Подходы к формам к взаимодействия дошкольного учреждения и семьи

Татьяна Беляева
Подходы к формам к взаимодействия дошкольного учреждения и семьи

В годы развиваться и внедряться философия взаимодействия и дошкольного учреждения. В ее лежит о том, что за воспитание детей ответственность родители, а все социальные институты поддерживать и их воспитательную деятельность. в прошлое официально в нашей стране превращения из семейного в общественное. Как в Материалах II Международного «Российская семья», новой взаимодействия педагогов с неоспоримы и многочисленны [6, с. 11].

, это положительный эмоциональный педагогов и на совместную работу по детей. Родители в том, что дошкольное учреждение поможет им в педагогических проблем и в то же не навредит, так как будет мнение семьи по с ребенком. заручаются пониманием со родителей в решении проблем: от педагогических до. А в самом выигрыше находятся, ради которых и данное взаимодействие.

, это учет ребенка. Педагог, поддерживая контакт с, знает особенности, своего и учитывает их при работе, что, в очередь, ведет к эффективности педагогического.

В-третьих, самостоятельно могут и формировать уже в дошкольном то направление в развитии и ребенка, они считают нужным. образом, родители на себя ответственность за ребенка.

, это возможность реализации программы воспитания и ребенка в дошкольном и семье.

работы педагога с дошкольников подразумевает, хорошо продуманную работы, на довольно продолжительный. [2, с. 33]

Взаимодействие педагогов сада и семьи в воспитательном базируется на общих. Объектом воспитательного является формирующаяся. И детский сад, и осуществляют в воспитании и те же функции: информационную, воспитательную, контролирующую. Т. П. выделила аспекты такой :

— изучение ребенка, его развития, возможностей и ;

изучение окружения ребёнка;

— цели и задач ;

— определение основных содержания процесса,

организация воспитуемого;

— своевременный с родителями информацией о

воспитательного ;

— выработка единого к пониманию сущности, роли и

значения среды, и сотрудничества в воспитании;

— воспитательных усилий и родителей на основе

результатов воздействия, оценки развития и

воспитанности [8, с. 11].

Исследователь В. А. Сластёнин, что работа с результативна, если поэтапно, исходя из принципов, как:

— доверительность — этот предполагает обеспечение родителей в профессиональную, тактичность и доброжелательность, их умение и помочь решить семейного воспитания;

— заинтересованность родителей — этот, мы

исходим из постулата деятельности, согласно

«никого ничему заставить, человек должен сам

именно этому и у меня научиться», т. е. в педагогическом

(просвещении) родители увидеть личностный,

который поможет им строить и совместную деятельность с

, сделать педагогическую адекватной, гибкой,

и прогностичной;

— к родителям не как к объектам, а как к активным

субъектам взаимодействия — во-первых, содержание,

работы с родителями, исходить из того, что именно

родители для нас социальными ; во — вторых, они для нас

не ученики, а, мы им помогаем, а не учим собственных

детей., то, что мы им предлагаем, быть интересно и

взрослым;

— утверждение их — только уважающие родители

воспитать здоровую и личность — этот, во-первых,

предполагает предельного к каждому родителю,

его индивидуальности и неповторимости, на ошибки и

заблуждения, во -, отказ от позиции по отношению к ним,

им поддержки; в — третьих, условий, при которых

смогут максимально и плодотворно свои положительные

и способности;

— эмансипация — этот при предполагает, во — первых,

родителей от прежних, установок на воспитание и

ребенка как на малыша, которому постоянно

подсказывать,, поведением которого руководить, во — ,

пробуждение их желания познать самих, что в конечном итоге

им лучше своих детей. [4, с. 19]

исследованиям Л. Н. Свирской, и решающим условием направленного являются доверительные между воспитателями и. Контакт должен таким, чтобы у родителей интерес к процессу, потребность добиться, уверенность в силах.

Вторая, не важная задача заключается в вооружении педагогическими и умениями, в усвоении их в теоретической и практической, определенным образом. Следствием организации педагогического станет активное родителей в воспитании не своего, но и в деятельности дошкольного, в целом. Педагоги и как партнеры в воспитании друг. Отношения партнерства равенство сторон, уважение [2, с. 40].

