План-конспект познавательной беседы-рассказа «Сова»

Елена Кандакова
План-конспект познавательной беседы-рассказа «Сова»

План-конспект познавательной беседы-рассказа «Сова».

Материал для бесед о птицах, которые проводят зиму рядом с нами, об их особенностях, паводках, условиях обитания.

Материал будет полезен педагогам для занятий по познавательному развитию и развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

• вызвать интерес к окружающему миру;

• формировать реалистичные представления о природе;

• расширять у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания;

• обогащать словарный запас, развивать связную речь;

• учить детей давать полные ответы на вопросы по тексту, подготавливая их к пересказу текста;

• воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану;

• активизировать внимание и память детей;

• развивать логическое мышление (учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения).

Третья беседа-рассказ «Сова». Примерный план.

Педагог просит детей отгадать, о ком загадка:

Всю ночь летает —

Мышей добывает.

А станет светло —

Спать летит в дупло.

— Правильно вы догадались, сегодня мы с вами будем говорить о сове. Ребята, а как выглядит сова?

(ответы детей)

— В самом деле — у совы большая голова, которой она ловко вертит во все стороны, почти нет шеи и круглые немигающие прозрачно-желтые, цвета янтаря, глаза. Сова великолепно видит в темноте. Безлунной темной ночью она замечает среди высоких трав и густо переплетённых корней неподвижного мышонка, испуганно прижавшегося к земле.

А слух у совы в пятьдесят раз лучше, чем у человека! Распластав широкие крылья, бесшумной тенью скользит сова над лугами и полянами и слышит, «как мышки пищат и грызут корешки, как сонная птичка на ветке переступает с одной ножки на другую, как жук точит кору» (Н. Сладков). Пышное оперение совушки защищает её от холода, а закругленные крылья и широкий короткий хвост помогают летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.

Сова бесшумной тенью,

Крылья распластав,

Скользит во тьме осенней

Над зарослями трав.

Спасайтесь бегством, мыши!

С совой нельзя шутить –

Она ваш писк услышит

И может вас схватить!

— Ребята, когда вылетает сова на охоту? На кого охотится сова? Что помогает сове охотиться темной ночью?

(предположения детей)

— Да, сова – хищная птица. Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись в глубоком дупле. Недаром народ примечает: «Воробей под кровлю, а сова на ловлю». Когда в лесу стемнеет, сова выбирается из дупла, усаживается на ветку, всматривается в темноту золотистыми глазами с огромными черными зрачками.

«Глаза совы. Что по сравнению с ними прославленная игра драгоценных камней! Чистый блеск, глубина, сияние луны. Сова их то прищуривает, словно прикрывая ставнями, то вдруг распахивает – как окна настежь. Совы – порождение лесных ночей. Бесшумные крылья превращают сов в бесплотные тени, проплывающие в просветах ночного неба» (Н. Сладков).

Есть в этих древнейших обитательницах лесов какая-то загадочность. Кажется, что сова скрывает вековую тайну, недаром в сказках сову называют мудрой.

Проводится динамическая пауза «Совушка-сова».

В лесу темно,

Все спят давно.

Все птицы спят,

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

Большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг — как полетит!

(Дети ходят по группе, остановившись, изображают спящих птиц. Сова показывает, какая у нее большая голова. Вертит головой, смотрит по сторонам).

— А кто из вас знает, где совы строят свои гнёзда?

(ответы детей)

— Правильно, свои гнёзда совы строят в глубоких дуплах, в развалинах домов, на высоких колокольнях, часто они занимают заброшенные гнёзда на деревьях.

Весной птица откладывает одно или два блестящих яйца. Сова насиживает их целый месяц. Новорождённые совята покрыты мягким серым пухом. Они слепые и глухие, но через неделю малыши обрастают перышками, у них открываются глаза и ушки. Вскоре любопытные совята начинают по очереди выглядывать из дупла, они наблюдают за пролетающей птичкой или бабочкой, крутят круглой головой, осматривают лес. Придет время, и родители-совы, негромко посвистывая, позовут детей, и те неуклюже вывалятся из гнезда – и полетят!

Летом совы любят купаться. Когда редкие крупные капли дождя падают на листья и травы, совы кружатся в воздухе, распушив перья и хвост, и с удовольствием принимают тёплый душ.

Литература:

С. Д. Шлотгауэр «Времена года» Хрестоматия дальневосточной природы

В. П. Горощенко «Природа и люди» Пособие для педагогов

Источник: maam.ru