Представление опыта работы. «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи»

Марианна Игоревна Агафонова
Представление опыта работы. «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи»

Актуальность.

Дошкольный возраст — период фактического складывания личности и механизмов поведения. Это возраст, когда подготовка к взрослой жизни идет полным ходом, когда желания ребенка обрастают социальным опытом, проще говоря, приходит осознание, что «можно» или «нельзя». И так сложилось, что ведущие роли в древе социального воспитания детей играют две ветви — это семья и детский сад.

На современном этапе развития общества уже не дискутируется проблема о приоритетности в воспитательном процессе института семьи и общественных учреждений. Все же первенство принадлежит семье, а общественные институты, такие как дошкольное образовательное учреждение, должны помогать родителям в правильном осуществлении влияния на детей, поскольку семья была и остается главным центром, где происходит становление и развитие личности ребенка. Именно в семейном кругу малыш получает первые уроки жизни. Практика убедительно доказывает, что только при совместной воспитательной деятельности семьи, дошкольных образовательных учреждений, возможно всестороннее развитие подрастающей личности и ее успешная социализация.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Открытость детского сада для родителей может помочь в повышении их педагогической компетентности

Принципы сотрудничества:

обеспечение эмоционального благополучия и удовлетворения духовных и физических потребностей ребенка в группе детского сада и семье;

уважение личности ребенка родителями и воспитателями;

учет воспитателями условий семейного воспитания, а родителями- условий общественного.

Методическая база для изучения темы:

Петухова М. Г., Селезнёва О. В. Взаимодействие детского сада и семьи на современном этапе: проблемы и пути решения // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 13(33).

Арнаутова Е. П. «Педагог и семья»

Бабынина, Т. Ф. Диалог с родителями: методический аспект взаимодействия детского сада и семьи / Т. Ф. Бабынина, Л. В. Гильманова, В. Э. Головенко. — Москва: ТЦ Сфера, cop. 2016

Баринова Н. П. «Педагог- психолог в системе взаимодействия дошкольного учреждения с семьей».

«Детский сад и семья»/ под ред. Т. А. Марковой.

«Воспитателю о работе с семьей»: Пособие для воспитателей детских садов/ Под ред. И. Ф. Виноградовой, Евдокимова Н. В.

Додокина Н. В. Кудрявцева Е. А. «Детский сад и семья»: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.

Цель работы детского сада с семьей: создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.

Задачи взаимодействия с родителями:

• работать в тесном контакте с семьями воспитанников, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей;

• создавать в коллективе обстановку творческого поиска, выбора наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми и родителями;

• совершенствование работы официального сайта учреждения по воспитанию (создать страницу «Обратная связь», организовать интернет-общение с родителями по воспитанию;

• создание мультимедийных презентаций, видеороликов по воспитанию для родителей.

• организация онлайн обсуждений на сайте и в социальных сетях группы.

• выявлять и распространять передовой педагогический опыт в данной тематике.

Ведущая педагогическая идея

Ведущей педагогической идеей своего опыта считаю — превращение интереса сотрудников детского сада к образовательно-воспитательному процессу в семейный интерес, сплочение педагогов и родителей в коллектив единомышленников, а также установка контакта с каждым ребенком и его родителями.

Оптимальность и эффективность средств

Основные методы, на которые опираюсь в своей работе:

• наблюдение за ребенком

• беседы с родителями

• индивидуальное и групповое консультирование

• анкетирование

• просмотр родителями занятий и режимных моментов

• привлечение семей к различным формам совместной деятельности с детьми и педагогом, к участию в проектах детского сада.

Используемые формы взаимодействия педагогов с родителями

Индивидуальные формы:

• Индивидуальные консультации.

• Индивидуальные беседы.

Коллективные формы:

• Родительские собрания. Лектории. Конференции, семинар. Диспуты, дискуссии.

• Круглые столы, вечера вопросов и ответов, устные журналы. Групповые консультации. Тренинги.

• Экскурсии. Родительские школы.

• Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Включает в себя активную деятельность различного рода в групповом помещении, на участке. Это может быть их уборка, украшение; подготовка и посадка растений, совместное приготовление пособий, подарков, украшений и др.

• Совместные вечера, праздники и развлечения родителей с детьми и сотрудниками дошкольной организации. Организуются как активные, насыщенные эмоциональным общением мероприятия, в процессе которых все участники имеют возможность не только пообщаться, но и получить необходимую информацию, показать достижения, отдохнуть, познакомиться поближе1.

Наглядно — информационные формы.

Результативность опыта

Изменился характер вопросов родителей к воспитателям, руководителю как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желания их совершенствовать.

Повысился рост посещаемости родителями, другими старшими членами семьи мероприятий по педагогическому просвещению. Появилось стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

Педагоги заметили у родителей осознанное отношение к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок; использование родителями педагогической литературы; участие родителей в проектах детского сада, мероприятиях организуемых администрацией.

Изменилось общественное мнение родителей об обучении и воспитании дошкольников в нашем детском саду.

Осуществилось планирование педагогами различных форм общения с родителями, другими членами семьи, взаимосвязь разных форм.

Семья и детский сад- два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Лишь в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Создание таких условий возможно только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи.

Источник: maam.ru