Исследователь в педагогики Т. П. отмечает, что на практике должны учитывать и образовательного процесса, формированию позиции родителей:

— информации о деятельности учреждения;

— разноплановость связей учреждения;

— учет различных типов, конкретных детей и для оказания услуг;

— направленность и администрации дошкольного на повышение педагогической родителей, опыта семейного и использование его элементов в процессе;

— использование специальных методов и приемов. [8, с. 9]

К. Ю. в системе работы с родителями выделяет три :

— повышение знаний родителей;

— родителей в учебно-воспитательный ;

— вовлечение родителей в детским [11, с. 7].

Используя принцип подхода к участию, Р. П. Дешеулина, А. В. Козлова выбрать способы вовлечения в большей части. Эти авторы выделяют уровней родителей:

1) оказание помощи;

2) способности время от времени при проведении ;

3) родители становятся помощниками на постоянной ;

4) родители помогают основные работы в группе;

5) участвуют в обсуждении широких вопросов, которых благотворно отразиться на детского сада [7, с. 8].

При из вариантов у родителей возможность опытом, обучаться у друга определённым, поэтому по мере работы родителей будут.

Чтобы позитивно на желание той или иной участвовать в группы, педагог хорошо знать родителей своей и учитывать особенности не только семей, но и членов семьи. Совершенно по составу, ценностям и культурным, по — разному понимающие ребенка в жизни, открыты инициативам детского и готовы откликнуться на них [1, с. 7].

актуальными методами по изучению ученые Р. П. Дешеулина, А. В. считают:

— знакомство с семьей (беседы, семьи на, анкеты, тестирование);

— контакта с родителями (разговор, конкретные, ответы на родителей);

— выявление семьи и ее психологического (сбор информации, за взаимоотношениями и детей во время и ухода детей).

семьи воспитанника педагогу познакомиться с ним, понять жизни семьи, ее, традиции, духовные, воспитательные, взаимоотношения ребенка с. Но следует помнить, что семьи — дело, тонкое, от педагога проявления ко всем членам, искренности, желания помощь в детей.

Взаимодействие с строится на принципах семьи и дошкольного учреждения [1, с. 10].

организованное взаимодействие и родителей осуществляется и имеет своей формирование педагогической позиции. Эффективность воспитательной дошкольного образовательного характеризуется прочих факторов и тем, что, наряду с педагогами и, рассматриваются в качестве целостного процесса. Значительное в системе работы с родителями отводится просвещению.

психолого-педагогических знаний быть тесно с развитием их педагогического, практических и навыков в области, повышения педагогической родителей. Это обуславливает содержания, а форм организации их просвещения [2, с. 9].

Взаимодействие ДОУ с родителями реализуется разных. Существуют традиционные и формы общения с родителями дошкольников, которых — их педагогическими знаниями. формы подразделяются на:

— – родительские собрания (как групповые 3–4 в год, так и общие со всеми воспитанников в начале и в года, групповые, конференции;

— — индивидуальные консультации, ;

— наглядные — папки-передвижки,, ширмы, выставки,, дни открытых [7, с. 11].

В настоящее время накоплено многообразие форм, но они еще недостаточно и обобщены. классификации нетрадиционных предлагает Т. В. Кротова. выделяются следующие формы:

— ;

— досуговые;

— познавательные;

— ;

Информационно-аналитические формы на выявление интересов,, запросов, уровня их педагогической. К ним относятся социологические, социологические опросы, родителей, «ящик», индивидуальные на ребенка. [3, с. 9].

Досуговые – это совместные досуги и, выставки детей и родителей, и секции, клубы, бабушек, дедушек,, практикумы. Они устанавливать теплые, доверительные отношения, контакт между и родителями, родителями и детьми. позволяют создать комфорт в группе. становятся открытыми для общения.

К формам относятся праздники, например, «Нового», «Масленица», «Праздник», «Праздник урожая», «праздник с родителями», «Семейных» с участием членов и др.

На этих мероприятиях являются участниками, а не дошкольного. Они играют, поют, читают стихи, свои коллекции, быта, и др.

Также проводятся «Устами младенца», «», конкурсы «Украсим», «Сладкий», дефиле для детей из материала и др. Родители с детьми выполняют задания «мастер», «Хорошая».

Положительным является совместной деятельности и дошкольников,, «Любимые кулинарные моей семьи», «фестивали», «Творческие», выставки «созидания» и др.

Цель форм – ознакомление с возрастными и психологическими детей возраста, формирование у них навыков воспитания. Основная роль собраниям в форме, групповым. Педагоги творчески к их организации и проведению, часто на телепередачи. Сюда «КВН», «Педагогическое чудес», «Театральная», «Педагогический», «Что, где когда?», «стол», «Ток-шоу», «доверия», «Викторины», и др. Для у родителей и умений воспитания также проводятся, практикумы, дискуссии [3, с. 9].

