Проект «Я и мое тело» в старшей группе

Ирина Томова
Проект «Я и мое тело» в старшей группе

Актуальность проекта

В дошкольном возрасте закладываются основы миро- и самопонимания. Создание целостного «образа Я» невозможно без физического, телесного «Я», что очень часто упускается или упрощается в повседневной жизни. Усвоение ребёнком – дошкольником знаний о человеческом организме будет способствовать лучшему самопознанию, пониманию себя как биологического существа, чья жизнь зависит от окружающей действительности и от умения предвидеть грозящую опасность. Эти знания помогут ребёнку в решение проблемы смысла собственного существования, проблемы «Я — другой» с этических позиций.

Знания об особенностях строения, выполняемых функциях и жизнедеятельности человеческого организма органично сочетаются с проблемой здоровья и физического развития. Общеизвестно, что картина состояния здоровья подрастающего поколения катастрофична. Рост заболеваемости по некоторым показателям настолько высок, что вызывает огромную тревогу за судьбу и здоровье нации.

Задача, которая до сих пор решается слабо и бессистемно, — это пропаганда здорового образа жизни. Вместе с тем здоровье человека является непреходящей ценностью. Оно — «эквивалент и выражение свободы деятельности человека». Угроза жизни и здоровью населения может исходить из различных источников. Одним из них является забвение культа здоровья как жизненной цели и громадной ценности для человека. Приоритетным направлением социально-педагогической помощи должно стать медико- педагогическое просвещение родителей. Детей, с целью формирования здорового образа жизни.

Таким образом, направленность данного проекта на нравственное, физическое и психическое здоровье (совершенствование) подрастающего человека обусловлена современными требованиями личностного развития.

Стержневым понятием данного проекта является познание человека, его физической и социальной сущности. Эти знания помогут ребёнку осознать себя, свои возможности, подведут его к пониманию «одинаковости» с другими людьми, т. е. ребёнок через себя научится видеть других людей, понимать их состояния, чувства, переживания.

Проект ознакомления с человеческим организмом включает в себя следующие компоненты:

Ценностный – формирование ценностного отношения к человеческой жизни, ответственности за свою жизнь, уважения к чужой жизни и здоровью, мотивационно-потребностной сферы;

Гностический – специально отобранный и адаптированный к восприятию старшими дошкольниками объём медицинских знаний: анатомо-физиологических, гигиенических.

Развивающий – формирование у ребёнка активной позиции, направленной на саморазвитие (на здоровье, счастливую жизнь):

Практический – практическое осуществление и применение познанного.

Реализация проекта «Я и мое тело» поможет воспитать ценностное отношение ребёнка к своему здоровью и жизни. Сформирует потребность детей к двигательной активности, закрепит знания детей о том, как сохранить и укрепить здоровье.

Технологическая карта проекта.

Содержание Пояснения

Название проекта «Я и моё тело»

Тип Педагогический

Вид Информационный

Основное направление Оздоровительное

Сроки реализации проекта Долгосрочный

Организатор проекта Воспитатель Томова Ирина Сергеевна

Целевая группа Воспитанники старшей группы 5-6 лет

Цель Сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровье сбережения.

Задачи 1. Сформировать у детей адекватные представления об организме человека (о строении собственного тела);

2. Создать у ребенка целостное представление о своём теле;

3. Научить «слушать» и «слышать» свой организм;

4. Формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;

5. Привить навыки профилактики, гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;

6. Развивать охранительное самосознание, оптимистическое миро- и самоощущение; воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.

Методы и формы работы Беседы, дидактические игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры, чтение познавательной и художественной литературы, просмотр видеофильмов и мультфильмов.

Предполагаемые результаты Дети получат первичные представления о некоторых внутренних органах и их основных функциях, их местонахождении, значении;

— Научатся различать понятия «Часть тела», «Орган»;

— Приобретут простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья;

— Приобретут опыт по умению определять своё физическое состояние и решать здоровье сберегающие задачи в области поведения в непредвиденных ситуаций и оказания первой помощи.

Перспективный план работы по реализации проекта

«Я и моё тело»

Ноябрь

• Диагностика детей

• Изучение и подбор методической литературы.

• Подбор иллюстрированного материала, игр, художественной литературы, загадок и стихотворений по данной теме.

• Разработка перспективного плана.

Ноябрь

№ Содержание работы Цели и задачи

1 Беседа

«Вот я какой» Познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма; воспитывать чувство гордости, что «Я – человек»; вызвать интерес к дальнейшему познанию себя.

2 Рассматривание иллюстраций с изображением скелета человека Расширить знания детей о строении скелета человека. Дать представление о том, что у каждого человека внутри есть кости, которые составляют подвижную конструкцию-скелет нашего тела, защищающий внутренние органы от различных повреждений.

