Проект для детей младшего дошкольного возраста «Ветер-ветерок»

Фарида Камартдинова
Проект для детей младшего дошкольного возраста «Ветер-ветерок»

«Люди, научившиеся…наблюдениям и

опытам, приобретают способность сами

ставить вопросы и получать на них

фактические ответы, оказываясь

на более высоком умственном

и нравственном уровне, в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел».

К. Е. Тимирязев

Цель проекта: дать первоначальные представления о воздухе. Развивать познавательную активность детей.

Задачи:

Воспитывающие:

-развивать социальные навыки (умение работать в коллективе);

-воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе общения.

Развивающие:

-развивать навыки экспериментирования;

-развивать словарь детей;

-развивать память, мышление, внимание.

Образовательные:

-познакомить со свойствами воздуха;

-создать условия для понимания того, что воздух есть везде;

-развивать навыки экспериментирования;

-развивать у детей познавательный интерес.

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Вид проекта: краткосрочный.

Срок реализации: один месяц.

Участники проекта: воспитатель; воспитанники младшей группы. (Дети являлись полноправными участниками проекта, принимали активное участие в наблюдениях, проводимых играх и беседах).

При реализации проекта использовались наглядные, практические и словесные методы, как наиболее соответствующие целям проекта и возрастным особенностям детей данного возраста: беседа на тему «Что такое воздух», наблюдение за воздухом «Что такое воздух», чтение художественной литературы (стихи и загадки о ветре, организация продуктивной деятельности (рисование «Разноцветные мыльные пузыри»).

Значимость данного проекта определяется потребностью развития личности ребёнка в деятельности.

Актуальность:

Проект посвящен воспитанию у детей младшего дошкольного возраста любознательности, желания постоянно открывать что-то новое, исследовать, экспериментировать.

Ожидаемые результаты:

-расширение представлений о воздухе, о его свойствах;

-повышение уровня развития речи, словарного запаса;

-повышение экологического воспитания детей.

Результаты:

-активность детей при выполнении опытов и экспериментов;

-появление в речи высказываний о бережном отношении к природе;

-подбор атрибутов, предметов для игр, экспериментов.

Виды работы с детьми:

-игра;

-экспериментирование;

-образовательная деятельность;

-развлечение.

В этом педагогическом проекте заключены следующие идеи:

-для решения проблемы, педагоги используют разные виды деятельности. Ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Поэтому большое внимание в содержании проекта уделяется различным видам игровой деятельности. Педагогу необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и включать детей в совместный проект.

-Для реализации проекта требуется большая подготовка педагога по систематизации материала; готовится сопутствующее методическое обеспечение.

-Большое внимание в проекте уделяется экспериментировать. Педагогом создаются условия для художественного творчества.

-Проект дает возможность закладывать позиции самостоятельности, активности в поиске ответов на вопросы, использовать полученные знания, умения, навыки в играх и практической деятельности.

Дети дошкольного возраста – прирождённые исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к экспериментированию. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена в них генетически. Задача педагога состоит в том, чтобы создать оптимальные условия для реализации этой активности. Контакт ребёнка с предметами позволяют познать их свойства, качества, пробуждают любознательность, желание узнать больше. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах. Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию, стимулирует познавательную и интеллектуальную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями. При этом экспериментальную деятельность необходимо организовать так, чтобы детям не осталось роль наблюдателя. Какими бы увлекательными не были действия педагога, ребёнку гораздо интереснее самому принять активное участие.

Грамотно организованное экспериментирование позволяет ответить не только на вопрос «Как я это делаю?», но и на вопросы: «Почему я это делаю именно так, а не иначе? Зачем я это делаю? Что хочу узнать, получить в результате?». Для детей младшего дошкольного возраста экспериментальную деятельность целесообразнее организовывать в виде игр-опытов с водой, песком, снегом и т. п., результатом которых являются первоначальные представления детей о природных явлениях и объектах.

Знакомство с воздухом для малышей совершенно новый и интересный мир. Дети с удовольствием участвовали в опытах, знакомились с таким природным явлением как ветер.

Материалы и оборудование:

Картины и иллюстрации согласно теме проекта; дидактические пособия; аудио- и видеозаписи; атрибуты для экспериментальной деятельности (султанчики, кораблики, веера, трубочки и т. д.)

Этапы реализации проекта:

Организационный этап:

-подбор материала, изготовление пособий для опытов;

-сбор и анализ литературы;

-разработка плана реализации проекта.

Основной этап:

Работа по перспективному планированию.

