Приобщение учащихся к этнокультурным ценностям с использованием ИКТ технологий на уроках адыгейского языка

Шовгенова Светлана
Приобщение учащихся к этнокультурным ценностям с использованием ИКТ технологий на уроках адыгейского языка

Приобщение учащихся к этнокультурным ценностям с использованием ИКТ технологий на уроках адыгейского языка.

Учитель адыгейского языка и литературы

МБОУ СОШ №9 а. Уляп

Шовгенова Светлана Меджидовна

Аннотация.

В данной статье обобщен опыт работы учителя адыгейского языка и литературы по формированию ИКТ и формирование способностей их грамотно применять. Применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании, презентаций в процессе обучения, использование проектной деятельности, электронных физминуток, основные формы работы проводимые с учащимися. Применяемые методы деятельностного подхода на уроках с использованием ИКТ: частично-поисковый, проблемный, исследовательский, объяснительно-иллюстративный. Применяемые приёмы – поиск решения проблемы, исследование каких-либо явлений, направлений в адыгейском языке и литературе, прогнозирование, разъяснение с применением презентации, видеофрагментов и т. д.

Прогресс наук и машин полезное средство,

но единственной целью цивилизации

является развитие человека. (слайд2)

Э. Флайано

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании очевидна.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность, включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».

Конкретными результатами освоения данных умений, как указано в ФГОС второго поколения, является «активное использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в открытом учебном информационном пространстве сети Интернет, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры». Это требует от учителя владения информационными технологиями. Учитель должен быть квалифицированным пользователем ИКТ.

Основной задачей информатизация образования в России является эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно – компьютерных технологий: (слайд 3)

— возможность организации процесса познания;

— индивидуализация учебного процесса;

— коренное изменение организации процесса познания путём смещения её в сторону системного мышления;

— возможность построения открытой системы образования.

В современной методической науке мультимедиа рассматривается как наиболее распространенный вид средств новых информационных технологий, который способствует оптимизации учебного процесса. Использование компьютера, как я убедилась на собственном опыте, значительно повышает наглядность обучения, активизирует процесс овладения знаниями и формирования навыков и умений, помогает обеспечить индивидуализацию обучения, организовать самостоятельную работу учащихся.

Использование в работе средств информационно-коммуникационных технологий дает: (слайд 4)

— ученику: повышение мотивации учения; повышение познавательного интереса; становление активной субъективной позиции в учебной деятельности; формирование информационных, коммуникационных компетентностей; развитие умения ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, контролировать результат, работать по плану, оценивать свою учебную деятельность, определять проблемы собственной учебной деятельности; формирование познавательной самостоятельности обучающихся.

— учителю: нестандартное отношение к организации образовательного процесса; возможность создания условий для индивидуального самостоятельного обучения школьников, развития информационно-коммуникативной компетентности обучающихся, познавательной деятельности, самостоятельной работы по сбору, обработке и анализу получаемых результатов; формирование мотивационной готовности к познавательной самостоятельности не только в учебных, но и иных ситуациях.

Действенным способом работы с компьютером является использование подготовленных с учетом определенных требований мультимедийных презентаций материала, когда учитель задействует на уроке экран-доску, проектор и всего один компьютер для демонстрации.

При такой организации работы: (слайд 5)

1) здоровью учеников ничто не угрожает;

2) привлекается и фокусируется внимание всей группы учащихся;

3) сохраняется возможность повтора демонстрируемого материала.

Я считаю, что использование информационно-коммуникационных технологий эффективно на всех уроках: при изучении нового материала, на повторительно-обобщающих уроках, заключительных лекциях по курсу и других типах уроков. Методы обучения, применяемые мной при деятельностном подходе на уроках с использованием ИКТ: частично-поисковый, проблемный, исследовательский, объяснительно-иллюстративный. (слайды 6,7)

