Презентация программы по развитию моторики и координации движения рук через различные виды деятельности (старший возраст)

Ирина Коптелова
Презентация программы по развитию моторики и координации движения рук через различные виды деятельности (старший возраст)

Здравствуйте!

Вашему вниманию представляю программу по развитию мелкой моторики и координации движения рук через различные виды деятельности для детей старшего возраста «Умелые ручки» (1 слайд)

Василий Александрович Сухомлинский говорил «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев» (2 слайд)

(3 слайд) Актуальность. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики гибкости и точности движений пальцев рук и тактильной чувствительности — мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

Согласно данным психологов и физиологов у детей 5 – 6 лет слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Именно поэтому, актуальность развития мелкой моторики бесспорна.

Особенности развития мелкой моторики детей 5-7 лет.

В период от 5 до 6 лет ребенок может аккуратно вырезать картинки, писать буквы и числа. Охотно дополняет недостающие детали картинки. Может легко воспроизводить геометрические фигуры по образцу.

Возраст 6 – 7 является сенситивным периодом для развития тонких движений кисти руки, необходимых для овладения графо – моторными навыками для письма. (период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определённых навыков, способностей)

(4 слайд) Новизна Программы заключается в системном использовании нетрадиционного (бросового, природного) материала, оборудования художественно — творческой деятельности для развития мелкой моторики рук, как фактора уровня развития дошкольника.

(5 слайд) Цель Программы: Развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.

(6 слайд) Задачи:

научить детей владеть графическими навыками письма;

Фрмировать навыки исполнительского мастерства;

умение воплощать свои идеи в художественный образ.

Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

умения производить точные движения кистью и пальцами рук;

творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;

внимательность к выполнению заданий;

уважительное отношение к своему и чужому труду;

(7 слайд) Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. Программа основана на следующих принципах:

1. Принцип доступности — обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: (игры, рассматривание иллюстраций, чтения литературы, театрализованной деятельности, продуктивной деятельности.)

2. Принцип деятельности — развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.

3. Принцип гуманности — предполагает личностно-ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

4. Принцип интеграции — предполагает взаимодействие всех образовательных областей.

5. Принцип системности — решение задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видах деятельности.

6. Принцип преемственности — организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития.

7. Принцип регионализма — использование объектов культуры, прежде всего, своего края, с учетом его историко-географических, этнографических особенностей.

Существует множество традиционных и нетрадиционных методов развития мелкой моторики старших дошкольников

(8 слайд) Традиционные методы (9 слайд) Нетрадиционные методы

Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание). Самомассаж кистей и пальцев рук с предметами (грецкими орехами, карандашами).

Пальчиковые игры с речевым сопровождением и без речевого сопровождения. Игры с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросового, природного, хозяйственно-бытового.

Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда и т. д. Нетрадиционные художественные техники: оригами, аппликации из подручных материалов, пластилинография, рисование пальчиками и т. д.

Предметная деятельность: с бумагой, глиной, пластилином, водой, природным материалом, ножницами (например, рисование, лепка, аппликации, вырезание). Игры и упражнения с использованием сухого бассейна.

Игры: мозаика, конструкторы, пазлы, шнуровка, бусы, кубики, пристегивание, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, палочками и т. д. Игры с различными бытовыми предметами: прищепками, резинками для волос, пуговицами, пробками, скрепками и т. д.

Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т. д. Игры с песком.

Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней. Игры с крупой: сортировка семян, выкладывание изображений и др.

Благодаря вышеизложенным методам у старших дошкольников развивается не только мелкая моторика рук, но и такие психические процессы, как внимание, воображение, память, мышление, а также речь.

Для реализации программы в нашем учреждении созданы все условия (слова 10, 11, 12 слайды)

Психолого-педагогические условия:

Это уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности. Программа соответствует возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка.

Материально-техническое обеспечение:

Компьютер, интерактивная доска, музыкальный центр.

Развивающая предметно-пространственная среда:

Схемы поэтапного выполнения оригами;

Штриховки, трафареты

Дидактические игры, мозаика, пазлы, конструктор.

Природный материал;

Тесто, пластилин, глина, крупы;

Поролон, проволока, нитки;

Массажные мячи, пуговицы, прищепки, скрепки,счетные палочки;

Бумага, ножницы;

Театр (пальчиковый, теневой);

Ленты (разной длины и ширины).

Учебно-методическое обеспечение (книги)

Анистратова А. А., Гришина Н. И., Серия «Мир удивительных поделок» ООО «Издательство Оникс», 2009.

Горичева В. С., Нагибина М. И. «Сказку сделаем из глины, снега, пластелина» Академия Развития, 2000.

Захарюк П. «Картины из цветов и листьев» ИГ «Контэнт», 2009.

Субботина Л. Ю. «Развитие воображения у детей» Академия развития 2012.

Чаянова Г. Н. «Солёное тесто» Дрофа — Плюс, 2009.

(13 слайд)

Одним из важнейших направлений в воспитательно-образовательной деятельности воспитателя ДОУ является работа с родителями, потому что первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка). Работу с родителями строю по принципу взаимодействия, взаимопонимания и взаимоуважения. Обращаю внимание на единство требований семьи и детского сада, привлекаю родителей к вопросам обучения и воспитания.

Форма работы с родителями:

Выставки и конкурсы,

Консультации,

Участие в кружковой работе,

Семейные гостиные,

День открытых дверей,

Наглядная информация.

Организация работы с педагогами

консультации,

буклеты;

рекомендации;

мастер класс,

выставки.

В течении всего времени проводился мониторинг готовности руки к письму Целью которого являлось выявление уровня развития мелкой моторики рук старших дошкольников. (15 слайд)

Задания состояли из нескольких блоков:

• блок 1: упражнения на координацию движений; (Ладонь, кулак, ребро; катание

• шарика)

• блок 2: повторение фигур из пальцев; (Коза, заяц, игра на рояле)

• блок 3: работа с бумагой; (Вырезание ножницами. Сгибание листа пополам)

• блок 4: графические упражнения. (Методика дорожки, мячики, лес)

К семилетнему возрасту при успешном освоении программы у детей: (16 слайд)

• Совершенствуются познавательные процессы.

• Развиваются наблюдательность и произвольное внимание.

• Улучшается память.

• Устраняется эмоциональное напряжение.

• Развивается мышление и речь.

На последнем слайде представлены результаты мониторинга, за 2018-2019 учебный год. Мониторинг проводился в старшей группе, количество — 18 воспитанников.

Спасибо за внимание! (17 слайд)

Источник: maam.ru