1 неделя

Беседа «Что такое воздух»;

игра — опыт «Игры с веерами и султанчиками» ;

загадки о воздухе;

игра «Ветер – ветерок».

2 неделя

Наблюдение «Что такое воздух» ;

игра — опыт «Плывёт, плывёт кораблик»;

стихи о воздухе;

подвижная игра «Воздушный шар».

3 неделя

Игра — опыт «Поиграем с ветерком»;

игра — опыт «Игры с соломинкой»;

стихи о воздухе; подвижная игра «Ветер»;

загадки о воздухе.

4 неделя

Игра — опыт «Ветер по морю гуляет»;

стихи о воздухе;

подвижная игра «Пузырь»;

продуктивная деятельность (рисование) «Разноцветные мыльные пузыри».

Экспериментальная деятельность

Игра-опыт «Игры с веерами и султанчиками»

Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха — движением; движение воздуха — это ветер.

Оборудование: веер, султанчики на каждого ребёнка.

Ход проведения: Педагог предлагает каждому ребёнку помахать веером около лица. Воспитатель спрашивает, что они чувствуют. Обмахиваясь веером, можно почувствовать воздух. Педагог с малышами играют с султанчиками: танцуют, размахивая султанчиками над головой.

Игра-опыт «Плывёт, плывёт кораблик»

Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу. Оборудование: таз (поднос, кораблики и веера на каждого ребёнка.

Ход проведения: Педагог с ребятами запускают в таз кораблики поочерёдно, предлагает подуть, помахать веером, чтоб они плыли к противоположному краю. Воспитатель обращает внимание, что если сильно веером махать или дуть, то кораблик быстрее приплывёт к противоположному краю. «Кораблики». «Ты плыви кораблик мой, А потом вернись домой».

Игра-опыт «Поиграем с ветерком»

Цель: дать первоначальное представления о движении воздуха. Дыхательное упражнение «Ветерок» (дуют на ладошку, стараясь вдыхать носом, шумно выдыхать ртом с вытянутыми в трубочку губами). «Мы подуем высоко: — с-с-с (подняться на носочки). Мы подуем низко: — с-с-с (присесть). Мы подуем близко: — с-с-с (руки ко рту).

«Мы, листики осенние, на веточках сидели.

Дунул ветер — полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял,

Повертел их, покрутил и на землю опустил».

«Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше».

Вместе с ребенком имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» — присесть. На словах «выше, выше» — встать и вытянуть руки вверх.

Игра-опыт «Игры с соломинкой»

Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его; воздух можно почувствовать и увидеть.

Оборудование: соломинка, стаканчики на каждого ребёнка.

Ход проведения: Педагог предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха, а затем спросите, что он почувствовал. Затем опустив в стакан с водой соломинку и дуть в неё. На поверхности воды появляются пузырьки, которые потом исчезают. Когда мы перестаем дуть в соломинку, пузырьки тоже исчезают.

Игра-опыт «Ветер по морю гуляет»

Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу. Оборудование: таз с водой, парусник (игрушка, бумажные кораблики на каждого ребёнка.

Ход проведения: Педагог опускает парусник на воду, предлагает детям подуть на парус с разной силой. Дети наблюдают за движением парусника. Выясняют, почему плывет лодочка, что её толкает (ветерок); откуда берется ветер-воздух (мы его выдыхаем). Затем проводится соревнование «Чей парусник быстрее доплывет до другого края». Воспитатель обсуждает с детьми, как надо дуть, чтобы парусник быстрее или дольше плыл (набрать больше воздуха и сильно или дольше его выдыхать). Затем педагог спрашивает у детей, почему нет пузырьков воздуха, когда мы дуем на парус (пузырьки образуются, если «вдувать» воздух в воду, и тогда он поднимается из воды на поверхность).

Беседа «Что такое воздух»

Цель: познакомить детей с воздухом, дать понять, что воздух невидим; дать понять, что без воздуха не может существовать не одно живое существо на планете.

Ход проведения: Педагог спрашивает у детей, что они знают о воздухе и как они думают, что это такое (дети высказывают свои предположения). Педагог говорит о том, что воздух – это невидимка, он прозрачный, невидимый, лёг- кий. Он находится везде. Воздух необходим человеку и животным. Педагог предлагает детям задержать дыхание или зажать пальцами нос, сколько времени они так продержаться. Без воздуха мы погибнем. Без растений человек не смог бы жить на планете. Если воздух грязный, то человек может заболеть. Чтобы быть здоровым, необходимо дышать чистым и свежим воздухом, проветривать помещения, сажать растения в комнате и на улице, гулять в парке, в лесу, где много деревьев и воздух чистый. Человек должен охранять природу, соблюдать чистоту, не загрязнять воздух, чтобы самому не погибнуть.

