Применение социо-игровых технологий в работе с дошкольниками. Татьяна Владимировна

Татьяна Толчеева
Применение социо-игровых технологий в работе с дошкольниками. Татьяна Владимировна

1 слайд 3клика)

ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

(2 слайд 2 клика)

«Сделать серьёзное занятие ребёнка занимательным

— первоначальная задача обучения»

К. Д. Ушинский

В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. Характеристикой современного этапа развития дошкольного образования является активизация поисков в направлении социально – личностного и познавательно – речевого развития.

Проблема коммуникативной компетентности является одной из актуальных проблем в педагогике. Актуальность определена важностью межличностного общения для становления личности ребёнка.

(3 слайд)

Отношения с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в детстве. От того, как сложатся отношения ребёнка в первой в его жизни группе сверстников, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития.

Особую важность эта проблема, приобретает в настоящее время, когда коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Осуществляя наблюдение за детьми, я обратила внимание на то, что множество негативных явлений (агрессивность, отчуждённость) зарождается именно в детском возрасте. Если отношения со сверстниками складываются благополучно, формируется готовность человека к полноценному межличностному общению.

В процессе наблюдений за дошкольниками я пришла к выводу, что одним из средств развития коммуникативной компетентности могут выступать элементы социо-игровой педагогики (Е. Е. Шулешко, В. Букатов, А. Ершова).

(4 слайд)

Вячеслав Михайлович Букатов, один из главных разработчиков социо-игрового стиля обучения, предлагал активно сочетать традиционные и инновационные подходы в работе с детьми, с широким использованием театральных, народных, современных детских игр.

(5 слайд)

Сам термин «социо-игровой стиль» появился ещё в 1988 году и обозначал организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая»)

и одновременно в каждой из них.

(6 слайд 3 клика)

Социо-игровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлечённости. Педагог должен помнить, что взрослый и ребёнок имеют одинаковое право на ошибку.

Социо-игровое направление основывается на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умения следить за ходом общего разговора и общего дела.

(7, 8 слайды) отличие социо-игровой педагогики от традиционной представлены на слайдах.

Социо-игровая педагогика отличается от традиционной. Рассмотрим эти отличия:

Взгляды традиционной педагогики Взгляды социо-игровых подходов

1. Педагоги на занятии стремятся достичь

научного результата. 1. Педагоги на занятии воссоздают жизнь.

2. В трад. Педагогике Оценка педагога – «хорошо – нехорошо»,

«правильно – неправильно». 2. В социо-игр. Педаг. Ребенок способен оценить себя собственными усилиями.

3. Педагог в роли «судьи» 3. Педагог в роли «советчика»

4. Главные положительные качества детей: послушание, исполнительность, бесконфликтность, аккуратность 4. Главные качества детей:

— развитие самосознания;

— умение сравнивать свои знания со знаниями других детей;

— оказание друг другу помощи и принятие её когда это нужно;

— тренировка речи, развитие внимания, умения услышать, запомнить услышанное, умения сообща решать задачи, обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего дела.

5. Педагог в позиции «над», «рядом»

Дети смотрят на педагога как на главный источник порицания и поощрения. 5. Педагог занимает позицию «рядом», «вместе», партнёра.

6. Дружеские связи, склонность играть вместе и действовать не является предметом целенаправленного воспитания но оценивается положительно. 6. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных умений.

7. Педагог не выходит за границы намеченного содержания занятия 7. Педагог должен идти от детей.

Социо-игровая педагогика:

(9 слайд)

1. Способствует движению — на занятиях дети подвижны.

2. Способствует смене, разнообразию, вариативности в мизансценах, ролях, видах деятельности.

3. Помогает преодолению нерешительности неуверенным детям.

4. Учит самостоятельности, инициативности, коммуникативному общению.

5. Сближает педагога с детьми.

В результате проведения педагогической диагностики дошкольников в группе, мы получили следующие показатели сформированности коммуникативных навыков: 13% дошкольников группы — показали высокий уровень, 52% — средний уровень, 35% — низкий уровень.

Для разрешения создавшейся ситуации и повышения продуктивности работы по данному направлению было принято решение: включить в воспитательно-образовательную работу с дошкольниками социо-игровую технологию, направленную на развитие социальных качеств личности, формирования коммуникативной культуры воспитанников.

