Педагогический проект в средних группах «Праздник урожая»

Махначева Татьяна
Педагогический проект в средних группах «Праздник урожая»

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию разработку педагогического познавательно-творческого проекта для воспитанников средних групп «Праздник урожая», который был реализован в октябре 2019г.

Авторами проекта являются специалисты нашего детского сада — я, учитель-логопед Махначева Т. Л., педагог-психолог — Механикова В. В., учитель-дефектолог — Атрушкевич Н. В. Данный проект был успешно реализован в прошлом году, поэтому в текущем году мы вновь его организовали для ребяток средних групп.

Педагогический проект в средней группе по теме: «Праздник урожая»

Авторы: Махначева Т. Л., учитель-логопед, Атрушкевич Н. В., учитель-дефектолог, Механикова В. В., педагог-психолог.

Вид проекта: познавательно-творческий,

по продолжительности — среднесрочный (октябрь 2019г.,

по количеству участников – групповой.

Возраст детей – 4-5 лет.

Участники проекта: воспитанники средних групп, родители, воспитатели, педагоги по рисованию, музыкальные руководители.

Консультант: Соколова Е. В., старший воспитатель МКДОУ детский сад «Радуга».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Проблема: недостаточный уровень знаний детей об овощах и фруктах, несформированность лексико-грамматического строя по теме.

Актуальность:

В нашем детском саду образовательно-воспитательный процесс осуществляется в соответствии с комплексно-тематическим планированием, где каждую неделю изучается определенная лексическая тема. В рамках тематических недель есть возможность проводить речевые игры для развития всех компонентов речи, игры и упражнения на развитие мелкой моторики, памяти, внимания и мышления. Изучение некоторых тем сопровождается краткосрочными проектами.

Проектная деятельность стала одной из наиболее популярных и успешных форм взаимодействия педагогов и родителей. Родители являются активными участниками проектов. Специалисты проводят мастер-классы для них и знакомят с различными играми для развития речи и всех психологических процессов, в которые можно играть дома.

В рамках изучения лексических тем у детей значительно расширяется словарный запас, формируется лексико-грамматический строй, развивается связная речь, память, внимание, мелкая моторика и мышление.

Цель проекта: — расширение и систематизация знаний об овощах и фруктах

Задачи:

— уточнять и закреплять знания детей об овощах и фруктах;

— развивать все компоненты речи;

— развивать внимание, восприятие, память, мышление;

— воспитывать познавательный интерес;

— привлекать родителей к участию в проектной деятельности.

Принципы реализации проекта:

— принцип системности;

— принцип комплексности;

— принцип развития;

— принцип учета возрастных и психофизических особенностей воспитанников;

— принцип единства обучения и воспитания.

Необходимое оборудование:

— методическое обеспечение: основная общеобразовательная программа «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогобидзе, З. А. Михайлова и др. – 2014г); адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (Н. В. Нищева);

— материально-техническое обеспечение: наглядный и речевой материал, аудио- и видеоматериалы;

— художественная литература для детей:

Предполагаемые продукты:

— выставка поделок по теме «Осенние фантазии», выполненных детьми совместно с родителями;

— выставка рисунков на тему «Загадки с грядки»;

— музыкально-игровое развлечение «В гостях у тёти Кошки»

— мастер-класс для родителей по развитию у детей артикуляционной и мелкой моторики (в рамках итогового мероприятия, развлечения «В гостях у тёти Кошки»)

План реализации проекта

Мероприятия проекта

Методическая работа Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями

1 этап – подготовительный(01.10.-15.10.19г.)

— формулировка цели, задач, конечного продукта проекта;

— подбор методической литературы по данной теме;

— подбор детской художественной литературы, журналов, детских энциклопедий по теме;

— подбор речевых игр и упражнений;

— подбор пальчиковых упражнений и подвижных игр;

— создание картотеки речевых игр по теме;

— подбор информации для родителей по лексической теме.

