводим время вместе с бабушкой», «Бабушкины помощники», «У бабушки на кухне», «Вместе с бабушкой играть веселей».

— Рассматривание сюжетных картинок по сказкам: «Колобок», «Репка», «Снегурочка», «Лисичка-сестричка».

— Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Вкусные пироги», «Подбери заплатку», «Варим суп», «Назови ласково».

— Чтение художественной литературы: «Бабушка» А. Барто, «Про бабушку» С. Капутикян, «Бабушкины руки» Л. Квитко, «Помогаю бабушке» В. Коркин, «Бабушка родная, бабушка моя» А. Бельский, «Репка» р. н. с., «Колобок» р. н. с., «Снегурочка» р. н. с., «Лисичка-сестричка» р. н. с.

— Сюжетно-ролевые игры: «Семья» (игровая ситуация «Бабушка готовит вкусный суп, «Бабушка приболела», «Испечём оладушки».

— Пальчиковые игры: «Бабушки и внуки», «Моя семья».

Музыкальная деятельность: Разучивание песен о бабушке: «Ладушки», «Бабушке».

Трудовая деятельность: «Бабушкины помощники». Рассматривание сюжетных картин – знакомим с трудом бабушек.

Продуктивная деятельность: Лепка: «Бусы для бабушки Глаши».

Практическая деятельность:

Экскурсия на выставку «Золотые руки бабушки», рассматривание изделий изготовленных руками бабушек, беседы по их содержанию.

Работа с родителями:

Памятка для родителей по духовно-нравственному воспитанию.

III.Заключительный этап

Выставка детских рисунков для бабушек; выставка: «Золотые руки бабушки»

Приложение №1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Каково участие бабушек в воспитании Вашего ребенка?

а) Только они и занимаются ребенком;

б) дают советы, которые я игнорирую;

в) дают полезные советы, к которым я прислушиваюсь;

г) я делаю все, что они советуют;

д) бабушки вообще не вмешиваются в процесс воспитания;

е) бабушки в целом следуют моим пожеланиям.

Другое___

2. Как часто Ваш ребенок общается с бабушками?

а) С одной из них мы живем вместе, другая приходит по выходным;

б) одна сидит с ребенком вместо няни, другая приезжает в гости время от времени;

в) бабушки работают «нянями» по очереди;

г) встречается с каждой раз в месяц;

д) встречается с каждой реже, чем раз в месяц;

е) не общается ни с одной из них.

Другое___

3. Были ли у Вас конфликты с бабушками на почве воспитания детей?

а) Постоянно;

б) редко, только по принципиальным позициям;

в) нет, никогда.

Другое___

4. Как Вы боретесь со стремлением бабушек делать все по-своему в воспитании детей?

а) свожу к минимуму их общение с ребенком;

б) провожу профилактические беседы;

в) каждый раз отстаиваю свою позицию;

г) не борюсь, так как у нас нет разногласий;

д) не борюсь, поскольку это бесполезно;

е) зачем бороться? На то и бабушки, чтобы баловать ребенка.

Другое___

Спасибо за участие!

АНКЕТА ДЛЯ БАБУШЕК И ДЕДУШЕК

1. Каково Ваше участие в воспитании внуков?

а) только я и занимаюсь ребенком;

б) даю советы, которые родители игнорируют;

в) даю советы, к которым родители прислушиваются;

г) я делаю все, что скажут родители;

д) я вообще не вмешиваюсь в процесс воспитания;

е) родители, в целом, следуют моим пожеланиям.

Другое___

2. Как часто Вы общаетесь с внуками?

а) постоянно, т. к. мы вместе живем;

б) приезжаю в гости время от времени;

в) встречаемся раз в месяц;

д) встречаемся реже, чем раз в месяц;

Другое___

3. Были ли у Вас конфликты с родителями на почве воспитания внуков?

а) постоянно;

б) редко, только по принципиальным позициям;

в) нет, никогда.

