Проект «Чувашское нородное декоративно-прикладное искусство»

НАТАЛИЯ НИКИТИНА
Проект «Чувашское нородное декоративно-прикладное искусство»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРЕКРАСНОЕ»

Цель: формирование у детей познавательного интереса к чувашской народной культуре через ознакомление с народными промыслами чувашского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи:

-формировать устойчивый интерес к искусству народа Чувашии ;

-развивать художественно-творческие способности у детей;

-формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира;

-воспитывать самостоятельность, активность и творчество в применении ранее усвоенных способов изображения, используя выразительные средства.

-осуществление нравственного и эстетического развития личности ребенка;-содействовать развитию речи:

-обогащать и активизировать словарь, повышать его выразительность, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности.

— развивать способности к декоративному и прикладному творчеству у детей, воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления художественной культуры;

Объект исследования: чувашское народное декоративно-прикладное искусство.

Тип проекта: познавательно — творческий, долгосрочный.

Участники проекта: воспитанники старшей группы «Ежевика»

Актуальность

Мы живём в Чувашской республике, и дети должны знать культуру своего народа. Этнопедагогика – «способ вхождения в культуру своего народа, … живое знание, которое ребёнок…. выстраивает вместе с родителями и педагогом» (О. И. Давыдова).

Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.

На протяжении многих веков каждый народ создаёт немало художественных ценностей. Образцы прикладного искусства народная мудрость отшлифовывала веками. И сегодня возникает необходимость сохранить родившиеся в искусстве каждого народа образцы, которые имеют многовековую историю и заключают в себе огромные воспитательные возможности для приобщения детей к духовным и общечеловеческим ценностям.

Народно-декоративно прикладное искусство своей радостной приподнятостью и праздничностью, конкретным содержанием, которое отражает флору и фауну родной местности, ритмичностью построения образов близко ребёнку-дошкольнику.

Первым шагом в освоении ребёнком своей национальной культуры является общение с произведениями изобразительного искусства родного народа, развитии уважения и гордости к своему народу и осознании себя его частичкой, что способствует его художественному развитию, нравственному становлению и развитию творческой активности.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

1. Определение проблемы, цели и задач проекта.

2. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование, нахождение и установление эффективных связей с родителями.

3. Беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве Чувашии;

Реализация проекта

-рассматривание орнаментального узора;

-выполнение работ по изобразительной деятельности;

-подвижные и малоподвижные народные игры;

-работа с родителями;

-совместные работы с детьми;

-консультации для родителей;

-беседы «Кто такие чуваши», национальная одежда

-обогащение предметно-развивающей среды;

Заключительный (обобщающий)

-выставки рисунков и поделок по мотивам чувашского народного творчества;

-подведение итогов.

Непосредственная образовательная деятельность

1. Д/и «Из чего же, из чего же?»

Задачи: воспитывать интерес к родной культуре.

3. Тема: «Чувашский орнамент» (рисование, аппликация)

Задачи: воспитывать уважение к истории Чувашии.

Д/и «Собери посуду» («осколки разбитой»чувашской посуды, разрезные картинки)

1. Тема: «Расписные тарелочки» (изготовление бумажной посуды, роспись чувашским орнаментом)

Задачи: развивать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Д/и «Угадай, что означает»

Учить узнавать значение по элементам орнамента.

Разучивание стихотворения К. Иванова «Солнце красное восходит, красотою мир сияет…».

Задачи: развивать устную речь.

1. Тема «Чудо тарелочки» с чувашским узором (гуашь; с использованием ватных палочек).

Задачи:

-воспитывать интерес к окружающему миру;

-продолжать учить создавать выразительные образы.

Д/и «Назови правильно»

Закреплять знания о народных художественных промыслах.

2. Тема «Кувшин» (рисование по мотивам чувашского орнамента)

Задачи:

-воспитывать интерес к изобразительному искусству.

Д/и «Найди отличия»

Учить находить сходство и отличия элементов орнамента.

— развитие восприятия и понимания орнаментального образа (рассматривание национального костюма, его элементов:

— головной повязки «масмак»,

— головного убора «сурпан», хушпу

— поясного украшения «сара»

Чтение «Расти и крепни, край чувашский» Василий Давыдов-Анатри

Чувашские народные игры:

Хищник в море (Сеткан кайак тинесре).

В игре участвуют до 10 детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные – рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2-3 м. На одном ее конце делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.

Правила игры. Задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута В нашем дошкольном учреждении дети приобщаются к обычаям своего народа, песням, музыке, сказкам, а также знакомятся с миром чувашского декоративно-прикладного искусства. Детям очень нравятся лепить по мотивам чувашских изделий. В свободное от занятий время с детьми рассматривали образцы салфеток, вышитых чувашскими мастерами. На занятии по аппликации решили помочь Нарспи украсить салфетку чувашскими узорами. Дети с большим удовольствием вырезали узоры и наклеивали их, подражая мастерицам. Вечером дети с гордостью показывали родителям свои красивые салфетки, и вместе с родными любовались своей работой.

Таким образом, на занятиях по художественно-эстетическому развитию у детей воспитываем эмоциональную отзывчивость на выразительные средства разных видов искусства и формируем навыки декоративно-орнаментального творчества.

Литература:

1. Васильева Л. Г. Загадки народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: «Новое время», 2005г. — 88с.

2. Васильева Л. Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 2002г. – 144с.

