Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ»

Ирина Синдицкая
Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА»

СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

Проект «Использование песочной терапии в работе логопеда ДОУ»

Выполнил:

учитель-логопед

Синдицкая И. М.

Смоленск 2019

Тип проекта:

По роду деятельности: творческий, коррекционный, информационный.

По времени проведения: долгосрочный (учебный год).

Участники проекта: учитель — логопед, дети, родители.

Пояснительная записка

На логопедических занятиях наряду с традиционной методикой активно используются методы коррекционного воздействия такие, как сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия и многие другие.

В книге М. В. Киселевой «Арт – терапия в работе с детьми» большое внимание уделяется тому, что применение нетрадиционных методов взаимодействия с детьми на логопедических занятиях признано одним из самых эффективных средств своевременной профилактики и коррекции нарушений в речевом развитии. [12]

Наблюдения и опыт многих зарубежных и российских исследователей показали, что перенос обучающих и коррекционно – развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, значительным образом повышается интерес к занятиям, т. е. наблюдается резкое возрастание познавательной активности. С другой стороны, развитие познавательных процессов происходит более гармонично. Именно поэтому детям вдвойне полезнее играть в песочнице. Что касается метода песочной терапии, то применять его можно и на логопедических занятиях для развития мелкой моторики, работы над фонетической стороной речи, лексической, грамматической стороной речи, работа над формированием фразовой речи, что немало важно в процессе их дальнейшего обучения и социализации.

Актуальность проблемы, её теоретическая и практическая значимости и недостаточная разработанность обусловили выбор объекта, предмета и гипотезы исследования.

Объект исследования – применение метода песочной терапии как средства коррекции нарушения звукопроизношения в логопедической работе дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования – влияние метода песочной терапии на эффективность логопедической работы по коррекции нарушения звукопроизношения в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Гипотеза исследования – повысить эффективность логопедической работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения звукопроизношения в условиях дошкольного образовательного учреждения можно, если на логопедических занятиях активно использовать метод песочной терапии с соблюдением определенных требований:

• опираться на собственные представления ребенка о мире;

• использовать дидактические материалы различного цвета и размера;

• использовать упражнения, тренирующие внимание и глубину восприятия предметов и явлений.

Цель исследования – выявить влияние метода песочной терапии на детей дошкольного возраста, имеющих нарушения звукопроизношения при проведении логопедических занятий.

В соответствии с гипотезой и целью исследования, были определены основные задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы в теории и практике логопедии.

2. Изучить особенности использования метода песочной терапии на логопедических занятиях как средства коррекции нарушенного звукопроизношения.

3. Определить условия, повышающие эффективность использования метода песочной терапии на логопедических занятиях в дошкольном образовательном учреждении.

4. Сформулировать и экспериментально проверить новые методические рекомендации по использованию метода на логопедических занятиях с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения.

Важнейшие источники исследования:

— Литература по вопросам истории теории исследования.

— Пособия, статьи из журналов по теме исследования.

— Методические пособия и программы дошкольного учреждения по использованию метода.

Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач, была разработана программа исследования, которая включает следующие методы исследования:

— Диагностика речевого развития детей 5-7 летнего возраста.

— Изучение литература по данному вопросу.

-Анализ, обобщение данных по проблеме исследования и разработка гипотезы.

-Планирование и проведение эксперимента.

-Протоколирование занятий, проводимых учителем – логопедом.

-Подведение итогов, анализ полученных данных после проведения эксперимента и его соотнесение с гипотезой.

-Интерпретация полученных данных в методических рекомендациях.

Практическая значимость исследования: разработан комплекс занятий, отражающие эффективность использования метода песочной терапии по устранению нарушений звукопроизношения на логопедических занятиях на базе образовательного учреждения дошкольной ступени.

Внедрение в практику: основные результаты работы были использованы при проведении эксперимента на базе МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка».

При проведении логопедических занятий в дошкольном возрасте работа с песком начинается сразу после выявления нарушений речи у ребенка. Так же использование игр с песком, особенно в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в работе с детьми. В дошкольном образовательном учреждении логопедом используются игровые упражнения с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются очень многие задачи: [27]

1) диагностика внутреннего состояния ребенка;

2) развитие диафрагмального дыхания;

3) развитие мелкой моторики;

4) развитие фонетической стороной речи;

5) развитие лексической стороной речи;

6) развитие грамматической стороной речи;

7) работа над формированием фразовой речи.

