План-конспект «Здесь зима в снежки играла, много снега накидала» в средней группе

Лариса Литовка
План-конспект «Здесь зима в снежки играла, много снега накидала» в средней группе

Цель: Развивать умение видеть своеобразие и красоту зимы, отображая в своей творческой деятельности свои впечатления, оценивая пошаговую работу художника по замысливанию и выполнению художественного произведения.

Ход занятия:

Эмоциональное введение детей в художественно-изобразительную задачу.

Дети находятся возле выставочной стены в студии. Педагог предлагает детям отгадать загадку:

«Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь».

Педагог показывает детям в своих ладонях снег. Дети тоже дотрагиваются, обследуют.

Снег перекладывается в ёмкость.

Педагог предлагает детям посмотреть на репродукции и иллюстрации картин художников, на выставочной стене, с изображением зимнего пейзажа.

Педагог: — За что мы любим зиму? (За красоту, за игры, за сказки) Мы сегодня с вами оказались в зимнем сказочном лесу, посмотрите, как красиво! Что происходит на этих картинах? О чём думают сейчас деревья?

(Деревья думают о том, что нужно скорее укрыться потеплее снегом, и т. д.)

«Здесь зима в снежки играла,

Много снега накидала,

Нет теперь совсем пути,

Не проехать, не пройти!

В снежной пуховой постели

Тонут сосны, тонут ели…

Всем в снегу теплее стало,

Снег для всех, как одеяло!»

В. Шишков

Педагог предлагает детям посмотреть в окно и сказать, укрыты ли сейчас деревья снегом?

(Нет, деревья пока ещё стоят не укрытые).

«Размышлял на небе снег:

— Стоит выпасть или нет?

Может лучше подождать

И совсем не выпадать?»

О. Киселёва

Дети садятся вокруг столика, на котором стоят зелёные ёлочки.

Педагог: — Холодно в лесу деревьям и ёлочкам, нечем пока укрыться

«У деревьев паника:

Нет ни шуб, ни валенок!

Время зимнее пришло,

Листья ветром унесло,

Скоро будет Новый год,

А зима не выдаёт им обновки свежие,

Снежные

Белые, пушистые, нежные».

Давайте спасём наши деревья и поможем им укрыться снегом потеплее? Вопросы к детям:

Как вы думаете, какой бывает снег?

Как его можно назвать?

«Снег бывает разный,

Чистый. Невесомый,

Снег бывает разный –

Липкий и тяжёлый,

Мягкий и приятный,

Снег бывает разный, снег бывает ватный!

Дети, с помощью педагога укрывают деревья ватными кусочками.

Педагог: А ещё снег бывает цветным.

Показ иллюстраций художников. Мобилизует внимание детей на исследование образа.

Как вы думаете, почему это бывает? Под «волшебной лампой», педагог показывает детям, как через цветные фильтры, свет отражается на белой плоскости разными оттенками.

— Интересно, как создаёт этот нежный цвет художник? Представим, что снег, это сладкое, вкусное мороженое, что мы можем добавить в мороженое. Чтобы получился розовый вкусный коктейль? (Клубничное варенье) Жёлтый коктейль? (Яблочное варенье) и т. д.

А у художника есть краски, и, есть волшебная белая краска, которая помогает художнику создавать красивые снежные картины. Давайте и мы так сделаем на своей картине?

-Педагог подводит детей к пониманию того, что художник, как волшебник может создавать красоту, вызывает желание детей стать такими волшебниками, и при помощи кисти и красок создавать чудеса.

Мотив деятельности: создать выразительный образ зимнего леса, используя цветовые эффекты в материале – гуашь, где деревья стоят в снегу, им тепло и уютно.

Рассуждение проходит по вопросам: -Как мы можем ещё изобразить зимний день?

Маленькие снежинки, деревья, ёлочки, звёзды, солнце, луна. Педагог предлагает детям подумать, какие цвета и цветосочетаниям будут применяться в собственном творчестве.

Показ фрагмента м/ф «Снеговик – почтовик»

На этом этапе ребенок идет от замысла к воплощению задуманного образа.

«Будем рисовать сейчас!

Где тут кисточки у нас?

Вот они! Стоят, как дружно!

Из пяти одну взять нужно!»

Дети самостоятельно готовят рабочие места.

Обсуждение за общим столом.

Вопросы:

— С чего сегодня мы будем начинать?

Мы будем одевать деревья и ёлочки в шубки и рукавички! Чем?

Белой краской!

— Укроем каждую веточку!

Дети апробируют способ действий.

— Снег падает, падает, как можно это показать?

— кончиком кисточки или ватной палочкой.

— А когда много снега выпадет, он засверкает по — разному!

Но это уже не краски, вкусное, сладкое, мороженое!

Посмотрите, как это делает художник.

— Кончик кисточки, как клювик у петушка, кисточку опускаем в белую краску, а потом «клюк» в другую краску, чуть – чуть, на самый кончик! Дети выполняют по очереди разные варианты.

Индивидуальная помощь оказывается каждому ребенку при необходимости.

«Начинаем рисовать!

Рисовать, как всем известно, очень даже интересно!»

Звучит музыка.

Мотивирует деятельность детей:

«Рисовать я буду!

Рисовать я буду!

Каждому рисунку

Радуюсь, как чуду!»

Активно включает в выбор цветовых сочетаний и способов изображения.

С каждым ребенком его работа обсуждается в режиме диалога.

Применение самооценки и взаимооценки.

Педагог предлагает рассмотреть готовые работы:

Вопросы:

-Что нового узнали?

-Что понравилось?

-Что удивило?

Формирует у каждого ребенка уверенность в своих силах.

Давайте посмотрим. Каким стал наш зимний лес?

-Какое у вас сейчас настроение, глядя на него?

Побуждает к высказыванию суждений по поводу своих творческих работ, подводит к осознанию своих чувств, побуждает стремление подумать и выразительно описывать в речи состояние образа зимы.

Способствует умению детей объяснять приемы, способы действий.

Может быть, теперь мы нарисуем праздничную, яркую, нарядную ёлочку?

Для этого мы будем брать совсем другие краски!

Создает ситуацию необходимости поиска новой информации.

Помогает осуществлять перенос, способствует использованию ранее полученных знаний, в новых, творческих работах.

Источник: maam.ru