Художественное слово

Загадки о воздухе

1. Чем мы дышим? Что мы не видим? (Воздух)

2. Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем. (Воздух)

3. Чего ни в комнате, ни на улице не увидишь? (Воздух)

Стихи о воздухе

«Дуйте, дуйте, ветры, в поле, Чтобы мельницы мололи, Чтобы завтра из муки, Испекли нами пирожки!» (С. Маршак)

«Ветерок» «Ветерок к нам в окошко влетел, пошуршал, позвенел, поскрипел. Лист бумаги смахнул, Рядом с кошкой уснул. За секунду все сразу успел». (Е. Елова)

«Ветрено» «Ветрено, ветрено, Вся земля Проветрена! Ветер листья с веток, Разогнал по свету.» (И. Токмакова)

«Ветер» «Ветер, ветерок, ветрище, Ты чего по свету рыщешь? Лучше улицы мети, Или мельницы крути». (Я. Аким)

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч. Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе.» (А. С. Пушкин)

«Ветерок» «Видел я, как ветерок, К нам летел на огонек! Скрипнул он оконной рамой, Тихо форточку толкнул, Поиграл моей панамой, повозился и уснул». (Г. Ладзынь)

«Сказка о царе Салтане» «Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах.» (А. С. Пушкин)

Заключительный этап:

-выставки продуктивной деятельности;

-фотовыставка на тему «Воздух – невидимка»;

Заключение.

Нами изучены и проанализированы работы педагогов Рыжовой Н. А., Ивановой, И. А., Николаевой С. Н. и других, выявлена роль экологического воспитания в дошкольном детстве и роль поисково-исследовательской деятельности в изучении природы. Для внедрения проекта в педагогический процесс я разработала план работы с детьми, включив поисково-исследовательскую деятельность во все виды работы с детьми. Были подобраны дидактические игры, подвижные игры, опыты по теме «Воздух».

Считаем, что реализация представленного проекта поможет в организации и проведении поисково-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в изучении неживой природы и воспитанники приобретут знания о воздухе, научатся находить ответы на вопросы, самостоятельно добывать знания об изучаемом объекте, его свойствах, взаимосвязи и взаимоотношениях в природе, у них будут сформированы основы экологической культуры и экологически грамотного поведения в природе.

Мониторинг проекта.

Для мониторинга проекта мы использовали диагностику, предложенную Бондаренко Т. М., разработанную на основе программы Рыжовой Н. А. «наш дом природа».

Мониторинг представляет собой схему изучения знаний детей о неживой природе. Мы использовали раздел «Воздух».

Приложение.

Игровая деятельность

Игра «Ветер-ветерок»

Цель: развивать координацию, учить четко, произносить звук (ш).

Ход проведения: Воспитатель предлагает детям встать около стульчиков. На слово «Ветер» дети поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны в сторону (как деревья качаются от ветра) и громко петь песенку ветра — ш-ш-ш. На слово «Ветерок» дети приседают, тихонько поют песенку ветерка — ш-ш-ш, слегка покачивают руками (как качается травка от слабого ветерка).

Наблюдение «Что такое воздух»

Цель: обобщить, уточнить знания детей о воздухе. Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности. Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру. Загадка: «Через нос проходит в грудь, И обратно держит путь, Он невидимый, и всё же Без него мы жить не можем». (Воздух) Вопросы: 1. Чем мы с вами дышим? Давайте, сначала вдохнём глубоко-глубоко, а затем выдохнем. 2. Как вы думаете, что мы вдыхали? (Воздух). 3. Но что же такое воздух? 4. Кто-нибудь его видел? (Мы его не видим, но он всегда вокруг нас). 5. Почему мы его не видим? 6. Почему называем невидимкой? (Воздух лёгкий, невидимый). 7. Как доказать, что мы дышим? Опыт с воздухом: Поднесите свою ладошку сначала ко рту, затем к носу и подышите. Что вы чувствуете? (Ладошке становится тепло от вашего дыхания).

Подвижная игра «Воздушный шар»

Цель: развивать координацию, умение ходить по кругу. Дети стоят по кругу, взявшись за руки, и выполняют движения в соответствии с текстом и по показу педагога. «С мамой в магазин ходили, (Идут по кругу) Шар воздушный там купили. Будем шар там надувать, Будем с шариком играть. (Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, держатся за руки, выполняют «пружинку») Шар воздушный надувайся, Шар воздушный, раздувайся. (Идут назад мелкими шагами, надувая шар) Надувайся большой Да не лопайся! Шар летел, летел, летел, Да за веточку задел, И лопнул!» (Хлопают в ладоши) Поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны в сторону. Руки ставят на пояс, медленно приседают, произносят (ш-ш-ш).