Занятия с использованием песочной терапии проводятся для детей, начиная с младшей группы, по 15-20 минут, как правило, по подгруппам или фронтально. С детьми подготовительной и старшей групп занятия могут быть как подгрупповыми, так и индивидуальными.

Логопед проводит занятия по песочной терапии в уютной и дружественной обстановке. На занятиях специалист сначала даёт возможность ребёнку познакомиться с оборудованием, с правилами игры на песке. Это вступительный, игровой этап занятий. Далее специалист предлагает ребёнку смоделировать сюжетную линию: либо сказочную (фантазийную, либо реальную (с использованием различных фигурок). Это основной этап занятий по песочной терапии. Логопед в этот момент внимательно наблюдает и оценивает поведение и реакции ребёнка, а также это помогает установить контакт с ребенком, который необходим при проведении занятий.

При отборе материала для занятия необходимо использовать принцип индивидуального подхода в обучении, принцип доступности, соблюдение принципа постепенного усложнения материала и др.

Так, например, при автоматизации звуков необходимо учитывать фонетические требования, соблюдение постепенного нарастания произносительных трудностей, связанных с воспроизведением различного типа слогов и слов. Желание играть и действовать с предметами, естественно возникающее во время игры, облегчает усвоение необходимых слов и понятий. Дети лучше улавливают смысл каждого нового для них слова и выражения, быстрее их запоминают. Успех, которого они достигают в играх, является стимулом, для дальнейшего осуществления деятельности. Они так увлекаются, что занятия кажутся им слишком короткими. При обучении связной речи логопедом необходим тщательный контроль над речевой деятельностью ребенка, тек же необходимо обращать внимание, на то, чтобы дети не только называли отдельные качества, но и повторяли описание предметов целиком. Так постепенно вырабатывается навык связного высказывания.

Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различного рода задания в общепринятой учебной обстановке.

Как правило, дети с речевыми расстройствами испытывают трудности в письме, чтении, счете, трудности ориентирования в пространстве, отсутствием к обобщению. Сочетание песочной терапии и использование дидактических игр позволяет обогатить словарь ребенка, уточнить знание предметах, их назначение, сортировать предметы по логическим категориям: игрушки, одежда, посуда и т. д. Дети с удовольствием заучивают «чистоговорки», стихотворения, поговорки, составляют предложения, короткие рассказы, сказки.

Игры, с использованием песочной терапии можно условно разделить на три направления: [27]

1. Обучающие игры (направлены на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук). Важным в обучающих играх является то, что ребенок говорит о своих ощущениях, происходит развитие внимания, памяти, мышления, фонематического слуха.

2. Познавательные игры (направлены на познание ребенком окружающего нас мира).

3. Проективные игры (направлены на осуществление психологической и логопедической диагностики, а также коррекции и развития ребенка).

Прогнозируемые результаты:

• научить детей играть с песком;

• разнообразить приемы и методы работы с детьми при автоматизации и дифференциации звуков;

• улучшить процесс автоматизации и дифференциации звуков при использовании песочной терапии;

• развивать мелкую моторику у детей дошкольного возраста;

• повысить интерес у детей к логопедическим занятиям;

• вызвать у детей интерес к речевому материалу и работе с ним;

• активизировать познавательную деятельность ребенка;

• развивать пространственные представления у детей дошкольного возраста;

• улучшить психологическую обстановку на логопедических занятиях с помощью песочной терапии.

Организация работы.

Метод песочной терапии используется на индивидуальных и подгрупповых занятиях 1 раз в неделю в течении года, 33 недели.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап. Подготовительный.

1. Изучение научной и методической литературы по теме проекта.

2. Календарно-тематические планы в рамках проекта.

3. Разработка методических материалов для реализации проекта.

II этап. Основной.

1. Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.

2. Реализация планов взаимодействия участников проекта.

III этап. Заключительный.

1. Анализ проделанной работы (выступление на педсовете).

Примерный план работы

Этап мероприятия Сроки проведения

Подготовительный 1. Изучение научной и методической литературы по теме проекта.

2. Диагностическое исследование детей 5-7 лет

3. Разработка методических материалов для реализации проекта. сентябрь

Основной 1. Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.

