Педагогический проект по детскому экспериментированию с комнатными растениями «Хорошо быть волшебниками»

Елена Шураева
Педагогический проект по детскому экспериментированию с комнатными растениями «Хорошо быть волшебниками»

1. Педагогический проект «Хорошо быть волшебниками». Проект групповой, долгосрочный, познавательно-исследовательский, экологический. Проводился в средней группе с января 2015 года, по май 2016.

2. Актуальность: Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него

возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменения эти вызваны научно- техническим прогрессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек всё активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер. Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы её преобразования, усвоение социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. Поэтому наша основная задача — создать у дошкольников прежде всего установку на здоровый образ жизни, привить им элементы экологической культуры, сформировать экологическое сознание.

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание экологической культуры, т. е. выработка навыков гуманно -действенного и эмоционально — чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества.

Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности, развитие интереса к экспериментированию с живой природой.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяет обобщать, анализировать и способствует экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их растительный мир на примере комнатных растений, проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации.

3. Важным приоритетом в дошкольном образовании является экологическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения.

По мнению академика Г. Я. Ягодина наша общая цель – «…научить каждого человека вести себя в соответствии с законами природы, чувствовать себя её частью, осознавать, что когда он вредит природе, то наносит ущерб самому себе».

4. Цель: Для педагога: Создание условий для формирования и развития детского экспериментирования с живой природой, воспитание экологической культуры детей.

Для детей: Формирование и развитие интереса к экспериментированию, развитие экологической культуры

Для родителей: Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду.

Формирование у детей познавательного, эмоционально – нравственного, практически-деятельного отношения к комнатным растениям.

5. Задачи проекта:

• Воспитывать интерес и любовь к растениям, желание длительно наблюдать и ухаживать за ними, создавать для растений лучшие условия роста и развития.

• Формировать знания детей о комнатных растениях, дать представление об их строении, значимости; углубить знания о приемах по уходу за ними.

• Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

• Активизировать речь, обогащать словарь детей.

• Развивать эмоциональную отзывчивость.

• Осуществлять активное сотрудничество с родителями в процессе проекта, включать родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.

• Формировать партнерские отношения между детьми, педагогами и родителями.

6. Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Предполагаемый результат:

раскрытие возможностей и творческих способностей детей через разнообразные виды деятельности

формирование стойкого интереса к экспериментированию

повышение экологической культуры детей

развитие мышления, эмоциональной сферы дошкольников

формирование у детей бережного отношения к комнатным растениям

7. Информационно-проектировочный этап

1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания дошкольников, в частности о комнатных растениях; подбор художественной литературы

2) Разработать диагностический материал и выявить уровень знаний по поставленной проблеме;

3) Провести анкетирование родителей по теме «Что Вы знаете о комнатных растениях?»

4) Разработать план работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;

5) Составить картотеку дидактических игр.

Итоги анкетирования родителей на тему:

«Что Вы знаете о комнатных растениях?»

Перед реализацией проекта «Комнатные растения в детском саду» я провела анкетирование с родителями своих воспитанников. В опросе приняло участие 17 человек (71%). Анкета состояла из 7 вопросов.

На первый вопрос 100% опрошенных ответили, что любят природу, бережно к ней относятся и комнатные цветы в частности.

На второй вопрос 88 % родителей ответили утвердительно, 2 % — отрицательно, т. к. их дети страдают аллергией, и комнатные растения могут вызвать приступ болезни.

На третий вопрос 100 % родителей ответили, что ребенок принимает посильное участие в уходе за растениями, элементарные навыки по уходу у детей имеются.

Отвечая на четвертый вопрос анкеты, 75 % родителей ответили утвердительно, а 24 % — дети не смотрят передачи о животных, 1% — редко

На пятый вопрос 75 % ответили, что у ребенка есть книги, энциклопедии о животном и растительном мире, но 24 % ответили, что у ребенка нет книг о природе. а у 1% книги есть, но ребенка они не заинтересовали.

