Педагогический проект «Математика повсюду, математика везде»

Евгения Саваченко
Педагогический проект «Математика повсюду, математика везде»

Участники проекта: дети старшей группы, родители

Вид проекта: познавательно – игровой

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2018-май 2019)

Пояснительная записка:

Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию мышления, памяти, речи, воображения, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Практика обучения дошкольников показала, что на его успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.

Актуальность проекта

Мы живем в 21 веке, веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За последнее время возрос интерес именно к такому поколению людей.

Сегодня, а тем более завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее.

Непременным условием развития математических представлений детей является обогащённая предметно – пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, занимательный математический материал. Основная цель использования занимательного материала – формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. При этом непременном условии является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей (стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные операции). Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми.

Цель проекта: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через логико-математические игры.

Задачи:

Развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста.

Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления.

Формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.

Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Воспитывать интерес к предмету и процессу обучения в целом.

Ожидаемые результаты:

Развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей. Формирование операций логического мышления. Применение математических знаний и умений в самостоятельной деятельности. Осознание родителями и расширения знаний о важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью логико-математических игр.

Этапы реализации проекта и план работы

1 этап – подготовительный (сентябрь – октябрь 2018г.)

Изучение теоретической части проекта.

Выявление уровня формирования математических знаний у детей.

Разработка плана работы над проектом.

Создание соответствующей развивающей среды.

№ Этапы и задачи Наименование мероприятия Сроки исполнения

1. Подбор методической литературы и пособий по математическому развитию Изучение, анализ литературы

Сентябрь 2018

2. Анкетирование родителей «Математика для Вашего ребенка» (Приложение 1) Сентябрь 2018

3. Обследование уровня развития элементарных математических представлений у детей. Диагностика детей Сентябрь 2018

4. Составление плана работа Разработка перспективного планирования работы с детьми и работы с родителями Октябрь 2018

5. Сбор дидактического наглядного материала по теме проекта. Картотека дидактический игр (Приложение 2) Постоянно

2 этап – основной (ноябрь – апрель 2019 г.)

Работа с детьми – организованно образовательная деятельность в игровой форме, дидактические игры, логико-математические игры и т. д.

Работа с родителями – помощь в изготовлении атрибутов к дидактическим играм; консультации «Занимательная математика дома», «Учим считать правильно», «Как из простых материалов можно сделать игру на развитие математических способностей», «Развитие математических способностей через игру», мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Посчитай картинки», буклет для родителей «Игры для развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста».

№ Работа с детьми Работа с родителями Сроки

1 Изготовление и проведение настольно-печатных дидактических игр «Противоположности» (Приложение 3, «Чайный сервиз» (Приложение 4, «Угости пингвина рыбкой» (Приложение 5) Консультации «Занимательная математика дома» (Приложение 6)

Ноябрь- Декабрь 2018

2 Создание и проведение дидактических игр «Новогодние елочки» (Приложение 7, «Собери снеговиков» (Приложение 8). Разучивание скороговорок, считалок (Приложение 9).

Консультация «Учим считать правильно» (Приложение 10)

Январь 2019

3 Изготовление и проведение дидактических игр «Помоги рыбке найти свои водоросли» (Приложение 11, «Веселый счет» (Приложение 12, «Продолжи ряд» (Приложение 13,

Загадывание математических загадок (Приложение 14). Повторение считалок разученных ранее. Игры со счетными палочками (Приложение 15)

Буклет для родителей «Игры для развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста» (Приложение 16) Февраль 2019

4 Консультация «Развитие математических способностей через игру» (Приложение 20)

Март 2019

5 Изготовление и проведение дидактических игр «Математические звезды» (Приложение 21) «Рассмотри и посчитай» (Приложение 22, «Найди нужную цифру» (Приложение 23) Мастер класс по изготовлению дидактической игры «Посчитай картинки» Апрель 2019

3 этап – заключительный (май 2019г.)

Подведение итогов работы над проектом.

№ Работа с детьми Работа с родителями Сроки

1 Итоговая диагностика детей.

Просмотр презентации по проведенному проекту Диагностика детей.

Показ презентации «Математика в нашей группе» Май 2019

Результат проекта: Системное использование дидактических и развивающих

игр, а также использование фольклора в математике способствует развитию логического мышления у дошкольников, формированию математических представлений, умению использовать знания в повседневной жизни. Проект показал, что различные виды игр дают большой заряд положительных эмоций и пробуждают интерес к математике.

Источник: maam.ru