Проект «Использование эвристической технологии в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.»

Михалева
Проект «Использование эвристической технологии в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.»

Проект «Использование эвристической технологии в познавательно- исследовательской деятельности дошкольников.»

Содержание

1. Аннотация проекта

2. Основная проблема

3. Актуальность темы

4. Основные ориентиры проекта:

5. Цели и задачи проекта

6. Новизна проекта

7. Ресурсное обеспечение проекта

8. Этапы реализации проекта

9. План реализации проекта

10. Ожидаемые результаты

11. Перспективы распространения проекта

12. Возможности дальнейшего развития

13. Список литературы

Аннотация проекта

«Самое лучшее открытие – то,

которое ребёнок делает сам». Ральф У. Эмерсон

В условиях быстро меняющейся современной действительности перед учреждениями образования стоит проблема многостороннего развития личности ребёнка путём актуализации его интеллектуально — творческого потенциала. Одной из приоритетных задач дошкольного образования выступает организация образовательной деятельности, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребёнка.

В результате такой организации ему открывается картина мира со всеми его противоречиями, он овладевает разнообразными представлениями и способами эвристической деятельности. Преодоление преград, поиск путей решения, экспериментирование обогащают процесс развития самосознания дошкольника. С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы, ребёнок сталкивается очень рано и стремится познать их.

Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире. Поэтому возрастает роль эвристической деятельности.

Для реализации задач по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ был создан этот проект.

Направления проекта:

— Создание педагогически целесообразной развивающей среды.

— Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с использованием эвристической технологии.

— Обеспечение реализации партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми, совместного детско-родительского познавательного исследовательского творчества.

Основная проблема:

В ФГОС ДО как стандарте разнообразия детства, особое внимание уделено поддержке инициативы и самостоятельности детей в различных видах детской деятельности. На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности ребенка:

— интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (в мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);

— принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

— задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;

— способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

— пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

— способен к волевым усилиям, к самостоятельным действиям, к принятию собственных решений;

— в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

Проблема формирования инициативы и любознательности сегодня приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением многоаспектных научных исследований. Инициатива и любознательность- это, с одной стороны, важнейшие показатели развития детского интеллекта, с другой, непременное условие совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой (А. Н. Поддьяков, И. С. Фрейдкин, О. М Дьяченко).

Эвристическая технология направлена на формирование творческих способностей детей и позволяет педагогу предоставить детям больше самостоятельности и творческого поиска.

Термин «эвристика» происходит от греческого «heuresko» — отыскиваю, открываю.

Есть следующая гипотеза: предполагается, что образовательный процесс будет осуществляться более эффективно при использовании эвристической технологии, условиями использования которой являются:

-развитие мотивации у дошкольников на решение эвристических задач и овладение эвристическими приемами;

-поэтапное введение в обучение эвристических методов и эвристических задач нарастающей сложности и трудности;

-создание на НОД ситуации успеха, способствующей превращению обучающихся из объектов обучения в субъекты познавательной деятельности.

Актуальность темы:

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?» вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Актуальным направлением является проблема формирования личности, способной исследовать новизну и сложность меняющего мира, а также создавать, изобретать новые оригинальные способы действий и предметы окружающего. Такое активное, познавательное, творческое отношение к действительности должно формироваться с детства. В этой связи возрастает роль эвристической деятельности, которая позволит дошкольникам делать свои маленькие «открытия» в процессе познания предметов и явлений окружающего мира, создавать оригинальные материальные модели, модельные образы и т. д. В результате такой деятельности с одной стороны, расширяются и углубляются уже имеющиеся знания об окружающем, с другой- возникают еще не совсем ясные, незавершенные, гипотетические знания, проявляющиеся в форме вопросов. Таким образом, в эвристической деятельности ребенок сможет реализовать свой личностный творческий потенциал.

Основные ориентиры проекта:

Срок реализации проекта:

1 год (с 01.09.2018 по 01.09.2019)

Участники проекта:

воспитатели, воспитанники, родители

Адресация проекта:

Проект предназначен для педагогов ДОУ.

Типовые особенности проекта:

По характеру создаваемого продукта: информационный, творческий

— По количеству участников: групповой.

— По продолжительности: долгосрочный.

Особенности проекта: на уровне образовательного учреждения-межгрупповое сотрудничество.

Практическая значимость:

Использование эвристической технологии в организации совместной деятельности взрослых и детей формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка, позволяет строить педагогический процесс, ориентируясь на ФГОС ДО.

Систематическое включение детей в данный вид деятельности помогут:

— развивать индивидуальные эвристические способности каждого ребенка;

— формировать его интеллектуальную активность;

— максимально выявлять, инициировать, «окультурить» индивидуальный опыт дошкольника;

— познавать ребенку себя, свои возможности;

Позиция взрослого:

— выступать в роли исследователя, наблюдателя, организатора, развивающей среды;

— уважать права ребенка, их индивидуальности;

— жить вместе с детьми их успехами, творчеством, фантазией, познанием.

Цель проекта: повышение познавательно- исследовательской активности детей дошкольного возраста при систематическом использовании эвристической технологии в образовательной деятельности.

Задачи проекта:

1. Создать в группе педагогически целесообразную развивающую среду.