— объявление об организации выставки работ, выполненных совместно детьми и родителями на тему «Осенние фантазии»;

— подготовка бросового материала для изготовления поделок (заготовка листьев).

— сообщение родителям о начале проекта и о сроках его проведения;

— объявление об организации выставки работ, выполненных совместно детьми и родителями, на тему «Осенние фантазии»;

— выбор загадки об овоще по теме «Загадки с грядки»

2 этап – основной(15.10.-22.10.19г.)

— разработка конспекта итогового мероприятия проекта «Праздник урожая» — музыкально-игрового развлечения «В гостях у тёти Кошки» — чтение художественной литературы, стихов, загадок,

— рассматривание иллюстраций с овощами и фруктами;

— проведение речевых игр;

— проведение пальчиковых и подвижных игр;

— проведение гимнастики для артикуляционного аппарата по книге Н. В. Рыжовой «Артикуляционная гимнастика для малышей»;

— проведение дыхательных упражнений по теме

— пополнение книжного уголка и обмен литературой для семейного чтения;

— изготовление поделок для выставки;

— ознакомление родителей с информацией из «Уголка логопеда»

— подготовка загадки про овощ («Загадки с грядки») и создание рисунка или аппликации — отгадки к загадке

3 этап – заключительный(23.10.-30.10.19г.)

— Подготовка презентации о проекте;

-анализ результатов проекта

— Организация выставки работ, выполненных совместно детьми с родителями из овощей и фруктов «Осенние фантазии»;

— проведение мастер-класса по развитию артикуляционной и мелкой моторики в рамках итогового мероприятия проекта «В гостях у тёти Кошки»

— вручение дипломов семьям-участникам за участие в проектной деятельности.

— Участие родителей в подготовке выставки «Осенние фантазии»;

— Участие родителей в проведении итогового мероприятия проекта – музыкально-игрового развлечения «В гостях у тёти Кошки»

— вручение дипломов семьям-участникам за участие в проектной деятельности.

Аналитический этап:

В ходе реализации педагогического проекта «Праздник урожая» воспитанники средних групп закрепили и обобщили знания по теме, научились изменять форму слов, образовывать новые слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, разгадывать загадки об овощах и фруктах, рисовать овощи и фрукты, собирать разрезные картинки.

Дети познакомились с новыми подвижными, пальчиковыми играми, которые соответствовали лексической теме. Эти упражнения закреплялись ребятками на занятиях, в свободной деятельности, таким образом, в ходе реализации проекта укреплялась пальчиковая моторика, развивались движения кистей и пальцев рук.

В кружковой деятельности ребята научились выполнять новые артикуляционные упражнения, показывать овощи и фрукты различными артикуляционными укладами (хоботок, иголочка и др.)

Дети играли в игры, способствующие развитию фонематического восприятия и слуха, лексико-грамматического строя речи, памяти, внимания, мышления.

Родители в нашем проекте были активными участниками, а не только наблюдателями. На мастер-классе они познакомились с различными играми и упражнениями, с помощью которых можно развивать речь, мелкую моторику, психические процессы у своих детей дома, в повседневной жизни. В ходе итогового развлечения родители смогли поиграть в эти игры со своими детьми.

Таким образом, можно сделать вывод, что разработка и реализация проекта «Праздник урожая» в средних группах была целесообразными, т. к. у многих воспитанников расширились знания об овощах и фруктах, улучшился уровень развития всех компонентов речи.

Список литературы

1. Агранович З. А. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» группе. — СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс, 2013

2. Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (Под ред. Нищевой Н. В.)

3. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет. -М. : Издательство «Гном», 2016

4. Нищева Н. В. Система коррекционной работы для детей с ОНР. -СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс, 2015

5. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». Под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогобидзе, З. А. Михайлова и др. – 2014г.

6. Русланова Н. С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет: Город. Транспорт. – М. : АРКТИ, 2007.

7. Сыпченко. Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов. — СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс, 2016

Источник: maam.ru