Проект «Колыбельная народная традиция как средство эмоционального развития дошкольника в семье и детском саду»

Колосова Светлана Сергеевна
Проект «Колыбельная народная традиция как средство эмоционального развития дошкольника в семье и детском саду»

«Песня матери — главная песня в мире; начало всех человеческих песен «

Расул Гамзатов

Актуальность. Детство ассоциируется с ласковыми мамиными руками и нежным голосом, звучанием тихой мелодии и успокаивающими словами колыбельной песни. Текст незатейливой колыбельной песенки прост, но её интонация полна теплоты и заботы, понимания и спокойствия. Первые слова, с которыми сталкивается ребенок, это речь мамы, колыбельная которую она напевает, успокаивая малыша.

Созданные в далеких веках, передаваясь из поколения в поколение, колыбельные песни дошли и до нашего времени. В них утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места, потому что для полноценного психического развития ребенку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире — самое хорошее, его мама — самая лучшая, а дом — самый родной.

Нежность, ласку, сердечность, задушевность, расслабление, успокоение несут колыбельные песни. Они снимают тревожность, возбуждение. Колыбельная — это как бы материнские руки, сомкнутые вокруг ребенка, не допускающие проникновение зла.

Сегодня колыбельные песни стали уходить из нашей жизни. Современные мамы редко поют колыбельные своим детям, ссылаясь на отсутствие музыкальных способностей, не знания слов и дефицита времени. Очень часто, вместо колыбельной песни просто ставят тихую музыку, или ребенок засыпает под звуки телевизора. Сегодня мало кто из мам понимает важность колыбельной песни как средства развития ребенка и общения с ним.

Проблема. В ходе беседы с детьми средней группе по теме «Колыбельная песня» выяснилось, что только девять детей сказали, что им поют мамы перед сном. После этого мною было проведено анкетирование среди родителей. Приняли участие 27 мам, которые отвечали на заданные вопросы:

1. Знаете ли вы колыбельные песни?

2. Откуда они вам известны?

3. Пели ли Вы колыбельные песни своему новорожденному малышу?

4. Поете ли вы сейчас колыбельные песни своим детям перед сном?

5. Можете ли вы их назвать?

6. Сочиняли ли вы сами колыбельные песни?

7. Как помогает колыбельная песня уснуть ребенку?

8. Что вам известно о влиянии колыбельных песен на детей:

9. Считаете ли вы, что в детском саду нужны колыбельные песни перед сном?

В результате поют колыбельные песни 33 %, иногда 25 %, не поют 42 %. Это натолкнуло меня реализовать проект, основной задачей которого стало приобщить родителей и детей к колыбельным песням, как неисчерпаемому источнику воспитательных и образовательных возможностей.

Вид проекта: информационно-творческий (образовательный)

Тип проекта: среднесрочный

Срок реализации: с 1 ноября 2019 по 31 марта 2020 г.

Участники проекта: дети средней группы «Гномики», воспитатели, родители, представители социума.

Образовательная область:

«Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественная литература», «Музыка», «Художественное творчество», «Безопасность».

Цель: Формировать положительное отношение к произведениям народного творчеству детей через колыбельные песни.

Задачи:

Обучающие: — Учить детей чувствовать и понимать колыбельные песни. — Познакомить с историей колыбельных песен, их героями и особенностями интонации произведений.

Развивающие: — Развивать у детей умение воспринимать образное содержание произведений данного жанра. — Развивать художественно-образное мышление при восприятии колыбельных песен, фантазию, творчество.

Воспитывающие: — Воспитывать речевую культуру, умение слышать, определять оттенки чувств и настроений, выраженных в фольклоре. — Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.

Принципы реализации проекта:

• Принцип развивающего образования — деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• Принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей.

• Принцип доступности – учёт реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития.

• Принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для её развития.

• Принцип индивидуализации – раскрытие личного потенциала каждого ребёнка.

• Принцип системности – решение комплекса задач образовательной и воспитательной направленности, что позволяет получить прогнозируемый результат

Ожидаемый результат:

Проявление у детей эмоциональной отзывчивости при прослушивании и пении колыбельных песен.

Применение колыбельных песне в игровой деятельности детей с куклами (укладывая кукол спать, напевают колыбельные песни, качают на руках, подражающими действиям взрослых при пении колыбельных песен.

— Будут понимать важность колыбельных песен в современной жизни, сохранении народных традиций.

Использование воспитателями колыбельных песен в саду.

Родители стали чаще петь колыбельные своим детям перед сном.

— Поддержание эмоционально положительного климата в группе.

— Укрепление взаимоотношений между родителями и детьми.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап.

Цель: — формулировка проблемы, цели, и темы проекта;

— анкетирование родителей

— подбор литературы, аудио и видео материала

— — изучение методической литературы, пополнение личной и групповой библиотек о народной колыбельной песне

— планирование воспитательно – образовательной работы в рамках проекта

— изучение методической литературы

— поиск пособий для детей

-разработка плана реализации проекта

— определение предполагаемых результатов проекта

— анкетирование родителей

изготовление группового альбома «Моя первая песня»

— прослушивание аудиозаписи колыбельных песен перед сном

— пение колыбельных песен воспитателем перед сном

— фотопрезентация проекта «Колыбельная – главная песня в жизни!» для педагогов

[b]2. Практический этап. [/b]

Цель: -реализация проекта, формирование у детей специфических знаний, умений, навыков.

Все занятия и свободная деятельность позволяют в полной мере воспитывать у дошкольников любовь к Родине, к русскому народному фольклору через колыбельную песню; развивали творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру.

-посещение музея ДОУ «Русское подворье»

— беседа «Ходит сон близ окон»

— раскрашивание раскрасок по данной тематике

— беседа о колыбельной (Люлька)

-з с пословицами, потешками, прибаутками по теме, заучивание их.

— дидактические игры – словесные: «Назови ласково», «Подбери признак», «Подбери действие», «Большой — маленький» и др.

— пальчиковая гимнастика «Дрема»

— игры с мини-музеем группы «Русская изба»

— рассматривание иллюстраций по данной тематике

— сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери»

— драматизация колыбельных песен

— этическая беседа о матери.

— заучивание и пропевание колыбельных песне

— использование их в театрализации

— изготовление «куклы — пеленашки»

— слушанье разных видов колыбельных.

— игра малой подвижности «Ходит сон близ окон»

Работа с родителями:

— Привлечение родителей через консультации, беседы и их участие в мероприятиях

— конкурс «Лучшая Мамочка»

— организация мастер-класса с родителями «Кукла- оберег»

— Сборник «Любимая колыбельная для моего малыша»

3. Обобщающе – результативный этап.

Цель: — подведение итогов;

— организация презентации проекта

— выступление на общесадовском собрании с детьми «Колыбельные песни»

Вывод: Колыбельные песни оказывают эмоциональное воздействие на ребенка, устанавливают тесную связь между матерью и ребенком. По своей сути колыбельная очень близка детям, они живо воспринимают её спокойный, ласковый характер. Образы персонажей колыбельных песен связаны с окружающим миром и бытом людей, поэтому в доступной форме ребенку открываются нормы и правила жизни, формируются смысловые установки на взаимоотношения с родителями, другими людьми, предостережения о возможных опасностях, на подсознательном уровне закладывается образ взрослой жизни.

Источник: maam.ru