3 Чтение сказки информационного характера «Костяной каркас страны Человекии»

(Алябьева Е. А.) Активизировать знания о человеческом организме, словарь по теме;

закреплять знания о скелете, его значении, профилактике травм»

развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, воображение, память, диалогическую речь; формировать познавательный интерес к своему организму, стремление к сохранению собственного здоровья.

4 Беседа

«Тело человека» Познакомить с частями тела человека. Формировать представления детей об органах чувств человека: зрение, слух, вкус, обоняние. Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны. Учить детей заботиться о своем теле.

5 Чтение сказки информационного характера «Страна Человекии»

(Алябьева Е. А.) Активизировать знания о человеческом организме, словарь по теме; закреплять названия частей тела, их форму и расположение; развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, воображение, память, диалогическую речь; формировать познавательный интерес к собственному организму.

6 Чтение стихотворений об органах человека Познакомить детей с органами человека их значением, через ознакомление со стихотворением.

7 Загадки про части тела человека Развивать у детей сообразительность, развивать логику, абстрактное мышление, фантазию. научить видеть мир по-новому

Декабрь

№ Содержание работы Цели и задачи

1 Беседа «Я хочу

вырасти здоровым» Объяснить детям, что здоровье – главная ценность человеческой жизни.

Дать элементарное представление о строении человеческого организма, о функциях некоторых органов. Закреплять у детей знания правил личной гигиены. Расширять знания детей по профилактике заболеваний.

Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

2 Рассматривание иллюстраций с изображением мышечной системы человека Объяснить детям что кости приводятся в движение мышцами, благодаря которым человек может совершать различные движения (мышцы- это наша сила и красота); познакомить с правилами профилактики переломов и вывихов; воспитывать чувство любви к своему организму, восхищение его возможностями.

4 Чтение сказки информационного характера «Жила – была Кровь…»»

(Алябьева Е. А.) Закреплять знания о значении крови в деятельности организма человека, ее составе, кровообращении, кровеносной системе, о том, как не допускать нарушения состава крови; активизировать словарь по теме; развивать целенаправленное внимание, воображение, память, диалогическую речь;

формировать действенный интерес к собственному организму и здоровью, желание быть здоровым и вести здоровый образ жизни.

4 Беседа

«кожа или живая одежда» Дать детям представление о том, что кожа — естественный покров человека, она постоянно растет и обновляется, а также выполняет очень много важных функций (основные это — защита от грязи, жары и холода и высокая чувствительность к различным механическим воздействиям и боли).

воспитывать бережное отношение к свое коже, соблюдать чистоплотность.

5 Рассматривание иллюстраций с изображением нервной системы человека Расширять знания о своем организме.

Продолжать формировать интерес к познанию своего тела.

Учить следить за своим здоровьем.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.

6 Чтение сказки информационного характера «Ох уж эти Нервы»

(Алябьева Е. А.) Закреплять знания о значении и деятельности нервной системы, о том, как предупредить возникновение заболеваний нервной системы; активизировать словарь по теме; развивать целенаправленное внимание, воображение, память, диалогическую речь; формировать интерес к собственному организму и здоровью, желание быть здоровым.

7 Чтение стихотворений об органах человека Познакомить детей с органами человека их значением, через ознакомление со стихотворением.

8 Загадки про части тела человека Развивать у детей сообразительность, развивать логику, абстрактное мышление, фантазию. научить видеть мир по-новому

Январь

№ Содержание работы Цели и задачи

1 Беседа

«Волшебный

моторчик» Дать элементарные представления о системе кровообращения: сердце, кровеносные сосуды, кровь, их функции и размещение в теле человека;

Развивать у детей способность делать выводы на основе проведенных опытов (сердцебиение, пульс, кровь); Расширять словарный запас детей (кровеносные сосуды, пульс, вена); Познакомить детей с понятием «донорство»

2 Рассматривание иллюстраций с изображением сердца человека Познакомить детей с работой человеческого сердца, показать значение сердца для всего организма и разъяснить роль вен и артерий в работе сердечно – сосудистой системы. Научить находить пульс на запястье и считать удары своего сердца. Обучать правилам сохранения здорового сердца, вырабатывать сознательное отношение к здоровому образу жизни.

3 Чтение сказки информационного характера «Премьер –министр страны Человекии» (Алябьева Е. А.) Закреплять представления о сердце, его значении в жизни человека, устройстве, профилактике сердечных заболеваний; активизировать словарь по теме; развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, воображение, память, диалогическую речь; формировать стремление к здоровому образу жизни.