Подвижная игра «Ветер»

Цель: развивать внимание, учить выполнению подражательных упражнений. «Я ветер сильный, Я лечу, лечу, куда хочу (руки опущены, вдох через нос) Хочу – налево посвищу (дуют налево, Могу подуть направо (дуют направо, А пока – я тучи разгоню» (круговые движения руками).

Подвижная игра «Пузырь»

Цель: учить детей вставать в круг, водить хоровод. Все берутся за руки и встают в маленький круг. Воспитатель рассказывает стихотворение и не спеша отступает назад. Дети повторяют за ним. «Надувайся пузырь, Надувайся большой. Оставайся такой Да не лопайся». Круг расширяется. Пока педагог не скажет: «Лопнул пузырь». Все хлопают в ладоши, хором говорят: «Хлоп». Продуктивная деятельность – итог проекта Конспект непосредственно образовательной деятельности

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование. Тема «Разноцветные мыльные пузыри»

Цель: дать детям элементарное представление о воздухе, воздух можно почувствовать.

Задачи:

Воспитывающие:

-совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

Развивающие:

-развивать умение рисования круглой формы

Образовательные:

-учить рисовать предметы округлой формы, правильно держать кисть в руке, — закреплять знания о цвете и величине предметов.

Оборудование: соломинки, стаканчики, краски акварельные, лист, кисти, салфетки на каждого ребёнка.

Ход проведения:

Педагог предлагает детям подойти к столу, где стоят стаканчики и лежат соломки. Воспитатель дует в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха одного из малыша.

Воспитатель: Рома, что ты чувствуешь?

Ребёнок: Ветерок.

Воспитатель: А теперь вы ребята возьмите соломки и подуйте на свою ладошку. Что почувствовали?

Дети: Ветерок!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, я опускаю в стакан с водой соломинку и дую в неё. На поверхности воды появляются пузырьки и они разноцветные, а когда я перестаю дуть в соломинку, пузырьки исчезают. А теперь вы попробуйте сотворить пузырьки в своём стаканчике.

Дети приступают к эксперименту, педагог помогает при необходимости. Воспитатель: Ребята, пузырьки разноцветные пропали у нас, давайте мы их с вами нарисуем красками на листе.

Дети: Давайте!

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики.

Дети рассаживаются на стульчики (на ковре).

Воспитатель: Какие пузырьки у нас были?

Дети: Разноцветные, круглые.

Воспитатель: Мы будем рисовать разные пузырьки большие и маленькие, разных цветов (жёлтые, красные, зелёные, синие).

Педагог берёт кисть в руку и держит её тремя пальцами, окунает её в банку- непроливайку, набирает краску зелёного цвета. Рисует округлые формы на листе, большого и маленького размера, размещать пузырьки по всему листу. Педагог предлагает ребятам поупражняться «нарисовать пузыри в воздухе» (имитация рисования округлых форм).

Воспитатель: А теперь попробуйте нарисовать мыльные пузыри на бумаге. Дети рассаживаются за столы. При необходимости педагог помогает ребятам. Рисунки ребят развешиваются на магнитную доску.

Воспитатель: Что мы нарисовали? А каких они цветов? Какие чудесные нарисованные мыльные пузыри, получились у вас ребята и они не лопаются! Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Пузырь».

Подвижная игра «Пузырь»

Все дети и педагог берутся за руки и становятся в хоровод. Вместе говорят слова: «Раздувайся пузырь, — отходят назад Раздувайся большой, Да не лопайся» Педагог говорит: «Лопнул пузырь» — подходят в центр круга Все вместе говорят: «Ш-ш-ш-ш»

Подвижная игра «Пузырь»

Игры с воздухом.

Цель:

• Создать условия для понимания того, что воздух есть внутри себя и вокруг.

• Познакомить со свойствами воздуха: (прозрачный, легкий, упругий, без запаха).

• Дать представление о том, как образуется ветер (потоки воздуха).

• Развивать у детей познавательный интерес, желание экспериментировать.

Оборудование: 2 воздушных шара, целлофановый пакеты по количеству детей, соломинки для коктейля, таз с водой, кораблик из спичечного коробка, пластмассовые стаканчики с водой, коробка из-под сока, листы картона по количеству детей, бумажные салфетки или сухие листья.

Словарная работа: воздух прозрачный, легкий, без запаха, упругий.

ХОД ИГРЫ

Дети стоят полукругом.