Этнокультурные национально-региональные особенности проходят красной нитью через каждый урок адыгейского языка и литературы, так как этот материал способен внести живую струю в процесс преподавания предмета. У детей повышается интерес к изучению родного языка. А чтобы вызвать интерес к изучению предмета и закрепить его даже для талантливого учителя – труд не одного дня. Те задачи, которые я ставлю перед собой, решаются во время освоения детьми различных видов деятельности, как на уроках, так и во внеурочное время. Готовясь к уроку, я всегда обдумываю выбор дополнительного материала, выбор национально – регионального компонента. Чтобы после моих уроков мои ученики принимали мир во всём разнообразии, и берегли обычаи, традиции своего народа, горели всем сердцем за свою школу, аул, район, республику. Благодаря этому у них впервые, может быть, возникает чувство гордости, сопричастности к тому, чем живут взрослые, которые окружают в реальном мире. И кто знает, может это уже начало любви, любви к малой родине. Применяемые приёмы – поиск решения проблемы, исследование каких-либо явлений, направлений в адыгейском языке и литературе, прогнозирование, разъяснение с применением презентации, видеофрагментов и т. д. (слайды 9-14) На уроках адыгейского языка при изучении нового материала, закреплении изложенного материала, при тестировании, при самостоятельной работе использую ИКТ для построений учебных текстов с пропусками или перестановками, в игровых моментах: «Вставь правильно все буквы», «Составь предложение из данных слов» и др. Мною подготовлены презентации к урокам адыгейского языка по следующим темам: 5 класс: «Гущы1эухыгъэм ичлен шъхьа1эхэр», «Гущы1эухыгъэ убгъугъэхэмрэ гущы1эухыгъэ мыубгъугъэхэмрэ», «Гущы1эухыгъэм хэт член зэлъэпкъэгъухэр», «Фэгъэзагъэр», «Синонимхэр, омонимхэр, антонимхэр». 6 класс: «Мэкъэ 1ужъухэр», «Чыйзэфэш1ыгъэ макъэхэр», «пчъэгъац1эр», «Къэзгъэлъэгъорэ ц1эпапк1эр», «Лъы1эсрэ ык1и лъымы1эсрэ глаголхэр». 7 класс: «Причастиер гъэпсыгъэ зэрэхъурэр», «Деепричастиехэр зэрэзэхъок1хэрэр», «Наречиехэр гъэпсыгъэ зэрэхъухэрэр. 8 класс: «Т1озэхэт ык1и зэзэхэт гущы1эухыгъэхэр», «Гущы1эухыгъэ икъухэмрэ имыкъухэмрэ», «Гущы1эухыгъэм ичлен зэлъэпкъэгъухэр». 9 класс: «Гущы1эухыгъэ зэхэлъыр». «Зэпх зыхэмыт гущы1эухыгъэ зэхэлъыр». Такие занятия вызывают у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают на уроке. Уроки литературы требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями: иллюстрирует текст, помогает увидеть все своими глазами. Уроки литературы — это уроки искусства, где важны и музыка, и живопись. Всем этим, я считаю, может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы. В этом мне помогает показ презентаций. 5 класс «Акъылыр зыщэфыгъэ л1ыр», «Рыу, сибэщ», Хьаткъо А. «Гъатхэ», Кэстэнэ Д. «Батыр», Жэнэ Къ. «Л1ыхъужъыр народым дыщы1». 6 класс: Цэй И. «Тхьак1умк1ыхьэм ихьадэ1ус», К1эрэщэ Т. «Хьатх Мыхьамэтрэ Анцокъорэ», Бэрэтэрэ Хь. «Л1ыжъымрэ ыкъорэ». 7 класс: Жэнэ Къ. «Елмызэ ибзыухэр», 1эшъынэ Хь. «Нэнэжъэу Нысэнор». 8 класс: еутых А. «Л1ыжъым яшъэф», Мэщбэш1э И. «Хыуай». 9 класс: Хьаткъо А. «Былым фэк1од», 10 класс: Лъэустэн Ю. «Пшъашъэмэ янэфылъ», Хьэдэгъэл1э А. «Батмэтыкъохэр».

Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Она приводит к целому ряду положительных эффектов: (слайд 15)

• обогащает урок эмоциональной окрашенностью;

• психологически облегчает процесс усвоения;

• возбуждает живой интерес к предмету познания;

• расширяет общий кругозор учащихся;

• повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Фильмы служат хорошим подспорьем на уроках литературы для создания проблемной ситуации, заставляют учеников провести сопоставительный анализ с текстом. Я использую отдельные видеофрагменты при проведении урока и организовываю киносеансы с обязательным последующим обсуждением просмотренного кинофильма. При изучении темы К1эрэщэ Т. «Хьатх Мыхьамэтрэ Анцокъорэ» в 5 классе, я предлагаю просмотр спектакля «Шапсыгъэ пшъашъ», Тема «Бзыикъо зау» в 9 классе – фильм «Черкессия». При изучении комедии Е. Мамия «Мыхьамчэрыекъор, привет» дети смотрят спектакль «Мыхьамчэрыекъор, привет». При изучении творчества Куек Н. детям предлагаю просмотр фильма «Сумерки надежд».

В моей методической копилке есть документальные фильмы о жизни и творчестве: Куек Н, Х. Беретарь, Нехай Р.

А использование на уроках ИКТ кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий делают урок более интересным, повышают творческую деятельность учеников.

Проектная деятельность. (слайды 16,17)

Кроме того, презентации могут быть одной из форм отчетности по завершении работы над литературным проектом. Мои ученики неоднократно использовали именно презентации в качестве сопровождения к исследовательским работам по литературе. Материал учащиеся находят сами, составляют презентации. Таким образом, индивидуальная работа учащихся по созданию проектов развивает их самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество. ИКТ развивает у них умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку.

Так на уроках литературы учащимися были подготовлены проектные работы по темам: «Ным нахь лъап1э щы1эп», «Адыгэ саер», «Сиунагъу», «Нарт эпосыр».

Использование электронных физминуток. (слайды 18-32)

На своих уроках я использую готовые электронные физминутки, а также собственные физминутки, созданные в программе Power Point с музыкальным сопровождением.

Цель электронных физминуток: сохранение зрения, снятие усталости с глаз.

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Одной из причин ухудшения зрения является зрительное утомление.

Учитель может внести существенный вклад в укрепление здоровья своих учеников в период, когда они находятся в школе. Решить эту проблему можно введением анимированных физминуток. Анимационная физминутка способна отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам здоровой жизни.

Дефициты движения пагубно отражаются на функции глаза.

Одна из главных причин такого роста нарушений — в недостаточной тренированности, что ведет к быстрой утомляемости глаза.

Упражнения, предложенные в презентациях, сохраняют зрение, помогают настраивать ребят на учебную деятельность, вызывают приятные эмоции. Дети следят за движением объектов, при мигании моргают глазками.

Я уверена, использование ИКТ на уроках значительно повышает эффективность обучения, помогает создать продуктивную атмосферу на уроке, развивать активную учебно-познавательную деятельность обучающихся

Список использованной литературы

1. Роберт И. В. Информатика, информационные и коммуникационные технологии: учебно-методическое пособие М. УРАО, 2001.-215с.

2. Бабич И. Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003 – 68-70с.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.

Под ред. Е. С. Полат. — М., 2000.-155с.

4. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии. — М. : 2000.-165с

5. Колин К. К. О структуре и содержании образовательной области «Информатика».Информатика и образование. 2003.-140с

6. Алейникова И. Тяжело, но интересно: Внедрение новых стандартов. //Управление школой. -2011.-№10.-38-40с

7. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. 2010.-130с

Источник: maam.ru