Педагогический проект с детьми и родителями средней группы «Эксперименты в дом»

Дорогина Ирина
Педагогический проект с детьми и родителями средней группы «Эксперименты в дом»

Актуальность

Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях, возникает очень много вопросов, на которые он хочет получить ответ.

По словам американского философа Ральфа Уолда Эмерсона: «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам». Такие открытия помогут сделать занимательные опыты и эксперименты.

Экспериментирование является одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира. Познавая окружающий мир, ребенок стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, попробовать языком, понюхать, постучать им. Это объясняется тем, что ему присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», помогает моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

В детском саду экспериментирование проходит практически через все виды деятельности и занимает ведущее положение среди других методов формирования познавательной сферы дошкольников.

А что происходит дома? Используют ли столь эффективный метод познания родители дошкольников? Как они это делают? И какие результаты получают?

Эти вопросы и стали основополагающими для разработки проекта «Эксперименты в дом».

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный (январь 2020)

Ориентированность проекта: дети и родители среднего дошкольного возраста.

Объект исследования: родители и дети средней группы.

Предмет исследования: использование родителями метода экспериментирования в домашних условиях для развития познавательной активности детей.

Цель: привлечение родителей к проведению опытов и экспериментов с детьми в домашних условиях.

Задачи:

1. Провести опрос родителей по теме: «Эксперименты дома. Миф или реальность?».

2. Разработать для родителей цикл консультаций «Экспериментируйте с ребенком дома».

3. Предложить родителям провести «экспериментальные» выходные под единым лозунгом: «Эксперименты в дом!».

4. Оформить альбом «Домашняя лаборатория» с фотографиями и описанием проведенных опытов.

5. Развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

6. Воспитывать взаимопонимание, дружеские семейные отношения.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

1. Постановка цели, задач, определение актуальности и значимости проекта.

2. Изучение методической литературы для реализации проекта.

3. Разработка опросника для родителей.

4. Разработка цикла консультаций «Экспериментируйте с ребенком дома».

Основной этап:

1. Опрос родителей по теме: «Эксперименты дома. Миф или реальность?», обработка результатов.

2. Ознакомление родителей с консультациями из цикла «Экспериментируйте с ребенком дома».

3. Проведение акции «Экспериментальные» выходные».

4. Создание альбома «Домашняя лаборатория» с фотографиями и описанием проведенных опытов.

Заключительный:

1. Анализ результатов проекта.

Реализация проекта

Опросник для родителей

«Эксперименты дома. Миф или реальность?».

1. Вы знаете, что такое экспериментирование?

2. Используете ли вы метод экспериментирования для развития познавательной активности ребенка в домашних условиях?

3. Как часто используете данный метод?

4. Проведение с ребенком опытов и экспериментов дома – это миф или, все-таки, реальность?

В опросе приняло участие 20 родителей. Результаты опроса представлены в диаграмме (Приложение 1).

Результаты опросника показали: все опрошенные родители знают, что такое экспериментирование, но используют его в домашних условиях лишь 8 из 20 родителей, к тому же, делают это довольно редко. 5 родителей из 20 считают, что использование данного метода дома – это миф, остальные все-таки полагают, что при желании эксперименты в доме могут стать реальностью.

Далее был разработан цикл консультаций для родителей «Экспериментируйте с ребенком дома», который включает в себя три консультации: «Детское экспериментирование в домашних условиях», «Экспериментируем дома» и «Экспериментируем на кухне» (Приложение 2).

Основная цель данного цикла консультаций – знакомство родителей с экспериментированием, как основным методом формирования познавательной сферы ребенка, осознание родителями доступности, простоты и, самое главное, значимости использования данного метода в развитии своего чада. Родители начинают понимать, что весёлые опыты и занимательные эксперименты вполне возможны в домашних условиях.