Другое___

4. Если мнение родителей в вопросе воспитания не совпадает с Вашим, каковы Ваши действия?

а) свожу к минимуму общение с ребенком;

б) провожу профилактические беседы с родителями;

в) каждый раз отстаиваю свою позицию;

г) не борюсь, так как у нас нет разногласий;

д) не борюсь, поскольку это бесполезно;

е) зачем бороться? На то и родители, чтобы воспитывать ребенка.

Другое___

Спасибо за участие!

Приложение №2

Художественная литература

У мамы — работа,

У папы — работа.

У них для меня

Остается суббота.

А бабушка дома — всегда.

Она не ругает меня никогда!

Усадит, накормит:

«Да ты не спеши!

Ну что там стряслось у тебя,

расскажи?»

Я говорю, а бабушка

не перебивает.

По крупинкам гречку

сидит перебирает.

Нам хорошо вот так вдвоем,

и дом без бабушки — не дом.

А. Барто

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

И все мне любо в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

Латают, вяжут, метят,

Все что-то мастерят.

Так толсто мажут пенки,

Так густо сыплют мак,

Так грубо трут ступеньки,

Ласкают нежно так.

Проворные — смотрите,

Готовы день-деньской

Они плясать в корыте,

Шнырять по кладовой.

Настанет вечер — тени

Сплетают на стене

И сказки-сновиденья

Рассказывают мне.

Ко сну ночник засветят —

И тут замолкнут вдруг.

Умней их нет на свете

И нет добрее рук.

Л. Квитко

Стала бабушка

Старой, хворою,

От ходьбы она

Устает.

Храбрым летчиком

стану скоро я,

Посажу ее

В самолет.

Не тряхну ее,

Не качну ее,

Отдохнет она

Наконец.

Скажет бабушка:

«Ай да внучек мой,

Ай да летчик мой!

Молодец!»

С. Капутикян

Помогаю бабушке,

Я уже большой.

Улыбнулась бабушка —

И стала молодой.

— Молодая бабушка!

Люди говорят.

Я за нашу бабушку

Очень рад.

Я, ребята, бабушке

Не грублю,

Потому что бабушку

Я люблю.

Будем нашим бабушкам

Помогать с тобой!

— Улыбайся, бабушка,

Всегда будь молодой!

В. Коркин

Кто одарит нас заботой

и своим теплом?

И на ком на самом деле

держится весь дом?

Кто печётся, чтобы крепла

дружная семья?

Это бабушка родная,

бабушка моя.

Руки просто золотые –

что ещё сказать?

Любит бабушка носочки,

шарфы нам вязать.

А под самый-самый вечер

раз, да и возьмёт –

Сказку добрую расскажет,

песенку споёт.

Время как-то торопливо

подгоняет нас,

Но оно не изменяет

блеск любимых глаз.

И морщинки не подвластны

подгонять года –

Для меня ты, бабушка,

вечно молода!

А. Бельский

Приложение №3

Пальчиковые игры

«Моя семья»

Игра заключается в произнесении потешки:

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья.

С одновременным показом на пальцах правой или левой руки (сначала рука сжата в кулачок, с произнесением каждой строки потешки ребенок разжимает по одному пальчику, начиная с большого, произнося последнюю строчку потешки ребенок хлопает в ладоши)

«Бабушки и внуки»

Было у бабушки 10 внучат. Сжимают и разжимают пальцы.

Две Акульки в люльке качаются‚ Поочерёдное разжимание пальцев

Две Аринки на полатях улыбаются‚ на обеих руках одновременно‚

Два Ивана на лавке сидят‚ начиная с мизинцев.

Два Степана учиться хотят.

Десять внуков‚ Широко раздвинуты пальцы.

А бабушка одна. Большой палец вверх.

Приложение №4

Приложение №5

Конспект по лепке в младшей группе «Бусы для бабушки Глаши».

