Проект «На стыке двух культур: Сагаалган и Масленица» в группе раннего возраста

Ольга Жамсаранова
Проект «На стыке двух культур: Сагаалган и Масленица» в группе раннего возраста

Продолжительность проекта: краткосрочный (с 26 февраля по 28 февраля)

Вид проекта: познавательный, творческий.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: младший дошкольный от 2 до 3 лет.

Интеграция: социализация, коммуникация, художественное творчество, речевое развитие.

Актуальность: При всем разнообразии культурных традиций в мире не так много праздников, которые отмечаются совместно. В 2020 году начало Белого месяца – Сагаалгана — совпало с наступлением масленичной недели – 24 февраля. Современное поколение теряет значимость национальных культурных ценностей. Дети дошкольного возраста в силу своих возрастных особенностей зачастую не имеют представления об этих праздниках, не говоря уже о национальных традициях их празднования. Этот проект направлен на знакомство младших школьников с культурными традициями и обычаями русского и бурятского народов в праздновании Сагаалгана и Масленицы, для развития чувства сопричастности к народным торжествам. Эти два праздника — воплощение духовного родства и всеобщего единения, символ добра и гостеприимства, взаимного уважения и почитания. Эти праздничные дни сплачивают и украшают нашу жизнь. Отмечая эти события, мы сохраняем наше богатое культурное наследие и обеспечиваем передачу духовных ценностей и уважения традиций будущим поколениям.

Цель проекта: познакомить воспитанников с обычаями и традициями, связанными с

празднованием Сагаалгана и Масленицы. Дать возможность каждому ребёнку

реализовать свои творческие возможности.

Задачи проекта:

• Формировать знания воспитанников о культуре и традициях бурятского и русского народа;

• Прививать интерес к истории и традициям бурятского и русского народа;

• Развивать воображение, любознательность, крупную и мелкую моторику через художественное творчество;

• Воспитывать чувство толерантности и взаимоуважения.

Ожидаемые результаты:

— разработка игровых занятий для воспитанников по ознакомлению с культурой, традициями и обычаями русского и бурятского народов;

— оформление фотоотчета по теме проекта;

— проведение выставки декоративно-прикладного творчества на тему «Сагаалган и Масленица»;

— проведение развлечения совместно с музыкальным руководителем «Масленица в гости к нам пришла»;

— активное участие родителей в совместной деятельности с детьми: совместное творчество (рисунки и поделки, национальные костюмы);

— оформление предметно-развивающей среды по теме проекта.

— обогащение словарного запаса детей, активизация их активной речи.

Методы и формы работы: чтение художественной литературы, загадывание загадок по теме проекта; дидактические игры; беседы; игровые ситуации; подвижные игры; пальчиковые игры; сюжетно-ролевые игры.

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный.

Подготовить материал для продуктивной деятельности: литература о Праздниках Сагаалган и Масленица (стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, песни; подбор фотографий, иллюстраций). Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. Разработка занятий, определение тематики бесед. Подбор музыкального репертуара. Изготовление пособий, дидактических игр, папок-передвижек по теме проекта.

2 этап. Реализация проекта

Перспективный план проекта:

Образовательные области Виды детской деятельности

Познавательное развитие НОД: ФЦКМ. Познание. «Сагаалган и Масленица».

Рисование пальчиками на тему «Юрта».

Коллективное творчество-рисование/аппликация: «Блинчики на Масленицу»

Лепка на тему «Буузы и блины».

Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций на тему «Сагаалган и Масленица».

Конструирование из бумаги «Юрта»

Социально-коммуникативное развитие Беседы: «Новый год по лунному календарю», «Что такое Ёхор?», «Молочная пища», «Что означает твое имя на бурятском языке», «Бурятская и русская национальная одежда.

Сюжетно-ролевые игры:

«В гости к старшим», «Угощаем блинчиками».

Просмотр мультфильмов:

«Сагаалган», «Широкая масленица».

Выставка декоративно-прикладного творчества на тему «Сагаалган и Масленица»

Развлечение совместно с музыкальным руководителем «Масленица в гости к нам пришла»

Речевое развитие 1. Чтение бурятских народных сказок «Два барана и лиса», «Зима и лето».

2. Знакомство с загадками, пословицами о Масленице.

Художественно-эстетическое развитие Пословицы и загадки о Масленице

Чтение бурятских сказок

Папки-передвижки «Сагаалган», «Широкая масленица»

Иллюстрации на тему проекта

Рисование пальчиками на тему «Юрта».

Коллективное творчество-рисование/аппликация: «Блинчики на Масленицу»

Лепка на тему «Буузы и блины».

Прослушивание народной музыки. Заучивание элементов ёхора. Разучивание песенки «Я пеку, пеку…»

Физическое развитие Артикуляционная гимнастика «Топ-топ, цок-цок, шлеп-шлеп»»

Пальчиковая гимнастика «Дружная семья» Физкультурная минутка «Ой, блины мои, блины»

Воспитание культурно-гигиенических навыков: культура поведения за столом, в гостях, на улице.

Подвижная игра «Юрта», «Иголка, нитка, узелок», «Угадай, кто спрятался?».

3 этап. Итог проекта.

В ходе реализации данного проекта можно выделить следующие результаты:

— у детей сформировались первичные представления о традициях русского и бурятского народов;

— у детей сформировались первичные представления о праздниках Сагаалган и Масленица;

— выставка декоративно-прикладного творчества на тему «Сагаалган и Масленица»

Источник: maam.ru