формы разделены на две подгруппы:

— ;

-информационно-просветительская.

Наглядно-информационные в нетрадиционном звучании правильно деятельность педагогов, методы и приемы воспитания.

Задача ационно-ознакомительной — ознакомление родителей с учреждением, особенностями его, педагогами, преодоление остных о деятельности ДОУ. Например, это Дни дверей. Примечательно, что для тех родителей, которые не посетить сад, можно предложить на диске; просмотр, выставки детских. Сюда же совместные выставки рисунков и фотографий на «Моя семья на», «Поделки из материала», изготовленные взрослых и детей. с родителями оформляются при помощи технологий. Практикуется с родителями при помощи почты, обмен. [9, с. 24] .

Задачи формы близки к познавательных форм и на обогащение знаний об особенностях и воспитания детей возраста. К ним относятся: газеты для родителей, презентация, рисунков, диаграмм, для родителей по основным семейной педагогики.

, выполненные с современных технологий, можно отнести в группу. Специфика форм в том, что общение педагога с здесь не прямое, а.

Одной из форм, временем, подключение родителей к ДОУ, организация их совместной с детьми. Так, родители профессий, водитель, врач,, художник и т. д.) приходят в к дошкольникам. Проводят с беседы., папа пожарный, или милиционер, мама знакомит воспитанников с своей. Они принимают участие в занятиях с детьми, мероприятия на камеру, транспорт и др [16, с. 49].

родители привлекаются к, участвуют в территории ДОУ, возят на представления, в выходные дни, совместно музеи.

Предложенную можно дополнить, направленными на родительской позиции:

— на тему: «Какая я?»;

— формулировка своей воспитания;

— собственных педагогических, неудач;

— обмен в кругу единомышленников;

— книги о ребенке с его автопортретом на.

В настоящее время используется метод, когда подключаются к выполнению части общего, например, по ознакомлению с родным. Они собирают информацию об, названиях улиц,, делают зарисовки, и др. Затем свои работы на мероприятии. Этот способствует сближению, детей и.

Сейчас участники процесса активно мультимедиа, интернет.

методы предполагают возникновение к предлагаемому материалу, с собственным опытом, родителей участвовать в обсуждении. активизации, или активные, уменьшают давление и стереотипов.

В примера методов родителей в процессе можно назвать:

— к родителям в с излагаемым материалом;

— дискуссионных вопросов;

— для обсуждения двух точек ;

— приведение примеров;

— видеоматериалов, аудиозаписи высказываний [18, с. 6].

Благодаря активных родители оказываются в позиции и вместе с тем чувствовать себя в с другими и безопаснее, так как начинают друг от друга связь и эмоциональную.

К методам педагогической рефлексии, то осознанного отношения к относятся:

— анализ ситуаций;

— собственной воспитательной ;

-решение педагогических ;

-метод домашних ;

— игровое поведения.

Эти методы родительскую позицию, активность родителей, полученные ими. Их можно использовать в общения педагога с в условиях дошкольного учреждения на родительских собраниях, в индивидуальных бесед и. Для анализа подбираются ситуации, направлены на анализ явления: условия,, последствия, мотивы, на явления. использовать в работе с метод игрового [12, с. 5].

Например, можно задание ситуацию: «Успокойте ребенка», или «Найдите к ребенку, который не выполнить просьбу» и др. В условной обстановке родители возможность обогащать своих методов общения с, обнаруживают стереотипы в поведении, что может освобождению от них. родители вступают в лишь на вербальном, они, стараясь подать в лучшем, тщательно контролируют высказывания, подавляя, спонтанность своего. Родитель, в игровой тренинг, буквально заново для себя радость с ребенком: не словесного, но и эмоционального. в результате участия в тренингах открывают для, что невозможно отчуждение, гнев и по отношению к ребенку и быть счастливым. Из «зрителей» и «» родители становятся участниками встреч, в исследование собственного, обогащая его способами общения с и ощущая себя компетентными в семейном [7, с. 45].

Нетрадиционные проведения родительских

«Педагогическая лаборатория».

проводить в начале или в года. На них участие родителей в мероприятиях. Проводится «Родитель – ребенок – сад». обсуждение либо мероприятий, либо прошедшие и подводятся. В начале анкетирование проводится для, чтобы педагог узнал ребенка, его. Родителей с мероприятиями, запланированными на год, предложения родителей, помощь и поддержку они оказать в мероприятиях, а так же их пожелания и на учебный год. В конце на таких собраниях итоги года, дают и анализируют достижения и.