Воспитатель вносит в группу два воздушных шарика, красный надут сильно, синий – слабо. Обращает внимание на шарики и предлагает с ними поиграть. Дети играют шариками и выясняют, каким шариком играть лучше, какой легче отбивать и почему? Что находится внутри шариков? (Объяснения детей)

Воспитатель: Внутри шариков – воздух, красный надут сильнее, в нем больше воздуха, он упругий, легко отбивается, летает и плавно опускается, а синий мягкий, в нем мало воздуха. Скажите, что нужно сделать с синим шариком, чтобы с ними тоже было легко играть? (надуть побольше); что находится внутри шариков (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают).

Воспитатель показывает, как человек выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха и предлагает детям сделать то же.

Воспитатель: А откуда внутри человека берется воздух?

Дети: его вдыхают.

Воспитатель предлагает прикрыть ладошкой рот и нос и почувствовать, что трудно дышать, без воздуха человек не может жить.

Игры с шариками

«Поймай шарик»

Надуть шарик, не завязывая конец, объяснить, что когда отпустите шарик, воздух начнет выходить, и шарик будет летать. Предложить поймать его.

Воспитатель говорит:

Мы надули шарик синий, (надуть щеки)

Он теперь такой красивый.

Отпустили полетать, (отпустить шарик)

Но его уж не поймать!

Игра повторяется несколько раз. Затем дети садятся на стульчики возле стола.

«Паровозик»

Возьмите пакет из-под молока и отрежьте от него половину. Положите ее боком на стол. Проделайте небольшое отверстие в дне. Надуйте шарик и проденьте кончик через отверстие. Когда отпустите шарик, то пакет начнет двигаться, по мере того как из шарика будет выходить воздух.

Затем воспитатель надувает и завязывает синий шарик. Обращает внимание, что он стал упругим, большим как красный.

Воспитатель обращает внимание детей на полиэтиленовые пакеты. Дети рассматривают пустой пакет.

Воспитатель спрашивает, что находится в пакете? Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом пакет и спрашивает, что в пакете? (Пакет упругий, большой). Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Обращает внимание на то, что когда открыли пакет, он перестал быть упругим. Объяснить, что в пакете был воздух. Почему вам кажется, что пакет пустой? (Потому, что воздух прозрачный, невидимый, легкий, упругий). Дети повторяют за воспитателем слова.

Воспитатель предлагает надуть пакет, сделать его упругим, через него рассмотреть предметы. Дети надувают и сдувают пакеты. Воспитатель активизирует к произнесению слов: упругий, воздух внутри, легкий, прозрачный.

«Мыльная шапка»

Затем воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором находятся прозрачные пластиковые стаканчики с водой и трубочки для коктейля, в стаканчики заранее налито жидкое мыло. Воспитатель предлагает подуть через соломинку в стаканчик. Чья шапка из пены больше. (Выдувание пены через соломинку)

«Надуй пузырь»

Предложить выдуть мыльные пузыри. Чей пузырь больше, у кого улетит выше, у кого улетит дальше, у кого больше мыльных пузырей.

«Кораблик»

Затем дети подходят к столу, на котором находится таз с водой.

Воспитатель предлагает сделать легкий ветерок, подуть на кораблик, чтобы он поплыл по морю.

(Дети по очереди дуют на кораблик).

Воспитатель обращает внимание, что когда выдували воздух, он был похож на ветер. А можно ли увидеть ветер?

(ветер невидим, мы можем увидеть только, как он передвигает предметы, гонит по небу облака, поднимает мусор, песок на дороге).

«Ветерок»

Воспитатель раздает детям лист картона, высыпает на пол бумажные салфетки или сухие листья и предлагает при помощи листа картона сделать ветер, разметая листья. После игры дети помогают воспитателю все убрать на место.

Воспитатель загадывает загадку, подводя итог.

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Итог.

В результате работы, в ходе проведенных опытов, дети узнали, что:

– воздух нужен для дыхания человеку;

– познакомились со свойствами воздуха: (прозрачный, легкий, упругий, без запаха);

– получили представления о том, как образуется ветер (ветер это потоки воздуха).

Литература.

Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Комплексное перспективное планирование вторая младшая группа, М., Мозаика — Синтез 2011 г.

Галанов А. С. «Развивающие игры для малышей», АСТ — Пресс 2006 г.

Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., «Неизведанное рядом», опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2011г.

Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. -М. :Просвещение, 2001

Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М., 2005

Рыжова Н. А. «Воздух-невидимка». М., 2005

Справочник старшего воспитателя д/у, №6, 2012

Источник: maam.ru