Презентация Духовно-нравственное воспитание и казачий компонент в условиях дошкольного учреждения

людмила пузина
Презентация Духовно-нравственное воспитание и казачий компонент в условиях дошкольного учреждения

Духовно-нравственное воспитание и казачий компонент в условиях дошкольного учреждения

… Дон, земля Донская, донские казаки…

Произнесешь эти слова, и перед твоим мысленным взором встанут ковыльные степи, Дон-Батюшка, славные образы Ермака и Платова, Разина и Булавина, Минаева и Краснощекова и Иловайских, Сухорукова и Крюкова, Шолохова и Чехова и сотни, тысячи образов других донцов, чьими деяниями прославлены Дон и Россия.

Сколько почестей воздали им, сколько хулы излилось на них! Все прошло, века пролетели, как мгновения, время ушло, словно песок, но осталась память потомков, неугасимая и неистребимая, несмотря на старания недругов казачьих.

Мы являемся прямыми потомками культурного наследия наших предков. От нас зависит сохранение этого огромного материала.

Поэтому мы должны не только бережно хранить эти традиции, но использовать их в своих семейных традициях: петь дедовские песни, плясать народные танцы, хорошо знать свою историю, праздники и обряды, гордиться своими казачьими корнями.

Именно совместными усилиями участники образовательного процесса могут наиболее успешно повлиять на воспитание достойного гражданина. Как не велика наша страна, человек связывает чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос. А мы родились и растем на Дону.

Дон – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощущать духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять историю и культуру страны как свои собственные. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом порождающим личность. Наш Дон недаром называют жемчужиной России, потому что обильна и плодородна ее земля, уникальна и самобытна народная культура, славны ратные и трудовые подвиги. И мы, приучаем детей к тому, чтобы они сохраняли звонкие казачьи песни, хранили память о родителях и защитниках Дона, приумножали замечательные традиции.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю, к родной станице у него проявляются в чувстве восхищения своим краем, своей малой Родиной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы. Дом или детский сад, родной край и станица имеет свою историю, особенности природы, свои традиции. Поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – донская культура, живое общение с природой и земляками – все, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодится на той земле, где родился. И очень важно сейчас говорить с детьми о нашем донском крае, о нашей станице, ведь она так прекрасна и своей природой и замечательными людьми.

А что же сейчас происходит в жизни нашей станицы связанной с качеством? Как отмечают праздники, сохраняются традиции накопленные годами?

Одной из основных тенденций современного дошкольного образования является ориентация на национально-культурные ценности. Чтобы возродить народные традиции надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей. Главной задачей, приоритетом по формированию духовной нравственности, патриотизма на этапе дошкольного возраста можно считать «обретением малой родины». В настоящее время в нашем детском саду проводится большая работа по возрождению, сохранению и преумножению казачьих традиций, поскольку живем мы в славном регионе, имеющем глубокие исторические корни. Работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей и культурой донского казачества и развитию нравственно-патриотических чувств ведется углубленно. Для духовно-нравственного развития детей, готовности к освоению в начальной школе предметной области Стандарта начального образования «Духовно-нравственная культура народов России».

В старшей группы ведется работа по программе «Добрый мир» составитель Л. Л. Шевченко. Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», с «Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Особенностью этой программы является интегративный характер содержания, объединяющий все виды деятельности дошкольников на основе традиционных ценностей отечественной культуры.

В образовательной деятельности используется комплексно – игровой метод организации, что дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или темы.

Воспитателями была составлена программа «Багаяночка», спланирована работа с родителями. Основной задачей программы является: знакомство детей с лучшими традициями, жизнью и бытом Донских казаков, закладывание основ духовно-нравственной личности. Реализация программы проходит через все виды деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. На занятиях дети знакомятся с историей возникновения родной станицы. Дается понятие о том, кто такие «казаки – люди вольные», «казачий круг», «атаман». Кого принимали в казаки? Какие были у казаков заповеди? Дается представление о казачьей семье; о роли отца – воина, защитника Родины, о его занятиях в мирное время и о женщине матери, труженице; о раздельном воспитании девочек и мальчиков; о почитании в семье старших; как казачата помогали взрослым; в какие игры играли. В процессе занятий дети учатся не только понимать и любить свой край, но и заботиться о природе, быть ее защитником. Особое внимание уделяется разучиванию и импровизации казачьих песен и частушек, изображению героев. Возрождается традиция казачьей игры. К реализации этой программы активно подключены родители воспитанников пошиты детские казачьи костюмы, изготавливаются атрибуты и декорации казачьего быта. В групповой комнате воспитателями совместно с родителями оформлен стенд «Родной наш край – Донская сторона». Результатом этой непростой работы становятся отчетные фольклорные праздники: «Багаевская весна», «Казачья ярмарка», «Казачьи состязания», «Праздник первых штанов», выездные концерты казачьего фольклора в социально реабилитационный центр пожилых людей, участие в концертах Дома культуры, экскурсии в музей, где дети знакомятся с предметами домашнего обихода казаков, их исторической ценностью и художественным оформлением.

Для детей из казачьих семей эти мероприятия становятся средством познания своих корней, средством воспитания уважения к героическому прошлому донских казаков, приобщению к духовному богатству многих поколений. Остальные дети лучше узнают историю края, где они проживают, будут готовы к пониманию проблем казачества, к продуктивному сотрудничеству с ними. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском саду нужно возбудить в душах интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в их сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Дать детям то ценное, что создано казачеством за его историю.

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребенка, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Источник: maam.ru