3. Васильева Л. Г. Детское орнаментальное творчество: учебно-методическое пособие. — Чебоксары 2015г. -96с

Приложения

Пословицы и поговорки:

— После строгания топором не рубят

-Старый человек стоит четырех молодых

-Пережитое несчастье постепенно забывается

— Кто лежал в тени, надеясь на бога, остался без единого куска хлеба

-Который палец ни обрежь, все больно

-Пирог в чужих руках кажется большим

— Рана от железного оружия заживает; рана, нанесённая словами, неизлечима

— Мать — святыня, с ней не спорят

-Если говорить «мед», «мед», во рту сладко не будет

— Чужая душа — дремучий лес

— Запас всего лучше

— Вяз гнут, пока он молод

— Не зная слова, не говори

Народные приметы:

Дым поднимается в небо столбом – к морозу.

Мрьерен ттм лелле хпарать – сивве. Зимнюю непогоду по плохому разгоранию дров в печи или по поведению домашних животных:

Собака валяется на снегу – к ненастью.

Йыт юр инче йаваланать – ил-твла.

Кмакара вут шартлатать – сивве.

Как правило, эти приметы оказываются надежными и проверенными.

Как раньше, люди доверяют приметам, связанным с дорогой, со сновидениями, с состоянием погоды в определенные дни, связывая это с весенне-полевыми работами:

Хурн ули урлсан акана тухма юрать.

Лопаются сережки на березе – пора сеять пшеницу.

Палан чечеке ларсан хяр лартма юрать.

Цветет калина – можно сажать огурцы.

Существует огромное количество примет, связанных с благополучием, здоровьем, которым до сих пор доверяют. Даже сейчас можно услышать, как ребят в шутку посылают побегать под теплым моросящим дождиком:

умр инче ара пу ресен пыск пулатн.

Во время дождя нужно ходить с непокрытой головой: говорят, вырастешь большим!

Алк урати инче ан лар – чирлетн.

Уруна силлесе ан лар – анн вилет.

Также есть приметы, связанные с различными праздниками, с погодой в эти дни:

Иллен куннче умр усан кр умрл пулать.

Если на Ильин день идет дождь, осень будет дождливой.

Алтати куннче автана шыв мелх клленчк пулсан тыр нса пулать.

Некоторые приметы связаны с луной, ее положением и состоянием:

н уйх сылтмра – ырра, сулахайра – ырра мар.

Если восходящий молодой месяц увидишь справа, это к добру, слева – к худу.

Чувашские народные игры

«Птицы» («Кайакла»)

Игроки выбирают лису и птицу, остальные – птенцы. Птица учит птенцов летать. Птенцы повторяют движения за птицей. Птенцы, летая, говорят слова:

Не боюсь и не дрожу, Вирхенетеп сулелле!

Смело крыльями взмахну – Шикленместеп,

И поэтому на землю Четреместеп,

Никогда не упаду. Саванпа сере укместеп

Неожиданно появляется лиса. Птица подаёт сигнал: «Лиса!» («Тиле!»). Птенцы приседают и замирают. Лиса внимательно наблюдает за игроками и забирает с собой тех, кто выдал себя движениями.

«Морозище» («Шантмалла»)

Среди игроков выбирают водящего – мороза. По сигналу водящего – «Заморожу!» («Шантатап!») игроки разбегаются по площадке. Водящий должен догнать их и «заморозить». Замороженным считается игрок, которого водящий коснулся рукой. Замороженный игрок замирает и не двигается. Водящий охраняет замороженных игроков, не давая их разморозить. Разморозить игрока могут только неосаленные игроки, прикоснувшись к нему ладонями. Игра заканчивается, если будут пойманы все игроки.

«Лиса и гуси»

(«Тилепе хурсем»)

Среди игроков выбирают лису, остальные – гуси. Гуси выходят на лужайку пощипать травку, ходят гусиным шагом. Неожиданно появляется лиса и гуси с криком «га-га-га» собираются в кружок.

Лиса: «Сейчас я вас съем!» (Эп сире сисе яратап)

Гуси: «Не ешь нас!» (Ан тив пире)

Лиса: «Съем!» (Сиетеп)

Гуси: «Послушай, какую песню мы поём: «Га-га-га!» (Пирен юрра итлесе пах: «ки-как!»)

Гуси поют песню и улетают. Лиса их ловит. Пойманный игрок становится лисой.

«Море волнуется»

(«Тинес хумханать»)

Среди игроков выбирают ведущего. Остальные стоят в обручах. Ведущий ходит вокруг игроков и приговаривает: «Море волнуется» («Тинес хумханать»). При этом он касается рукой игроков. Игроки, до которых он дотронулся, идут за ним, повторяя все его движения. Неожиданно ведущий говорит: «Море успокоилось» («Тинес лапланче») – и занимает любой из обручей. Остальные игроки тоже занимают свободные домики. Игрок, оставшийся без домика, становится ведущим.

«Стадо»

(«Кетулле»)

Среди игроков выбирают пастуха и волка, остальные – овцы. На одной стороне площадки дом волка, на другой – овец. Пастух выгоняет овец на лужок. Они бегают, резвятся на лугу, щиплют травку. Волк нападает на стадо и ловит овец. Пастух подаёт сигнал: «Волк!» («Кашкар»). Овцы убегают домой, пастух их защищает. Пастух расставляет руки в стороны и встаёт между волком и овцой.

«Луна и солнце»

(«Уйахпа хевел»)

На площадке чертят линию. Игроки делятся на две команды, выбирают капитанов и строятся за ними, крепко держа впереди стоящего за пояс. Команды тягаются в силе. Побеждает та команда, которая перетянет большее количество соперников через линию.

«Чистое поле» («Таса уй»)

На площадке натягивают верёвку на высоте 1-1,5 м. Игроки делятся на две команды и встают по обе стороны на расстоянии 8-10 м лицом друг к другу. У каждого игрока по одному мячу. По сигналу игроки перебрасывают мячи на сторону противника. По повторному сигналу игроки прекращают игру и подсчитывают количество мячей на своей территории. Побеждает команда, на территории которой оказалось меньше мячей.

Источник: maam.ru