Практико-ориентированный экологический проект «Птицы родного края»

Татьяна Котова
Практико-ориентированный экологический проект «Птицы родного края»

Сколько гибнет птиц — не счесть,

Видеть тяжело

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

А. Яшин

Цель проекта: формировать представления о зимующих и перелетных птицах родного края.

Задачи:

-Продолжать закреплять знания о птицах (внешний вид, среда обитания, повадки, их разнообразии.

-Уточнить представления детей о значении птиц для окружающей природы.

-Развивать интерес к миру пернатых, любознательность.

-Формировать экологическое, осознанно правильное отношение к

птицам, воспитывая любовь и заботу о них.

-Осуществлять педагогическое просвещение родителей по вопросам формирования основ экологической культуры и безопасного поведения в природе, вовлекать в совместные мероприятия.

Паспорт проекта:

Тип проекта: познавательно-практико-ориентированный, групповой.

По срокам реализации: долгосрочный (ноябрь-апрель)

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

Ожидаемые результаты:

-Сформированность представлений детей о птицах родного края, их значении для окружающей природы.

-Развитие у детей любознательности, интереса к миру пернатых.

— Сформированность осознанно правильного отношения к птицам, желание помогать им в любое время года.

-Повышение компетентности родителей в вопросах формирования основ экологической культуры и безопасного поведения в природе, активное участие родителей в совместных мероприятиях.

Актуальность проекта:

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Перед нами, педагогами, стоит задача помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек (ребенок, воспитатель, родитель) играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству.

Забота о птицах помогает развить в дошкольниках такие моральные качества, как способность сочувствовать, сопереживать и заботиться о других.

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный.

-Определение цели и задач проекта.

-Составление плана работы.

-Подбор дидактического материала, пословиц, поговорок, стихов.

-Предварительная работа с родителями.

• Беседы «Что мы знаем о птицах родного края?»; «Меню пернатых зимой», «Зимующие и перелетные птицы нашего края», «Пользу или вред приносят птицы?».

• Решение проблемных ситуаций: «Как мы можем помочь птицам зимой?», «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?»

• Изготовление родителями кормушек для птиц, их развешивание на участке детского сада.

• Подкормка птиц

• Цикл наблюдений за птицами на участке, за их следами на снегу.

• Рассматривание картин А. Саврасова «Грачи прилетели», «Ранняя весна» и др.

• Чтение художественных произведений: Д. Н. Мамин — Сибиряк «Серая шейка», З. Александров «Новая столовая»; «Птичья елка»; В. Бианки «Птицы», «Синичкин календарь», Л. Толстой «Птичка»; Е. Чарушин «Воробей», В. Сухомлинский «О чем плачет синичка».

• Целевые экскурсии в лес и по территории детского сада.

• Изготовление родителями скворечников и их развешивание на участке детского сада.

• Викторина «Птицы — наши друзья».

Экологические акции: «Птичья столовая», «Каждому скворцу- по дворцу».

Реализация проекта:

На протяжении многих лет подготовка к экологической акции «Покормите птиц зимой» у нас начинается ещё с осени. В течение сентября-ноября дети, родители приносят разнообразный корм для птиц.

Родители изготовили кормушки. Вот такая птичья столовая у нас получилась!

Дети подкармливают птиц каждый день, наблюдают и ведут дневник наблюдений.

В стенах детского сада продолжаем работу по проекту в разных видах деятельности.

Беседы «Что мы знаем о птицах родного края?»; «Меню пернатых зимой», «Зимующие и перелетные птицы нашего края», «Пользу или вред приносят птицы?».

Решение проблемных ситуаций: «Как мы можем помочь птицам зимой?», «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?».

Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко»

Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона», Сухомлинского «О чем плачет синичка»,

Д. Н. Мамин — Сибиряк «Серая шейка», З. Александров «Новая столовая»; «Птичья елка»; В. Бианки «Птицы», «Синичкин календарь», Л. Толстой «Птичка»; Е. Чарушин «Воробей». Чтение стихотворений о птицах. Чтение сказки «Цыпленок», «Чик и кот Федот». Творческое рассказывание: «Как я спас птичку». Заучивание стихотворения «Покормите птиц зимой».

А также, юный корреспондент нашей группы взял интервью у многих детей о том, как они помогают птицам зимой.

Отгадываем загадки про птиц.

Рассматриваем иллюстрации по теме проекта.

Дети рисовали, лепили, делали различные поделки. Вместе с детьми создали плакаты «Берегите птиц», «Как мы птицам помогаем».

Дети играли в дидактические игры «Узнай птицу по описанию», «Опиши, мы отгадаем», «Кто зимует», «Отгадай, кто лишний».

Игры с лэпбуком «Птицы».

Работа по ознакомлению детей с птицами осуществлялась и через организацию подвижных игр. Проводились подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Птички в гнездышках», «Ласточка и пчелы», «Стайка», «Зимующие и перелетные птицы», «Совушка», «Воробышки и кот», «Перелет птиц».

В рамках проекта «Птицы родного края» ежегодно совместно с родителями проводим акцию «Каждому скворцу- по дворцу», приуроченную к знаменательной экологической дате 1 апреля (Международный день птиц).

Родители развесили скворечники на территоии детского сада.

Дети тоже готовились к Международному дню птиц- рисовали плакаты, рисунки.

На завершающем этапе экологического проекта с детьми была проведена занимательная викторина «Птицы-наши друзья».

Рефлексия. Работа по ознакомлению детей с птицами родного края осуществлялась в разных режимных моментах, во время утренней гимнастики, во время игровой и свободной деятельности, совместной и индивидуальной работе, во время прогулок (наблюдение, организация подвижных игр и т. д.).

У детей: сформированы представления о птицах родного края, их значении для окружающей природы. Дети стали более любознательны к миру пернатых, проявляют заботу о птицах.

Большую помощь в работе оказали родители воспитанников: изготовили совместно с детьми кормушки, скворечники.

Источник: maam.ru