2. Проведение открытого индивидуального занятия для родителей.

3. Проведение открытого индивидуального занятия для педагогов. Октябрь-апрель

Заключительный 1. Диагностическое исследование детей 5-7 лет

2. Анализ проделанной работы

3. Выступление на педагогическом совете «Использование метода песочной терапии в работе логопеда» май

Результаты диагностики. При обследовании, нами использовался «Альбом для логопеда» Ольги Борисовны Иншаковой, а также были изучены протоколы территориальной психолого – медико – педагогической комиссии (ТПМПК).

Работая с песком, выделяются ведущие направления, способствующие преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста:

1. Коррекция звукопроизношения.

2. Звуко-буквенный анализ слов.

3. Развитие фонематического слуха.

4. Формирование связной речи у детей.

Показатели Начало года Конец года

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Звукопроизношение

78% 22% — — 56% 44%

Звукобуквенный анализ слов 88% 12% — — 52% 48%

Развитие фонематического слуха 56% 44% — — 62% 38%

Формирование связной речи у детей 40% 60% — — 40% 60%

После проведенных подгрупповых логопедических занятий было замечено, что процесс автоматизации и дифференциации звуков проходили по – разному, что связано с индивидуальными особенностями детей, характером и степенью выраженности речевого дефекта. Это позволило нам объединить детей в группы, которые характеризуют процесс автоматизации звука или дифференциации.

После проведения анализа и получения результатов исследования мы подтвердили цель экспериментального исследования, которая заключалась в выявлении эффективности метода песочной терапии при проведении логопедических занятий с детьми дошкольного возраста, через поставленные задачи:

1) научить детей играть с песком;

2) разнообразить приемы и методы работы с детьми при автоматизации и дифференциации звуков при использовании песочной терапии;

3) улучшить процесс автоматизации и дифференциации звуков при использовании песочной терапии;

4) развивать мелкую моторику у детей дошкольного возраста с помощью песочной терапии;

5) повысить интерес у детей к логопедическим занятиям;

6) вызвать у детей интерес к речевому материалу и работе с ним;

7) активизировать познавательную деятельность каждого ребенка;

8) развивать пространственные представления у детей дошкольного возраста;

9) улучшить психологическую обстановку на логопедическом занятии.

Метод песочной терапии является особой формой взаимодействия в ребенка и логопеда, что позволяет обеспечить вариативность ситуаций речевого взаимодействия детей, стимулировать их активность. А ведь одним из важных условий успешного формирования речевой деятельности, является эмоциональный фон ребенка, его настроение, уровень включенности в процесс занятия.

В ходе экспериментального исследования нами было проведено логопедическое обследование детей дошкольного возраста. Затем, нами были разработаны подгрупповые занятия по автоматизации звуков и дифференциации изолировано, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях с использованием метода песочной терапии.

Технология песочной терапии уникальна тем, что она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самосознания и развивает самооценку, учится работать в коллективе. Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания.

Таким образом, песочная терапия может использоваться на любом этапе коррекции звукопроизношения. Совместная деятельность может проводиться как в форме индивидуального занятия, так и в малой подгруппе из 2-3 человек. На подготовительном этапе могут быть включены задания с элементами конструктивной деятельности и изобразительной деятельности. Дети рисуют по точкам, по трафарету букву, соответствующую изучаемому звуку на песке. Можно использовать игры, предложенные Т. Д. Зинкевич-Евстегнеевой и Т. М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии». Цель таких заданий — развивать мелкую моторику, которая имеет тесную связь с развитием речи, а также разнообразить виды деятельности, что повысит интерес (мотивацию) детей к занятиям. Такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние дошкольников. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствуем развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Таким образом, игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (при наличии у ребенка речевых нарушений); в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение. Песочницу можно использовать в качестве диагностического и развивающего средства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Это традиционные игры с песком. Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения и развивает самооценку, учится работать в коллективе.

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.

Необходимо помнить, что при проведении занятий с использованием метода песочной терапии, педагогу необходимо изучить нормы работы с песком и организовать рабочее место детей.

Играя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии, одним взмахом ладошки изменяя ее направление. Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, буквами, представляет себя Волшебником, Художником, Сказочником, способным изменять сюжет в том направлении, которое для него наиболее интересно. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка.

