Проект «Экономическое воспитание» в средней группе

Елена Гусева
Проект «Экономическое воспитание» в средней группе

Проект экономическое воспитание «Бережливые»

Вид проекта: Информационно-творческий

Продолжительность: с 14 января по 12февраля 2020 года

Участники проекта:

дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Цель проекта:

формирование представлений об элементах экономики у детей среднего возраста через обогащение различных видов деятельности с экономическим содержанием;

Актуальность проекта

Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги». Формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Задачи:

Обучающие

— познакомить детей с профессиями связанными с экономикой;

— раскрыть сущность понятия познакомить детей с ведением хозяйства;

— учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;

Развивающие:

— формировать экономическое мышление через беседы, ситуации в детском саду и дома

-наполнить развивающую среду в группе экономическим содержанием;

Воспитательные:

воспитывать такие качества, как бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие;

воспитывать любовь и уважение к старшим;

— вовлекать родителей в активное сотрудничество;

Предполагаемые результаты:

1. Создание предметно-развивающей среды по данной теме.

2. Формировать элементарные умения осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

3. Формирование знаний о бережливости одежды, игрушек, электричества, воды, хлеба, еды.

4. Воспитывать такие качества как: бережливость, рациональность. Расчетливость, экономность, трудолюбие. Вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, добра.

Этапы проекта:

1 этап – Проблема. Ребенок очень рано включается в экономическую жизнь семьи.

Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2 этап — Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями: подбор материала и оборудования для образовательной деятельности, бесед, сюжетно-ролевых, дидактических, интерактивных игр с детьми, связанных с тематикой проекта; оформление папок передвижек по теме проекта, подборка информации, иллюстраций, литературы; беседы с родителями о необходимости участия их в проекте.

3 этап — Мероприятия с детьми.

Познавательное развитие.

— беседы «Зачем нужны деньги», «Берегите игрушки», «Зачем закрывать кран», «Почему надо выключать свет»

— Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Кому что нужно», «Хочу и надо», «К какой профессии относится»

— Просмотр мультфильмов: «Новые серии «Смешарики» — финансовая грамотность

Речевое развитие.

— Чтение художественных произведений: «Игрушки» А. Л. Барто, «Муха-цокотуха», «Чудеса в кошельке». «Федорино горе», «Вершки и корешки», «Петушок и бобовое зернышко» и т. д.

— Чтение и заучивание пословиц и поговорок о деньгах, бережливости.

— Составление описательных и творческих рассказов «Зачем закрывать кран с водой», «Что делать, если сломалась игрушка», «Береги электроэнергию», «Сохраним в порядке игры, книжки и игрушки»

Социально-коммуникативное развитие.

— Ситуативные беседы: «Что купить», «То что нужно»

— Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Супермаркет», «Кафе», «Стройка», «Парикмахерская» и т. д.

— Создание предметно — развивающей среды и совместное изготовление атрибутов: билеты, монеты, ценники.

— ремонт игрушек, книг, настольно-печатные игры.

Художественно-эстетическое развитие.

— Рисование: «На что потрачу деньги»,

эмблем «Не забудь закрыть кран с водой».

— Проигрывание созданных проблемных ситуаций

«Если все поломаны игрушки»

— Изготовление с детьми «денежных единиц» для магазина.

— Конструирование: «Супермаркет», «Магазин», «Витрины магазина»

Мероприятия с родителями:

— Выставка творческих работ детей.

— Оформление папок-передвижек для родителей на тему: «Экономическое воспитание».

— Рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме.

— Участие в создании выставки «Подари вторую жизнь поломанной игрушке», «Игрушка из бросового материала»

— Консультация для родителей: «Расскажите детям, как строится ваш семейный бюджет».

— Беседы с родителями об организации экскурсии в магазин.

Заключительный этап:

— Итоговое развлечение «Буратино учим бережливости», «Зачем взрослые ходят на работу»

— Организация мини-музея «Игрушка из бросового материала».

Ожидаемый результат

Показателями эффективности реализации проекта являются следующие критерии:

1. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.

2. Дети осознают и соизмеряют свои потребности и возможности.

4. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств дети и родители посещали театры, музеи, ездили на отдых.

Дата проведения мероприятия задачи

14. 01. Беседа «Как мы относимся к игрушкам?», «Нужно ли беречь игрушки?» Воспитывать бережное отношение к игрушкам

16. 01 дидактическая игра «Кому, что нужно для работы» Закрепить знания о профессиях взрослых

20.01 беседа по сюжетным картинкам «Кем работают наши родители?» Воспитывать уважительное отношение к продукту работы взрослых

22.01 «Научимся пользоваться книгой» ситуация игровая Закрепить правила пользования книгой

23.01 «Открываем мастерскую по ремонту» конструирование Привлекать к «ремонту» книг, игрушек, коробочек н/п игр.