4 Беседа «Мозг – компьютер в твоей голове» Сформировать элементарное представление о головном мозге;

прививать навыки здорового образа жизни.

5 Рассматривание иллюстраций с изображением мозга человека Формировать знания о том, что мозг является своеобразным «командиром» принимающим сигналы от своих пяти «разведчиков» (глаза, язык, уши, нос, руки) и посылающим команды выполнить то или иное действие различным органам.

6 Чтение сказки информационного характера «Головной мозг правитель Человекии»

(Алябьева Е. А.) Закреплять знания о значении и деятельности головного мозга как главного органа человеческого организма; о том, как предупредить возможные травмы головы; активизировать словарь по теме;

развивать целенаправленное внимание, воображение, память, диалогическую речь; формировать интерес к собственному организму и здоровью, желание быть здоровым.

7 Чтение стихотворений об органах человека Познакомить детей с органами человека их значением, через ознакомление со стихотворением.

8 Загадки про части тела человека Развивать у детей сообразительность, развивать логику, абстрактное мышление, фантазию. научить видеть мир по-новому

Февраль

№ Содержание работы Цели и задачи

1 Беседа

«Наши друзья и помощники – органы чувств»

Познакомить детей органами чувств человека. формировать представление о том, как органы чувств («пятеро помощников») – глаза, уши, нос, язык, кожа – помогают знакомиться с окружающим миром.

Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, обоняние, осязание, вкус в познании мира.

Тренировать зрительные, слуховые, вкусовые ощущения, совершенствовать восприятие.

2 Беседа

«глаза – зеркало души» Формировать познавательный интерес к человеку; познакомить с органом зрения – глазом; формировать представления о том, что глаза людей имеют разную форму и цвет (голубой, серый, карий, зеленый); веки, ресницы защищают их; если глаза плохо видят, человек носит очки; обращать внимание дошкольников на необходимость бережного отношения к своим глазам.

3 Беседа «Чтобы уши слышали» формировать представления о том, что уши у людей различаются по форме и размеру; знакомить с функцией ушей – слушать звуки, с их строением (ушная раковина, слуховой проход); обращать внимание на необходимость гигиены ушей.

познакомить со строением уха и с основными правилами ухода за ними; развивать память, слуховое внимание, речевой слух, остроту слуха.

4 Рассматривание иллюстраций с изображением глаза, уха, языка человека Уточнить какое значение имеет для человека слух, зрение, обоняние, осязание, вкус в познании мира. формировать представление о функциях языка: помогает есть, говорить, ощущает вкус еды (сладкое, горькое, кислое, соленое).

5 Чтение стихотворений об органах человека Познакомить детей с органами человека их значением, через ознакомление со стихотворением.

6 Загадки про части тела человека Развивать у детей сообразительность, развивать логику, абстрактное мышление, фантазию. научить видеть мир по-новому.

7 Чтение сказки информационного характера «Электростанция, химическая лаборотория и склад в одном лице»

(Алябьева Е. А.) Закреплять представления о значении печени в жизнедеятель-ности организма, мерах профилактики заболеваний печени; активизировать словарь по теме; развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, воображение, память, диалогическую речь; формировать стремление к здоровому образу жизни, самопознанию.

Март

№ Содержание работы Цели и задачи

1 Беседа

«Как мы дышим» Обогащать и уточнять представления старших дошкольников о функционировании человеческого организма; знакомить детей с органами дыхания; вызывать желание беречь свое здоровье и заботиться о здоровье окружающих; формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни и вызывать негативное отношение к вредным привычкам.

2 Рассматривание иллюстраций с изображением легких человека Формировать знания о том, что легкие-основные органы дыхательной системы, находящиеся в грудной полости. Обеспечивают правильный газообмен.

3 Чтение стихотворений об органах человека Познакомить детей с органами человека их значением, через ознакомление со стихотворением.

4 Загадки про части тела человека Развивать у детей сообразительность, развивать логику, абстрактное мышление, фантазию. научить видеть мир по-новому

5 Чтение сказки информационного характера «Братья легкие»

(Алябьева Е. А.) Закреплять представления о работе легких, дыхательной си-стемы;

показать значимость дыхательной системы для жизнедеятель-ности человеческого организма; активизировать словарь по теме;

развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, воображение, память, диалогическую речь; формировать познавательный интерес к своему организму, желание вести здоровый образ жизни.

6 Викторина Формировать у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Определить и закрепить полученные знания о строении человеческого тела, о соблюдении навыков гигиены. Воспитывать интерес к здоровому образу жизни. Создать радостное настроение

Апрель

№ Содержание работы Цели и задачи

1 Чтение болгарской сказки «Как повздорили части тела» Учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, закрепить знания о частях тела, в том числе об органах чувств. Развивать внимание, память.