(10 слайд)

Цель моей работы заключалась в следующем:

— систематизация работы по внедрению социо-игровой технологии,

— развитие социальных качеств личности,

— формирование коммуникативной культуры детей.

(11 слайд)

Реализация данных целей проходила в три этапа:

— изучение методической литературы,

— создание условий для реализации социо-игровой технологии,

— внедрение педагогической технологии в воспитательно-образовательный процесс.

(12 слайд)

Изучив теоретические материалы, я поставила перед собой задачи:

— повысить качество образования детей, сделать образовательный процесс более увлекательным;

— способствовать развитию у детей самостоятельности, активной позиции;

— развивать индивидуальность, эрудированность и сообразительность детей;

— формировать у детей навык слаженной работы;

— воспитать в дошкольниках желание узнавать новое;

— формировать коммуникативную культуру дошкольника.

Создала необходимые условия для реализации социо-игровой технологии, прежде всего это эмоционально-благоприятная обстановка в группе.

(13, 14,15, слайд)

Так как педагогическое мастерство в социо-игровой технологии включает в себя умение создать и рационально применять игры, я подобрала игры для детей дошкольного возраста в соответствии с задачами воспитательно-образовательного процесса.

В утренние часы я использовала игровые упражнения для положительного психологического настроя, которые помогают замкнутым детям преодолеть застенчивость и вступить в контакт со сверстниками («Разведчики», «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем», «Мост дружбы»).

бразовательная деятельность начиналась своеобразным ритуалом, направленным на настрой детей на совместную деятельность, общение. Это игры: «Волшебная палочка», «Эхо», «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты», и др.

На занятиях детям предлагались игровые задания, целью которых было пробуждение интереса друг к другу, постановка участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела («Летает – не летает», «Неиспорченный телефон», «Встать по пальцам», «Замри», «Зеркало», и др.)

Для выстраивания деловых взаимоотношений педагога с детьми и детей друг с другом использовались игры: «Эхо», «Превращение предмета», «Рассказ-рисунок о том, что вижу» и др.

Не маловажными были и упражнения для творческого самоутверждения. При их выполнении учитывался художественно-исполнительный результат действия. Это такие игры как: «Тело в деле», «Костюм превращение», «Детские стихи по ролям», «Да и нет не говорите», и др.

Для снятия усталости, перехода от одного вида деятельности к другому, применялись разминки-разрядки: «Заводные человечки», «Руки-ноги», «Ловить зверюшку», «Слова на одну букву» и др.

На прогулке и в свободной игровой деятельности эффективно использовать вольные игры. Они включали в себя такие игровые задания, выполнение которых требует достаточного простора и свободы передвижения. Сюда входят: «Считалки», «Горелки», и др.

(16 слайд)

Социо-игровая технология –это развитие ребенка в игровом общении.

Для организации дошкольников мы использовали методы активации мыслительной деятельности:

1) Методы, повышающие познавательную активность

2) методы, вызывающие эмоциональную активность

используются игровые приемы на воображаемую ситуацию: — сюрпризные моменты, элементы новизны; — придумывание сказок; — игры- драматизации; — юмор и шутки

3) методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности и областей:

-беседа

-создание предметной среды, этот метод помогает совершенствовать навыки, накапливать чувственный опыт.

4) метод коррекции и уточнение детских представлений

-повторение

-наблюдение

-экспериментирование

-опыт

В ходе проведённой с детьми работы, направленной на развитие коммуникативных навыков. Я пришла к следующим результатам:

(17 слайд)

В результате проведения педагогической диагностики в конце учебного года, после реализации социо-игровой технологии, получили следующие показатели сформированности коммуникативных навыков: 34% дошкольников группы — показали высокий уровень, 66% — средний уровень, 0% — низкий уровень.

(18 слайд)

Практическая значимость применения социо-игровой технологии заключается в том, что её использование в разных видах деятельности способствует развитию коммуникативных навыков у дошкольника и формированию самосознания.

(19 слайд)

Дошкольник учится сравнивать свои знания со знаниями других детей, оказывать помощь другу и принимать её когда это нужно, умению сообща решать задачи, обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего дела.

«Общение – это основная движущая сила развития» Л. С. Выгодский.

Источник: maam.ru