24.01 «Все ли игры у нас в порядке?» беседа, игры детей в настольно печатные игры Воспитывать бережное отношение к книгам, игрушкам, настольно печатным играм, и другим предметам в группе

28.01 Загадки про экономические понятия Познакомить детей с экономическими понятиями. Учить детей правильно называть новые слова

29.01 просмотр мультфильма «Смешарики» Финансовая грамотность Формировать элементарные экономические понятия: деньги, цена, товар, зарплата.

03.02. сюжетно ролевая игра «Магазин» Закрепить понятия товар, продавец, покупатель, разновидности магазинов

04.02 дидактическая игра «Подбери правило» Закрепить правила об экономии и бережливости

05.02. чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе» Формировать знания о человеке как о бережливом, экономном, хорошем хозяине.

06.02 развитие речи Знакомить с понятиями из области финансовых категорий (цена- деньги стоимость дороже дешевле.

07.02 Конструирование: «Супермаркет», «Магазин», «Витрины магазина»

10.02- Консультация для родителей:

«Расскажите детям, как строится ваш семейный бюджет».

11.02мини — музей Игрушка из бросового материала

13.02 «зачем взрослые ходят на работу»

Ознакомление с социальным миром

Задачи:

1. Закрепить у детей необходимый минимум экономических знаний: представление об экономике, деньгах

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Хочу и надо»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.

Материал: Карточки, на которых изображены: дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т. п.

игровое поле.

«Кому что нужно»

Цель: закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий.

Правила: разложить карточки в соответствии с профессией человека.

Материал: карточки с изображениями людей разных профессий. (Повар, Портной, Художник, Учитель, Столяр, Врач). Орудий труда (швейная машина, указка, станок, шприц, краски, кастрюля).

«Кто что делает?»

Цель: Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Материал: Карточки с изображением профессии. (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)

Содержание: Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.

Вариант: Дети подбирают инструменты. Картинки, которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках

«Кто трудится, кто играет»

Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой — нетрудовой).

Материал: Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.

Содержание: У каждого ребенка — набор парных карточек (трудовая — игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы. (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д., устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие)

«Собери вместе»

Цель: Расширить представления детей о товарах; научить группировать их по разным признакам.

Материал: Карта (панно) с изображением различных товаров.

Содержание: У каждого ребенка — карта, на которой нарисованы разные предметы. Используя круги (диаграммы) Эйлера – Венна. Дети объединяют предметы по различным признакам. Съедобные -несъедобные; игрушки — орудия труда; товары, обязательные для каждого — необязательные, и т. д.

«Волшебный кошелек»

Цель: Уточнить знания детей о том, что можно и что нельзя купить.

Содержание: Педагог показывает рисунок и предлагает провести карандашом линии от того, что можно купить, к кошельку. Ребенок должен объяснять, почему не все можно купить и продать, что еще продается и покупается.

Рекомендации для родителей.

1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.

Когда вы идете с ребенком в магазин за школьными принадлежностями или подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.

2. Возьмите ребенка в банк.

Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.

3. Поговорите с детьми о вложении денег.

Приобретайте вместе с детьми акции компаний, с продукцией которых они знакомы. Специалисты утверждают, что начать этим заниматься можно и с детьми с младшего школьного возраста. Однако тут следует проявить осторожность, и, если вы видите, что ребенок не понимает, о чем идет речь, на какое-то время отложите реализацию этого «семейного мероприятия».

Неважно, воспользуются они в будущем приобретенными навыками или нет, главное – дать им такой шанс, с детства подготовить к тому, что у каждого человека есть варианты, позволяющие изменить свое финансовое положение к лучшему.

4. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.

Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать свои «финансовые операции».

5. Научите детей зарабатывать деньги.

Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.

6. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.

Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги.

7. Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой.

Обязательно познакомьте с кредитной карточкой.

Прежде чем дать в руки сына (или дочери) кредитку, подробно объясните ему, что такое кредит и как надо с ним обращаться.

8. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.

Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.

9. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.

Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять, почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки.

Такие «уроки радости» многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное удовольствие и удовлетворение.

Кроме того, передача пожертвований может стать естественным поводом для обсуждения с детьми непреходящих жизненных ценностей.

10. Будьте для ребенка примером.

На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.

Русские пословицы и поговорки о деньгах

Без копейки рубля нет.

Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.

Горе — деньги, а вдвое — без денег.

Горе — деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.

Гроша нет за душой.

Денег ни гроша, да слава хороша.

Денежка без ног, а весь свет обойдет.

Деньги счет любят.

Деньги — что пух: только дунь на них — и нет.

Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому — и тысячи мало.

Не горюй о деньгах: не они нас наживали, а мы их.

Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

Отплатил той же монетою.

Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

Трудовая денежка всегда крепка. Уговор дороже

Источник: maam.ru