Прекрасно помогает песочная терапия в развитии речи. Дети намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке, обожают лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности. Уже подросшие дети могут учиться составлять рассказы на основе того, что они «нарисовали» на песке. Это учит их связной речи, навыкам пересказа.

Полученные данные при проведении экспериментального исследования по использованию песочной терапии на логопедических занятиях по автоматизации и дифференциации звуков, показали, что у детей возрос интерес к логопедическим занятиям, а так же достигнуть результата удалось быстрее, чем при использовании традиционных методов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахаев А. В. Управление здоровьесберегающим процессом: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 304 с. – (Коррекционная педагогика)

2. Бабкина Е. С. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе // Логопед. – 2008. – №1. – с. 41 – 49.

3. Бурлакова Н. Ш. Арт – терапия в системе психолого – педагогической помощи детям. // Социальная работа. – 2014. — №11. – с. 57 – 59.

4. Васильева Н. Н. Арт-терапия. Развитие самопознания через психологическую сказку. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.– 34 – 56 с.

5. Волошина Л. В. Использование арт-методов при работе с детьми//Школьный логопед. – 2007 – №3 – 28 –29 с.

6. Гранина И. В. Песочная терапия в психотерапии. – Екатеринбург, 2010. – 65 с.

7. Докудовская Е. С. использование песочной терапии во время логопедических занятий//Школьный логопед. – 2006. – №5 – 24 –27 с.

8. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии. – Санкт-Петербург: Речь, 2011. – с. 224.

9. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Практикум по креативной терапии. :учеб. пособие / Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева. Т. М. Грабенко. – СПБ. : Речь, 2006. – 400с.

10. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Песочная терапия на современном этапе//Школьный психолог. — 2002- №33.

11. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии. – СПБ: Речь, 2012. – 340 с.

12. Киселева М. В. Арт – терапия в работе с детьми: рук. для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. – СПБ: Речь, 2008. – 160с.

13. Колеошкина С. Н. Арт – терапевтические технологии в практике учителя – логопеда // Подготовка учителя начальных классов: опыт, проблемы, перспективы. – Смоленск: Смол ГУ. – 2008. – с. 117 – 125.

14. Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт — терапия детей дошкольного возраста и подростков. – М. : Когито – Центр, 2010. – 58 с.

15. Копытин А. И. Руководство по детско – подростковой и семейной арт – терапии / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. – СПБ: Речь, 2010. – 256 с.

16. Копытин А. И. Техники телесно – ориентированной арт – терапии / А. И. Копытин, Б. Корт. – М. : Психотерапия, 2011. – 128 с.

17. Кудинова М. А. Песочная терапия в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи // Дошкольное образование – 2006. – №1. – с. 16 – 20.

18. Кудинова М. А. Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников // Логопед. – 2010. – №2. – с. 25 – 29.

19. Кудрявцева Л. Использование песочной игры в школьной практике / Л. Кудрявцева // Школьные технологии. – 2006. – №2. – с. 136 – 138.

20. Лебедева Л. Д. Практика арт – терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. – СПБ: Речь, 2008. – 256 с.

21. Лебедева Л. Теоретические основы арт – терапии // Школьный психолог. – 2006. – №3 – с. 9 – 11.

22. Лебедева Л. Три арт – терапевтические технологии // Школьный психолог. – 2010. – №2. – с. 11 – 15.

23. Лебедева О. Песок победы: Песочная терапия стала привычной в детском саду // Обруч. – 2014. — №6. с. 21 – 23.

24. Леонова В. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика. – СПБ. : Речь, 2008. – 12 с.

25. Меженцева Г. Н. Коррекционная значимость арттерапии / Г. Н. Меженцева, А. В. Жукова // Подготовка учителя нач. классов: опыт, проблемы, перспективы: — Смоленск: Смол ГУ. – 2008. – с. 146 – 151.

26. Сакович Н. С. Достоинство песочной терапии // Школьный психолог. -2007. – №3 – с. 26 – 28 // («1-е сентября»)

27. Семенова Н. А. С разрешением песочной феи: опыт использования игр с песком // Школьный психолог. – 2011. – №16. – с. 19 – 31.

28. Штейнхард, Ленор. Юниганская песочная психотерапия– СПБ. : Питер, 2008. – 314с. : ил. – (Практикум по психотерапии).

Источник: maam.ru