Они поддерживают интерес ребенка: отвечают на вопросы детей, дают поручения по уходу за комнатными растениями, работают с родителями в саду и огороде. 50 % заявили, что повесили кормушки во дворе дома и регулярно подкармливают птиц.

На седьмой вопрос 80 % родителей ответили, что им не хватает теоретических знаний, 20 % — затруднилось с ответом.

По итогам анкетирования я сделала вывод, что родители заинтересованы в реализации моего проекта и готовы помочь в его осуществлении. В помощь родителям мною была создана картотека комнатных растений в детском саду и картотека дидактических игр по экологическому воспитанию, подобран познавательный материал по теме.

Диагностика детей средней группы по теме: «Комнатные растения».

1. Назови, какие ты знаешь комнатные растения (2-4 растений)

2. Назови и покажи комнатные растения нашей группы (2-4 растений)

3. Какие условия необходимы для жизни комнатных растений?

4. Назови и покажи части растений.

5. Зачем растению стебель, ствол, листья, корни?

Критерии оценки по пятибалльной шкале.

1 балл – ребёнок не имеет представлений по указанному критерию.

2 балла – ребёнок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию.

3 балла – ребёнок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию.

4 балла – ребёнок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию.

5 баллов – ребёнок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию.

Низкий уровень — меньше 2,2

Средний уровень – от 2,3 до 3,7

Высокий уровень – от 3,8 до 5

Итоги диагностики детей подготовительной к школе группе по теме «Комнатные растения».

На первом этапе моего проекта мною была проведена диагностика детей средней группы. Я выяснила, что запас знаний детей по теме «Комнатные растения» небольшой. Затруднения были в ответах на первый вопрос- о названиях растений и третий- о необходимых условиях для жизнедеятельности растений.

По итогам диагностики выявила:

Опрошено 20 человек.

Низкий уровень — 25 % детей, 5 человек

Средний уровень — 60% детей, 12 человек

Высокий уровень -15 % детей, 3 человека.

8. Организационно- исполнительный этап.

— Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению комнатных растений.

Беседы.

«Уход за комнатными растениями», «Что необходимо растениям для жизни?», «Откуда к нам пришли домашние растения?», «Прихотливые и неприхотливые растения», «Как дети с родителями дома заботятся о комнатных растениях».

9. Дидактические игры.

«Что изменилось?», «Найди такой же», «Угадай растение по описанию», «Опиши, я отгадаю», «Чего не стало», «Найди растение по описанию».

Дидактические игры были не только познавательными, но и направленными на речевое развитие ребенка. «Угадай по описанию», «О чем так говорят», «Кто больше вспомнит», «Назови слова», «Закончи предложение».

Сюжетно- ролевые игры.

«Цветочный магазин», «Семья», «День рождения».

10. Чтение художественной литературы, рассматривание энциклопедий и заучивание стихотворений по мнемотаблицам.

11. Художественное творчество.

12. Подвижные игры, физкультминутки: «Красивые цветы», «Посадим цветок», «Наши алые цветки».

13. Труд: полив, рыхление почвы, опрыскивание растений из пульверизатора, протирание листьев влажной мягкой тряпкой, очистка фиалок с помощью кисточки.

14. Занимательные опыты.

Цикл опытов мы начали со знакомства со сказкой «О том, как человек приручил растения». Была проблемная ситуация: верно ли, что растению для жизни нужны вода, воздух, почва и свет. Это мы и пытались выяснить. По окончанию опытов, был оформлен альбом «Наши опыты».

15. Работа с родителями.

Работа с родителями началась с анкетирования. Помощь родителей в посадке комнатных лекарственных растений, подбор художественной литературы по теме, проект «Лекарственные растения нашей группы»,родительские консультации и папки-передвижки, создание «Паспорта комнатных растений семьи».

Источник: maam.ru