Большинство родителей согласились с тем, что опыты и эксперименты дома – это просто, доступно и интересно, поэтому было решено провести акцию «Экспериментальные» выходные». В выходные дни родители совместно с детьми проводили дома опыты и эксперименты. Фотографии, сделанные родителями во время проведения акции, и описание самих опытов были оформлены в альбом «Домашняя лаборатория».

Подведение итогов

Процесс реализации проекта оказался очень увлекательным! Мне удалось выяснить имеющиеся у родителей знания об опытно-экспериментальной деятельности. В этом мне помог опросник «Эксперименты дома. Миф или реальность?». Расширить свои знания по теме проекта и разработать для родителей цикл консультаций «Экспериментируйте с ребенком дома». Увлечь их идеей экспериментирования в домашних условиях и провести акцию «Экспериментальные» выходные». Итогом нашей работы стал альбом «Домашняя лаборатория», созданный совместно с родителями. А главный итог: родители и дети стали роднее и ближе друг другу. Не каждый занимался своими делами, а вместе, мама и сын или папа и дочка, проводили весело и с пользой свободное время. Не на этом ли держится семья!

Перспектива на будущее

В планах на будущее – продолжать работу по привлечению родителей к экспериментированию, а именно: подготовить и провести для родителей открытое занятие с элементами экспериментирования, предложить родителям приять участие в смотре-конкурсе «Шумовых инструментов» из бросового материала и устроить шоу талантливых экспериментаторов «Мой удачный эксперимент».

Приложение 1

Приложение 2

Консультация № 1.

«Детское экспериментирование в домашних условиях»

Детское экспериментирование — это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.

Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор, и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке?

Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будешь знать, скоро состаришься». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро: в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным, равнодушно относящимся к любым нововведениям.

В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию:

1. Организуется исследовательская деятельность детей.

2. Создаются специальные проблемные ситуации.

3. Проводятся занятия.

4. В уголке экспериментирования имеются материалы для экспериментов: бумага разного цвета и качества, ткань, различные виды поверхностей, круп и т. д. Здесь можно найти специальные приборы (микроскопы, лупы и т. д., неструктурированные материалы (песок, вода, камешки).

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и, конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Ванная комната: во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например, что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т. д.

Кухня — это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столько воды, сколько хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Ребёнок рисует. У него закончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краски? Если у него ничего не получится, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Экспериментирование — это игра, которая является ведущей деятельностью дошкольника. Цель экспериментирования — вести детей вверх, ступень за ступенью познавать окружающий мир. Ребёнок научится определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.

Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт).

2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта).

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента).

4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата).

5. Ответьте доступными для ребёнка словами на его «почему».

Помните!

При проведении эксперимента главное — безопасность вас и вашего ребёнка.

Консультация № 2.

«Экспериментируем дома»

Ребенок — дошкольник проявляет большой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности, и к экспериментированию. Детское экспериментирование нацеливает наших детей на добывание знаний как самостоятельно, так и с помощью взрослых. В процессе экспериментирования с новыми объектами ребенок может получить совершенно неожиданную для него информацию. Но разве наблюдательность не является природным свойством ребенка? Оказывается, что нет, это то качество, которое необходимо развивать так же, как развивают у детей память, внимание, логику.

И это очень легко сделать в домашних условиях. Оборудование и материалы для этого понадобятся самые простые, они есть в любом доме.

Вот некоторые эксперименты, которые можно провести дома с ребенком:

Не просто капля

Что необходимо приготовить:

• лист бумаги;

• карандаш или ручку.

Проведение опыта:

Напишите на бумаге имя ребенка с маленькой буквы или нарисуйте каких-нибудь человечков. Положите сверху прозрачную линейку. На линейку над первой буквой или над одним из человечков нанесите капельку воды так, чтобы она не растеклась.

Что произошло?

Буква из маленькой сразу превратится в большую – заглавную, а один из человечков вдруг вырастет и станет намного больше и «жирнее» других. Подвигайте линейку, чтобы капля оказалась над другими буквами. Посмотрите, как они тоже будут увеличиваться.

