План кружковой работы во второй младшей группе

Скляревская Юлия
План кружковой работы во второй младшей группе

Кружок «Семицветик»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

№1Солнышко

Кружок

«СЕМИЦВЕТИК»

Составил : воспитатель Скляревская Ю. С.

.

г. Ессентуки

2019г.

ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «СЕМИЦВЕТИК» ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ОГЛАВЛЕНИЕ

№ Наименование разделов

1 Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Цели и задачи кружковой работы.

1.3. Планируемые результаты.

2 Содержательный раздел

2.1 Образовательная область «Познавательное развитие».

2.2 Содержание работы по кружковой работе

2.3 Методы и приёмы обучения.

2.4 Способы работы.

2.5 Формы работы.

3 Организационный раздел

3.1 Организация развивающей предметно- пространственной среды.

3.2 Технические устройства.

3.3 Режим, учебная нагрузка.

3.4 Методическое обеспечение.

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств.

Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др. Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов. Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов. Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

Ранний этап развития ребенка предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении.

То есть не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций (А. В. Запорожец, А. П. Усова).

Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат.

Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходят в процессе различных видов содержательной деятельности (изначально — в процессе предметной деятельности). На этой позиции базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной науке (В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. Н. Лебедева, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина и др.).

Актуальность сенсорного воспитания обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Ведущим местом в работе с детьми младшей группы является сенсорное развитие, формирование у детей трех лет представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, необходимых для восприятия окружающего мира. На третьем году жизни происходит постепенное накопление ребёнком представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений. Доминирующим в сенсорном развитии становится восприятие предметов, а переход к предметному восприятию является следствием овладения простейшими действиями. Если в раннем возрасте основной деятельностью, оказывающей влияние на развитие восприятия, является предметная, то к началу дошкольного возраста предметная деятельность теряет свой самодовлеющий характер, включаясь в выполнение игровой, продуктивной, трудовой. Наибольшее значение для сенсорного развития приобретает при этом продуктивная деятельность — аппликация, лепка, рисование, конструирование. Сенсорное развитие детей третьего года жизни тесно связано с продуктивной деятельностью.

1.2. Цели и задачи кружковой работы

Цель: Совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: Учить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине.

Учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.

Закрепить представления о разновидностях каждого свойства.

Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее).

Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и другие, качества и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают)

Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

1.3. Планируемые результаты

Ожидаемый результат:

-обогащение активного и пассивного словаря детей;

-познавательный интерес к НОД кружка;

-подготовка атрибутов для игр, НОД.

2. Содержательный раздел

2.1. Образовательная область «Познавательное развитие развитие»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становления сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Формирование элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда.

Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.

2.2. Содержание кружковой работы «Семицветик»

Месяц Сроки проведения

Тема

Задачи

Наглядный материал

ОКТЯБРЬ 1-я неделя «Воздушные шары» Познакомить детей с шестью цветами путём подбора по образцу. Словарь: названия шести цветов спектра – «красный», «оранжевый», «жёлтый», «зелёный», «синий», «фиолетовый». Фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр 10 см.). Это ниточки и шарики. Полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосочками – ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов.

2-я неделя «Подбери флажки к домикам» Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. Дидактические картинки, карандаши, бумага.

3-я неделя НОД «Радуга»

Продолжать учить детей с системой цветов. Познакомить детей с новым цветом — голубой. Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Письм, картинка «Радуга». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги, клей, кисти.

4-я неделя «Найди куклу по цвету» Закреплять у детей умения определять цвет, ориентироваться в семи цветах спектра, сопоставлять цветовые образы. Дидактические картинки, гуашь и кисти, листы бумаги

НОЯБРЬ 1-я неделя «Большой-маленький» Знакомство с признаками: большой — маленький. Упражнять в различении предметов, их назывании, систематизации.

1 маленькая и 1 большая кукла и соответствующая одежда для них; 1 большой и 1 маленький камешек; 1 маленькая и 1 большая пуговица; большая и маленькая коробки; другой дидактический материал, который можно использовать для ознакомления с основными формами предметов и их признаками.

2-я неделя «В какую коробку?» Закреплять знания о величине предметов Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.

3-я неделя «Из каких фигур состоит машина?».

«Коврик». Учить узнавать и называть геометрические фигуры. Конструкцию машины, составленная из геометрических фигур.

Коврик из геометрических фигур

4-я неделя «Геометрическое лото» Закреплять знание и название геометрических фигур. Карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры (одноцветные контуры)

ДЕКАБРЬ 1-я неделя «Разложи в коробки» Закреплять знание и название геометрических фигур. Коробки, на которых даны контурные изображения фигур, разные по цвету и величине круги, квадраты, треугольники.

2-я неделя «Помоги шоферу» Познакомить с длиной предметов Нарисованная река, машина, два прямоугольника «мостика» разной длины.

3-я неделя «Куклы собираются в гости» Продолжать знакомить с длинной предметов. Кукла, ленты разной длинны.

4-я неделя «Самая длинная, самая короткая». Закреплять знания о величине предметов (длина) Разноцветные ленты разной длины. Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».

ЯНВАРЬ 1-я неделя «Путешествие на лесную полянку»

Познакомить с шириной предмета Шнуры для изображения рек.

2-я неделя «Определи на ощупь». Развивать тактильные ощущения. Закреплять умения узнать предмет на ощупь и назвать его признаки. Мешочек, парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.).

3-я неделя «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет». Развивать тактильные ощущения. Учить определить, из чего изготовлены различные предметы. Мешочек, стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

4-я неделя «спрячь грибок за елкой» Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов; учить чередовать объекты по цвету. дидактические картинки, музыкальный центр, экран.