Цель: Продолжать учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладоней круговыми движениями и расплющивать пальцем сверху.

Задачи:

— учить различать и называть цвета пластилина;

— воспитывать интерес к изобразительной деятельности;

— развивать зрительное внимание, память;

— развивать мелкую и общую моторику.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Материалы и оборудование:

Бусы, листы картона с изображением нити и бус, пластилин разных цветов.

Ход занятия:

Чтение А. Барто «Бабушка».

В группу входит взрослый, одетый как бабушка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости (ответы детей).

Воспитатель: Правильно ребята, сегодня к нам в гости пришла бабушка, её зовут Глаша.

Бабушка Глаша: Здравствуйте ребята.

Воспитатель: Здравствуй, бабушка Глаша. Ребята, давайте посмотрим на неё внимательно, что одето на бабушке? (платок, платье, кофта, фартук)

Воспитатель: Ребята, мне кажется, что наша бабушка Глаша почему-то грустная. Давайте у неё спросим, что случилось.

Бабушка Глаша: Ребята, я хотела показать вам свои красивые бусы, но по дороге к вам я их нечаянно порвала и рассыпала.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем нашей бабушке.

Физкультминутка.

Игра «Собери по цвету»

Воспитатель: Посмотрите, все бусинки просыпались на пол и раскатились. Помогите бабушке Глаше их собрать. Дети раскладывают по цвету «бусинки» (круги вырезанные из цветного картона).

Лепка бус для бабушки Глаши.

Воспитатель: Ребята, а давайте бусы для бабушки слепим из пластилина! Подскажите, какого цвета они будут? (дети называют цвета пластилина, который стоит перед ними).

Воспитатель: Правильно, бусы мы будем лепить яркие, красивые, разноцветные.

Воспитатель: Посмотрите на мои бусы (дети рассматривают бусы). Скажите, пожалуйста, на что похожи бусинки? (на шарики) Какой формы у нас будут бусинки? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, бусинки круглые, поэтому мы будем лепить шарики.

Из коробочки мы сначала возьмем пластилин синего цвета. (Дети выполняют задание.)

Воспитатель: Комочек пластилина большой, а наши бусинки маленькие. Поэтому от комка пластилина нужно отщипнуть небольшой кусочек. Теперь его нужно размять пальчиками, чтобы он стал мягким и скатать из него шарик. Посмотрите, как я это делаю (показ приёма выполнения). Вот такая синяя бусинка у меня получилась. (Эту же работу предлагаем сделать и с красным и с жёлтым кусочком пластилина).

Воспитатель показывает приёмы скатывания из пластилина небольших шариков и показывает, как аккуратно их нужно разложить на картон, надавливая на шарики, прикрепляя «бусинки» на ниточку (Дети выполняют кругообразные движения ладонями, воспитатель в процессе лепки контролирует приёмы работы, помогает детям, затрудняющимся в выполнении задания).

Воспитатель: Ребятки, давайте ваши красивые бусы покажем бабушке Глаше.

Бабушка Глаша: Спасибо вам большое ребята, за такие нарядные бусы.

Бусы славные! Что надо!

Бабушка подарку рада.

Приложение №6

Памятка для родителей по духовно-нравственному воспитанию.

От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребёнка складывается ощущение: «со мной всё в порядке», «я — хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение: «со мной что — то не так», «я — плохой».

Душевная копилка ребёнка работает день и ночь. Её ценность зависит от того, что мы туда бросаем.

Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.

Научитесь слушать своего ребёнка и в радости и в горести.

Наказывая своего ребёнка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.

Станьте для своего ребёнка, примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам семьи и другим людям.

Обнимайте и целуйте своего ребёнка в любом возрасте.

Не разговаривайте со своим ребёнком с равнодушным и безразличным лицом.

Заведите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребёнка теплее и радостнее.

Источник: maam.ru