2. Организовать эвристическую деятельность с обязательным использованием элементарных опытов, экспериментов.

3. Заинтересовать и подключить родителей к совместному детско-родительскому познавательному исследовательскому творчеству.

4. Формировать исследовательские навыки, самореализацию детей.

5. Развивать умения сотрудничества и взаимодействия с другими участниками проекта.

Новизна проекта

заключается в способе достижения цели проекта посредством разработки и внедрения детских и семейных мини-проектов. Эвристическую деятельность дошкольника в данном проекте мы рассматриваем как творческую деятельность, в большей или меньшей степени организованную педагогом, в которой ребенок выступает в роли исследователя, направленную на создание им материализованных продуктов (гипотез, суждений, рисунков, макетов, поделок) и достижение личностных новообразований (знаний, чувств, способностей, опыта).

Ресурсное обеспечение проекта:

Кадровое: Заведующая ДОУ, зам по УВР, воспитатели, специалисты ДОУ.

Информационное: доступ к сети Интернет, сайт ДОУ.

Материально-техническое: компьютер, принтер, фотоаппарат.

Этапы реализации проекта: (2018-2019 учебный год).

Данный проект предполагается реализовать в три этапа:

1 этап — подготовительный (сентябрь 2018г.)

2 этап — практический, основной

(октябрь 2018 – май 2019г.)

3 этап – итоговый (май 2019г.)

План реализации проекта

Этап Содержание этапа Направление работы

I этап

подготовительный: сентябрь 2018 года.

Изучение литературы по данной теме.

Создание педагогически целесообразной развивающей среды. Центр «Клуб Почемучек».

Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.

Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно экспериментальной деятельности детей, оснащение уголка экспериментирования.

Создание условий, стимулирующих детскую инициативу, творчество для совместной деятельности взрослых и детей на основе эвристической технологии.

II этап

Практический, основной: октябрь-май

2018-2019 гг.

Октябрь

Родительское собрание «Организация детского экспериментирования в домашних условиях.»

Консультация для родителей

«Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях?»

Анкетирование родителей на тему «Детское экспериментирование в семье.»

Памятка для родителей

«Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»

Консультация для педагогов «Эвристическая технология и примеры ее использования в условиях ДОУ.»

Информационный стенд: буклеты, памятки «Знакомство с эвристической технологией.»

«Эвристические методы и приемы работы с детьми.»

Ноябрь — Март:

Организация и проведение детских опытов, экспериментов, игр на развитие сенсорики: «Познаем этот мир»

Проведение элементарных эвристических бесед «Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»

Разработка мини-проектов. Образовательный маршрут: естествознание (живая и неживая природа). Примерная тематика: «Живая аптека», «Цветочная мозаика», «Уголок счастья», «Волшебные звуки природы», «Вода- это жизнь», «Мои питомцы», «Малыши и взрослые».

Разработка мини- проектов. Образовательный маршрут: объекты окружающего мира. Примерная тематика: «Елочная игрушка», «Волшебная бусинка», «Что? Где? Почему?» «Любимые игрушки», «Транспорт в жизни человека».

Совместные детско-родительские проекты: «Семейные экологические проекты».

Апрель

Совместный межгрупповой проект: «Огород на окне.»

Май

Фотогалерея «Наши проекты.»

Информационное сопровождение родителей воспитанников по применению эвристической технологии.

Родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.

Дать представления эвристической технологии и методах работы в дошкольном образовательном учреждении

Информационное сопровождение педагогов по данной теме.

Повышение у детей образовательной мотивации, развитие творческих способностей, формирование исследовательских навыков, самореализации детей.

Формирование у детей навыков взаимодействия со сверстниками, проявления инициативы, толерантности, взаимопомощи.

III этап

аналитический:

май 2019 г.

Анализ результатов работы по внедрению технологии в организацию образовательной деятельности.

Итоговая диагностика по познавательному развитию детей.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Создание в группе педагогически целесообразной развивающей среды.

2. Организация эвристической деятельности с обязательным использованием элементарных опытов, экспериментов.

3. Заинтересованность и подключение родителей к совместному детско-родительскому познавательному исследовательскому творчеству.

4. Формирование исследовательских навыков, самореализация детей.

5. Формирование в детях навыков взаимодействия со сверстниками, проявления инициативы, толерантности, взаимопомощи.

6. Улучшение взаимоотношений в детском коллективе, с родителями и педагогами.

Предполагаемые продукты:

1. Создание буклетов с содержанием информации об организации образовательного процесса в ДОУ на основе эвристической технологии.

2. Разработка мини-проектов с использованием эвристической технологии.

Перспективы распространения Проекта:

В дальнейшем, проект может быть использован другими образовательными учреждениями в качестве руководства по организации образовательного процесса в ДОУ на основе эвристической технологии. Проект будет опубликован на сайте ДОУ, в СМИ.

Возможности дальнейшего развития проекта:

По окончании проекта деятельность в выбранном направлении будет продолжена в следующих возрастных группах.

Литература:

1. Гризик Т. И. Познаю мир. – М. : Просвещение, 2000.

2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.

3. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников/Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2013.

4. Смолер Е. И. Организация эвристической деятельности старших дошкольников: Метод. рек. для воспитателей и родителей – Мн. : БГПУ, 2004.

5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: -СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

Источник: maam.ru