ФЕВРАЛЬ 1-я неделя «Угости кукол конфеткой» Закреплять знания о величине предметов (высота) Буратино, куклы, конфеты, шкафы, разные по высоте.

2-я неделя «Самая длинная, самая короткая». Упражнять в раскладывании разноцветных лент разной длины от самой короткой до самой длинной. Разноцветные ленты разной длины.

3-я неделя «Дальше-ближе» Учить ориентироваться на листе, используя слова ближе-дальше. Рисунок с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.

4-я неделя «Найди Котенка» Закреплять умение ориентироваться в пространстве, определяя местонахождение словами. Котенок, вся группа.

МАРТ 1-я неделя «Кисло, сладко…» Упражнять в развитии эталонов вкуса

Яблоко, лимон, виноград, банан.

2-я неделя «Узнай на вкус» Закреплять умения отличать фрукты и овощи на вкус. Платок, яблоко, лимон, виноград, банан, помидор, морковь.

3-я неделя «Что как плавает» Закреплять знания свойств камней.

Сравнивать камень с деревянной палочкой: что легче, что тяжелее, что тонет в воде, что плавает. Таз с водой, камни, деревянные палочки.

4-я неделя НОД «Теремок» Обучать детей способом соотношения предметов по величине (наложения и приложения, обозначать величины предметов словами Закрепить умение группировать геометрические фигуры по форме. Воспитывать желание заниматься. Письмо, ширма, медведь лиса, волк, заяц, мышка, квадраты разной величины.

АПРЕЛЬ 1-я неделя «Научи зайца строить забор» Практиковать детей в выкладывании сериационного ряда.

Заяц, полоски разные по высоте, одинаковые по цвету.

2-я неделя «Волшебный лес» Практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине. Закрепить умение употреблять в речи термины «самый высокий, выше, ниже, самый низкий, самый толстый, тоньше, тонкий, тоньше» Деревья разные по высоте, толщине.

3-я неделя «Подарки» Учить сравнивать два и больше предметов по длине. Закрепить знания о животных севера. Карта с нарисованными белыми медведями, подарки-шарфика по количеству медведей разные по длине.

4-я неделя «В гости к мишке» Обучение сопоставлению формы предметов с эталоном формы. Обучение выделению параметров величины предметов. Воспитывать желание заниматься

Две физкультурные скамейки разной высоты, изображающие мостик через речку, игрушка мишка.

МАЙ 1-я неделя Опыт «Прозрачность воды». Познакомить со свойствами воды. Тазик с водой, гравий, сахар-рафинад, лимон,одноразовые стаканчики, ложка.

2-я неделя Опыт «Разноцветная вода».

Закреплять знания о свойствах воды. Тазик с водой, одноразовые стаканчики, ложка, гуашь.

3-я неделя «Теплый – холодный» Закреплять знания детей о свойствах воды: прозрачная, теплая, холодная. Вода в ведерках: теплая, холодная, одноразовые стаканчики.

4-я неделя «Спрячь мышку» Программные задачи. Познакомить детей с шестью цветами спектра и их названиями. Учить идентификацию цвета. Воспитывать усидчивость.

Листы бумаги шести цветов (20*15см,посередине белый квадрат (8*8см, на котором нарисована мышка (домик для мышки,квадраты тех же шести цветов – дверцы (10*10см,игрушка – кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего размера – цветные листы (10*8см,белые квадраты на них (5*5см, цветные квадраты (6*6см); по три домика и шесть дверец на каждого ребенка.

2.3. Методы и приёмы обучения

Наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий). Широкое использование наглядного материала способствует формированию обобщенных представлений о геометрических фигурах, цвете, величине. Яркий наглядный материал позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.

Словесный метод. Основной способ познания для ребенка этого возраста – рассказы, ответы на его вопросы, а также вопросы к нему. В самом начале занятия необходима мотивация детей — помочь решить проблему. В процессе дидактических игр используются вопросы к детям.

Практический, то есть игровой. Дети осуществляют практические действия с предметами.

В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета.

При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера — прием соотнесения по величине (наложению и приложению).

При знакомстве детей с геометрическими фигурами — прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры.

2.4. Формы работы

— организация работы по кружковой работе (ОД тематическая, сюжетная,

сюжетно-тематическая);

3. Организационный раздел

3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Фланелеграф, картон цветной, картинки, карандаши, бумага, клей, кисти,

салфетки, цветная бумага, игрушки, ленты, шнуры, мешочек, пуговицы,

линейки, стеклянный стакан, деревянный брусок, лопатка, бутылка, ваза,

музыкальный центр, экран, фрукты, тазик, камни, палочки деревянные, ширма,

скамейки, сахар, одноразовые стаканчики, ложка, гуашь.

3.2. Технические устройства

— Фотоаппарат;

-Компьютер;

— Магнитофон

3.3 Режим, учебная нагрузка

План работы по кружковой работе «Семицветик» рассчитана на 1 год, для детей

3-4 лет. Занятия проводятся с детьми 1 раз в неделю с группой.

Продолжительность занятия 20 минут.

3.4. Методическое обеспечение

1. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер/ Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1988.

2. Интернет ресурсы.

3. Лямина Г. М. Гербова В. В. Романовская Э. М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М. :1976, с. 81-82,162-163.

4. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997.

5. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина – СПб. : «Паритет», 2002.

6. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е. Б. Волосова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.

7. Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т. В. Высокова. – Волгоград:

8. Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:

9. Кочетова, Н. П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н. П. Кочетова, Г. Г. Григорьева, Г. В. Груба. – М. : Просвещение, 2007.

10. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И. А. Лыкова. – М. : Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.

11. Маханева, М. Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. – М. : Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

12. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М

13. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М. Монтессори. – М. :Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.

Источник: maam.ru