2 Диагностика (индивидуально) Выявить полноту, глубину, достоверность представлений о человеческом организме, степень их осознанности.

Дидактические игры и упражнения: «Один — много», «Назови по образцу», «Я начну, а ты закончи»,

«Закончи предложение», «Назови ласково», «Чем люди отличаются друг от друга», «Найди сходство»,

«От младенца до старика», Узнай по голосу», «Назови часть тела», «Определи следствие неправильных действий», «Назови причину болезней и травм», «Установи причину и следствие», «Подбери слово-действие, связанное с работой внутренних органов», «Назови причину эмоциональных переживаний».

Цели и задачи: развивать наблюдательность, память, речь, внимание, любознательность, логическое мышление.

Сюжетно ролевые игры:

«Поликлиника», «Больница», «Аптека», «Спасатели», «Семья»

Цели и задачи: закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры;

стимулировать детей к моделированию игровой среды в соответствии с игровыми замыслами, возникающими по ходу игры, самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы;

способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений о произведениях литературы, мультфильмах, телевизионных программ;

развивать творческое воображение, способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих;

воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.

ЧХЛ: рассказ А. Дорохова «Молодой старичок», стихотворения «Силач» С. Прокофьевой, рассказ Е. Пермяка «О носе и языке», С. Баруздин «Руки», М. Лазарев «Знай своё тело», С. Михалков «Прививка».

Цель и задачи: Знакомить детей через художественную литературу с возможностями организма и тела человека (я умею бегать, прыгать, петь, слушать, видеть, есть, дышать, мастерить, думать, играть); закреплять знания о внешнем строении тела человека.

Продолжать формировать у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей жизни; дать чёткое представление о том, что здоровье зависит от человека, что за здоровьем можно и нужно следить, его нужно беречь, сохранять и поддерживать. Воспитывать у детей положительное отношение к здоровому образу жизни

Методика выявления представлений детей старшего дошкольного возраста о человеческом организме

1. Как ты думаешь, из чего ты «сделан», из чего состоит твое тело?

2. Представь себе, что у тебя есть волшебная подзорная труба, которую можно приставить к животику и посмотреть, что там находится. Как ты думаешь, что можно там увидеть?

3. Что такое твердое, прочное находится внутри твоего тела, защищает твой организм?

4. Интересно, если бы внутри тебя не «сидел» скелет, а взял и убежал, не оставив ни одной косточки:

а) твое тело осталось таким же или стало другим?

б) ты смог бы жить без скелета? Почему?

5. Что за «силачи» находятся в твоем теле и заставляют двигаться твой скелет? Что могут делать твои мышцы?

6. Что за неутомимый мастер стучит у тебя внутри?

7. Для чего нужно сердце?

8. Смог бы ты жить, если бы твое сердце захотело отдохнуть и перестало работать? Почему?

9. Для чего нужна кровь?

10. Скажи, в каком состоянии находится кровь внутри тебя: она неподвижна или постоянно движется:

а) когда ты ходишь, бегаешь?

б) когда ты сидишь?

в) когда ты лежишь (спишь?

11. Что заставляет кровь двигаться?

12. Зачем мы дышим?

13. Что может с тобой случиться, если ты перестанешь, не сможешь дышать? Почему?

14. Куда попадает воздух после того, как ты вдохнул его носом? (Сделай глубокий вдох и задержи дыхание. Прислушайся к себе. Покажи то место, куда попал воздух).

15. Для чего нужно принимать пищу?

16. Куда попадает пища и что с ней происходит после того, как ты положил ее в рот?

17. Куда исчезает съедаемая за день пища?

18. Что находится у тебя в голове? Покажи, где находится мозг?

19. Для чего нужен мозг, что он может делать, чем и как тебе помогает?

20. Как ты думаешь, нужна ли нам боль? Помогает нам жить или мешает? Что было бы с нами, если бы мы не почувствовали боли?

21. Как ты думаешь, строение всех людей одинаково или все внутри устроены по-разному?

22. Почему люди болеют?

23. Как ты думаешь, ты должен помогать своему организму? Чем икак ты ему помогаешь?

24. Что ты должен делать, как себя вести, чтобы:

а) быть здоровым и никогда не болеть?

б) не сделать больно другим людям, не стать причиной их болезни?

25. Что это за люди-инвалиды? Как и чем мы им можем помочь?

26. Тебе интересно узнать, как ты устроен, из чего «сделан», что у теб внутри, как работает твой организм, твое тело?

27. Зачем тебе это нужно?

а) чтобы все знать;

б) чтобы помогать своему организму и никогда не болеть.

Источник: maam.ru