Волшебная палочка

Что необходимо приготовить:

Палочку из оргстекла, например, ученическую линейку или обычную пластмассовую расческу – это будет ваша волшебная палочка. Обязательно сухую тряпочку из шелка или шерсти, например, шерстяной свитер.

Проведение опыта:

Откройте кран, чтобы текла тонкая струйка воды. Сильно потрите палочку о приготовленную тряпочку или расчешите сухие волосы ребенка. Приблизьте палочку к струйке воды, не касаясь ее.

Что произошло?

Струя воды изогнется дугой, притягиваясь к палочке. Попробуйте то же самое сделать с двумя палочками и посмотрите, что произойдет.

Стакан смеха или бесконечные пальцы

Что необходимо приготовить:

Стакан с тонкими ровными стенками, наполненный доверху водой.

Проведение опыта:

Предложите ребенку взять стакан в руку и поднести его к глазам. Попросите посмотреть сквозь него на пальцы другой руки.

Что произошло?

В стакане он увидит очень длинные и тонкие пальцы без кисти. Предложите ребенку повернуть руку пальцами вверх, и они превратятся в смешных коротышек. Попросите отвести стакан подальше от глаз, и в стакане появится уже вся кисть, но маленькая и сбоку, как будто ребенок передвинул руку. Посмотрите друг на друга через стакан – и не надо ходить в комнату смеха.

Интересных вам экспериментов!

Консультация № 3.

«Экспериментируем на кухне!»

Где ваша семья проводит больше всего времени? Конечно, на кухне! Это место притягивает всех членов семьи, сюда приходят утром, днем, вечером и даже ночью. На кухне творятся чудеса! А почему бы эту самую кухню не превратить в лабораторию по проведению экспериментов? Интересно, весело, вкусно и полезно!

Предлагаю вашему вниманию несколько вкусных и интересных опытов, которые вы можете провести с ребенком на кухне.

Самодельные леденцы

Насыпьте сто граммов сахара в кастрюльку из нержавеющей стали. Поставьте кастрюльку на газ и нагревайте, пока сахар не растает и не пожелтеет, постоянно помешивая. Как только сахар превратится в желтоватую жидкость, выливайте содержимое небольшими каплями на тарелочку, предварительно смазав её подсолнечным маслом. Через пару минут капли застынут и превратятся в настоящие леденцы.

Домашний творог

Подогрейте в кастрюльке двести миллилитров молока. Затем выдавите в нее немного лимонного сока. Обратите внимание ребенка на то, что молоко сразу же свернулось большими хлопьями, а поверх него образовалась сыворотка. Слейте полученную массу сквозь несколько слоев марли и оставьте на 2-3 часа. Творог готов! Его можно полить сладким сиропом и подать ребенку на ужин!

Полезные микробы

Покажите ребенку пакетик дрожжей и расскажите, что они состоят из крохотных живых организмов, называемых микробами (а это значит, что микробы бывают не только вредные, но и полезные). В сухих дрожжах микробы находятся в состоянии сна. Попробуйте совместно с ребенком оживить дремлющих микробов. Налейте в чашку три столовых ложки теплой воды, затем добавьте три чайных ложки дрожжей и одну чайную ложку сахара, перемешайте. Полученную смесь вылейте в бутылку, натянув на ее горлышко воздушный шарик. Поставьте бутылку в миску с теплой водой. Понаблюдайте за тем, что происходит. Объясните ребенку, что в теплой воде дрожжи оживают и начинают есть сахар, выделяя при этом углекислый газ. Он — то и надувает шарик.

Тонет — не тонет

Возьмите два одинаковых апельсина. Один очистите от кожуры. Теперь положите апельсин с кожурой в воду. Он будет плавать. Попробуйте утопить его. Ничего не получится. Теперь опустите в воду очищенный апельсин. Удивлены? Он утонул. Объясните ребенку: «В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха, которые выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды».

Экспериментируйте с детьми — это очень

интересно!

Источник: maam.ru