Проект «Огород на подоконнике» в старшей разновозрастной группе

Светлана Александровна Мажова
Проект «Огород на подоконнике» в старшей разновозрастной группе

Вид проекта:

• По направленности: информационно-познавательный.

• По количеству участников: групповой.

• По продолжительности: краткосрочный.

Участники проекта:

• Дети старшей группы (4-7 лет)

• Воспитатели.

• Родители.

Сроки реализации: 1 месяц.

Актуальность проекта.

Многие родители, имеющие свои огороды (дачи) или участки не подозревают, что зеленое царство начнёт вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых, дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать, и ухаживать за растениями.

Гипотеза.

Можно предположить, что дошкольник, прошедший «школу» ухода за огородными культурами на подоконнике, будет участвовать в посильном труде по выращиванию овощей на грядке вместе с родителями. А родители, получив необходимые советы, рекомендации, будут привлекать ребенка к совместной деятельности по выращиванию овощей и фруктов.

Проблема.

Дети старшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Цель проекта.

• Формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

• Воспитывать у детей любовь к природе.

• Создать в группе огород на подоконнике.

Задачи проекта.

• Дать знания, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.

• Расширить знания и представления детей о полезных свойствах овощей (лука, чеснока, огурцов и салата, их строении и условиях, необходимых для их роста.

• Уточнить представления о труде взрослых, учить детей правильно называть трудовые действия.

• Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уточнить знания детей о привычках полезных для здоровья человека.

• Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.

• Получить положительные эмоции от полученных результатов.

• Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.

• Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

Основные направления проекта.

• Работа с дошкольниками.

• Работа с родителями в результате реализации проекта «Огород на подоконнике».

Ожидаемые результаты.

• Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.

• Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.

• Дети будут бережно относиться к своему здоровью.

• Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.

• Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.

Успех реализации задач обеспечивается построением системы работы по данному направлению, включает следующие компоненты:

• Создание предметно – развивающей среды;

• Работа с родителями.

Одним из важнейших условий решения задач является организация развивающей предметной среды. Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться.

Работа с дошкольниками включает в себя:

• Подбор и рассматривание иллюстраций.

• Организация и проведение опытнической деятельности: «Огород на подоконнике». Посадка овощей: лука, огуцов, овса, редиса, фасоли и т. д.

• НОД «Со здоровьем я дружу, быть здоровым я хочу».

• Беседа: «Осторожно – микробы».

• Проведение наблюдений за ростом растений с фиксацией изменений в росте (фото, «Дневник наблюдений»).

• Посадка овощей дома с родителями (рекомендации).

• Уход за посаженными растениями через наблюдение (полив, рыхление почвы).

• Подбор и чтение художественной литературы.

• Подбор и отгадывание загадок по теме «Овощи», стихов.

• Самостоятельная деятельность детей, раскрашивание овощей, рисование микробов.

• Организация и проведение дидактических игр для закрепления знаний об овощах: «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Что сажают в огороде», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Четвертый — лишний».

• Оформление огорода в стиле маленького сельского дворика: «Домик в деревне», где живут, Дед во сто шуб одет и Луковка. Они «выращивают» овощи на грядках. Дети в игровой форме знакомятся с бытом и хозяйством, обитателями сельского дворика, с орудиями труда, сельскохозяйственной техникой, наблюдают за ростом растений.

Совместная деятельность детей и родителей:

• Посадка некоторых культур (цветов – луковичные) дома вместе с детьми.

Работа с родителями:

• Беседа с родителями «Огород на подоконнике» (на собрании).

• Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне, в изготовлении атрибутов для огорода: Дед — во — сто — шуб – одет, Луковка, чучело, колодец, курочка с цыплятами, «собачка», дерево, половичок, солнышко и тучки, зона: «Пруд»; посадка некоторых культур дома с детьми.

• Консультация: «Овощи и фрукты – полезные продукты»

Работа с социумом: сотрудничество с коллегами.

Этапы работы:

1-й этап – информационно-аналитический (конец февраля – начало марта).

Цель:

• Изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу по теме.

• определение проблемы,

• выбор цели проекта,

• сбор информационного материала,

• создание условий для организации работы в «огороде на окне»,

• составление плана мероприятий по организации детской деятельности

• введение детей в проблемную игровую ситуацию,

• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога).

На данном этапе необходимо обозначить проблему:

Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Формирование начала экологической культуры у детей содержит вариант конкретных технологий, построенных на организации взаимодействия ребят дошкольников с природой, ближайшего окружения, познание того, что растет и живет рядом с ним.

Создание развивающей экологической среды, которая при правильном её устройстве, усовершенствовании и последующем использовании в педагогической деятельности выступает как метод экологического воспитания детей.

План действий:

• Беседа с родителями «Огород на подоконнике.

Цель: Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

• Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Цель: Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике.

2-й этап – внедренческий (сбор и анализ информации, (1-я — 3-я неделя марта)

Включение каждого ребенка в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений, навыков.

Реализация проекта: «Огород на подоконнике» — проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение, самостоятельная деятельность детей).

План действий:

• Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.

• Практическая деятельность: посадка лука, свеклы, овса, редиски.

• Опыт – наблюдение за ростом лука, свеклы, овса, фасоли, цветочных культур (гладиолус, лилия).

• Рассматривание цветочных семян через лупу.

• Практическая деятельность: выращивание рассады.

• Опыт — наблюдение за ростом лука в разных условиях (вода, почва).

• Дидактическая игра «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Что сажают в огороде», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Четвертый — лишний».

• Наблюдения: «Растут ли наши растения?»

• Оформление дневника наблюдений.

• Итоговая беседа «Огород на подоконнике».

• НОД «Со здоровьем я дружу, быть здоровым я хочу».

3-й этап – заключительный, (4-я неделя марта)

• НОД (итоговое) «Со здоровьем я дружу, быть здоровым я хочу».

• Итоговая беседа, подведение итогов.

Обеспечение проекта:

Техническое: компьютер.

Кадровое: взаимосвязь со старшим воспитателем.

Информационные: методическая и художественная литература, материалы мероприятий с дошкольниками, иллюстрации, картотеки по теме.

Нормативно-правовые: соблюдение СанПиН в плане режима, организация детской деятельности в ДОУ.

Финансовое: за счет собственных средств, средств спонсоров.

Выводы:

• Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.

• У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

• В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания и умения (условия для роста растений).

• Узнали все о пользе овощей, фруктов и о бережном отношении к своему здоровью. Закрепили полезные привычки для здоровья человека.

• Дети увидели многообразие посевного материала.

• Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

• В группе был создан огород на окне.

• Дети стали более уважительно относиться к труду.

• Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.

• Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

Источник: maam.ru