«Читательская конференция». За 2 родителям тема собрания, материал на данную. Проводится подготовительный перед, где родителям дается – либо задание по теме. Подготовленное обсуждается с позиций. Педагог прокомментировать, то или иное, освещает суть и задает при обсуждении. Например, с возраста следует за помощью к логопеду. несколько, и родители комментируют, эти высказывания, делятся мнением по данному.

«Аукцион».  проходит в виде «» полезных советов по теме в игровой. Например, фонематического восприятия.  дает понятие – восприятие. Совместно с он анализирует, так важно развивать его у, затем предлагает поделиться советами, опытом, игры, приемы использовать для его формирования. Все  в виде игры и за совет фишки (т. е. советы за фишки). Советы, большее количество помещают на «Копилка родительского» [13, с. 8].

«Семинар – практикум». На могут выступать,  родители, и другие специалисты. с родителями происходит или решение проблемных, могут элементы тренинга. тема и ведущий, им быть как педагог, так и, приглашенные. Например, возьмем «Роль игры в развитии детей». небольшое сообщение, затем предлагается посмотреть игр, в которые дети в детском. Подумать, какие речевого развития в данных играх. игры, в сами играли в и которым они могут   своих детей, их с точки развития речи.

«разговор». Собрание не на всех родителей, а на тех, чьи дети общие проблемы (в со сверстниками, агрессивность и др.)., ребенок – левша. С проводится, чтобы глубже особенности их детей. И точно какая леворукости у : слабая или выраженная. обсуждается со всех, могут приглашаться. Родителям рекомендации по особенностям такого ребенка. предлагаются различные для леворуких, для того чтобы моторику обеих рук. психологические проблемы, с леворукостью.

«– класс». Собрание, на родители демонстрируют достижения в области детей. имеет подготовительный : педагог предлагает родителям провести урок – опытом по развитию у, например, связной. Родители дают советы, ролевую сценку или, например, составление «Узнай по описанию». В собрания итог, и родители выбрать наиболее советы, которые   на стенде «родительского опыта».

«– шоу». Собрание формы подразумевает одной с различных точек, детализацией проблемы и путей ее решения. На ток–шоу родители,, специалисты. К примеру,   кризис 3-х лет. Родителям различные ситуации, их рассмотреть с   точек зрения, аргументируя их. Определяются понятия кризиса 3-х лет, выделяются, затем зачитываются   психологов. Все  позиции обсуждаются. Родители определяют решения проблемы [13, с. 21].

«Вечера вопросов и ответов». Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее  волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.

На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать  следующие методы  активизации родителей:

«Мозговой штурм».

Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или Разнос».

Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка решения, направленного на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений».

 Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные, затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Какой бы вы хотели видеть речь вашего ребенка на пороге школы?».  Родители перечисляют качества, т. е. прилагательные, а затем совместно формулируются  пути достижения цели.

 «Коллективная запись».

Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».

«Запись на листах».

 При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику [13, с. 23].

«Эвристические вопросы».

К ним относятся 7 ключевых вопросов: Кто? Что? Где? Как? Чем? Когда? (Почему). Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вариант. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешанные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.

Решение проблемных задач семейного воспитания  побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так? Или: ваша трехлетняя дочь шалит в кафетерии, куда вы ненадолго зашли, — смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации?

Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др [13, с. 22].

Тренинговые игровые упражнения и задания.

Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными (вместо «Почему ты опять не убрал свои игрушки?» — «Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина»).  Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: «Стыдно!», «Меня не устраивают твои «хочу», мало ли, что ты хочешь!», «Что бы ты без меня делал (а?», «Как ты можешь поступать так со мной!» и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: «Хорошо учиться в школе — это значит. » или «Для меня диалог с ребенком — это. » Мать или отец  должны закончить предложение.

Анализ родителями поведения ребенка  помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.

Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.

образом, целью педагогов дошкольного учреждения с является повышение знаний родителей, родителей в учебно-воспитательный и управление садом. Основные взаимодействия: возможность единой программы и развития в дошкольном учреждении и, коррекция воспитательных педагога и родителей на анализа педагогического воздействия, уровня развития и ребенка. Взаимодействие и родителей в образовательном учреждении в разнообразных формах – как, так и нетрадиционных. В процессе форм методы активизации и методы формирования рефлексии.

Источник: maam.ru