Педагогический проект «Домашние животные»

Людмила Сергеева
Педагогический проект «Домашние животные»

Проект в подготовительной логопедической группе «А».

Тема: «Домашние животные».

Тип проекта: групповой; творческий; познавательный; краткосрочный.

Сроки реализации: 1 неделя.

Участники проекта: дети подготовительной логопедической группы, родители воспитанников, воспитатели, учитель логопед.

Актуальность: Попробуйте представить нашу жизнь без собак и кошек, коров и лошадей, коз, овец и свиней, словом, без домашних животных.

Нет, это невозможно! Мы привыкли к четвероногим друзьям и помощникам. Многие тысячелетия они живут рядом, кормят и поят, одевают и обувают нас, отдают нам свою привязанность, тепло и ласку, побуждая в наших сердцах благодарность и доброту.

Поэтому формирование бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни ребенка. Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные в доме — важный фактор воспитания. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. По словам ученого «Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу».

Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом.

Проблема: У детей слабые познания о домашних животных. Поэтому возникло желание помочь детям заполнить пробелы в знаниях. Так возник проект.

Цель проекта: Обобщение и систематизация знаний детей о домашних животных, их приспособленности к среде обитания, пользе для человека и развитие в детях гуманного отношения к «братьям нашим меньшим».

Программные задачи:

Образовательные:

Уточнить, расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (об особенностях поведения, чем питаются, какую пользу приносят). Познакомить детей с профессиями людей, заботящихся о домашних животных.

Развивающие:

Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к жизни домашних животных, память, связную речь. Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи.

Воспитательные:

Воспитывать заботливое и внимательное, гуманное отношение к домашним животным

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

Разработка и накопление методических материалов.

Подбор материала и оборудования для бесед, игр с детьми.

Подбор художественной литературы по теме.

Разработка НОД.

Основной этап:

Комплексно-тематическое планирование.

Речевое развитие №1:

Тема: Деревенское подворье.

2ч. Пересказ Е. Чарушина «Корова».

Программные задачи:

Образовательные: Уточнить знания детей о животных деревенского подворья, условиях их жизни, питании, значении в жизни человека. Уточнить признаки домашних животных. Способствовать развитию навыков наблюдения у детей, укреплять интерес к животным, знать их детенышей.

Развивающие: Развивать речь детей. Учить отвечать полными предложениями, умение последовательно и выразительно передавать литературный текст. Воспитательные: Прививать интерес к домашним животным.

Речевое развитие №2:

Тема: Рассказывание из личного опыта «Мой любимец».

Программные задачи:

Образовательные: Учить детей составлять связный рассказ из личного опыта о любимом домашнем животном. Учить пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями, умение отбирать для рассказа интересное содержание.

Развивающие: Развивать связную речь детей.

Воспитательные: Воспитывать интерес и бережное отношение к домашним животным.

Художественно эстетическое развитие.

Аппликация. Тема: «Овечка с ягненком».

Программные задачи: Образовательные: Учить детей выполнять сюжетную аппликацию. Закрепить умение вырезывать и наклеивать изображения знакомых предметов, соизмерять изображения с листом бумаги. Учить располагать декоративные элементы (комочки) в определенных частях силуэта. Дополнять изображение мелкими деталями: глаза, нос, рот. Развивающие: Развивать чувство композиции, цвета, колорит, воображение и творчество. Развивать эстетическое восприятие.

Воспитательные: Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным.

Художественно эстетическое развитие. Рисование. Тема: «Свинья с поросятами».

Программные задачи:

Образовательные: Продолжать учить детей рисовать животных, передавая характерные особенности, пропорции частей тела. Закреплять умение в изображении животных, выполняя набросок простым карандашом. Обращать внимание на плавность движений. Желание дорисовать сюжет (солнце, трава, деревья). Развивающие: Развивать образное восприятие и воображение. Поддерживать самостоятельность, уверенность, инициативность, в поиске средств художественно — образной выразительности.

Воспитательные: Воспитывать художественный вкус.

Познавательное развитие. Познавательно- исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность.

Тема: «Скотный двор».

Программные задачи:

Образовательные: Продолжать учить детей работать по несложной выкройке, передавая характерные особенности, пропорции частей тела. Обращать внимание на плавность движений, вырезать по контуру. Аккуратно, симметрично склеивать детали. Развивающие: Развивать эстетический вкус. Умение анализировать работу свою и товарищей.

Воспитательные: Воспитывать художественный вкус. Воспитывать интерес к процессу работы.

Художественно – эстетическое развитие. Рисование. Тема: «Домашнее животное: корова» Программные задачи: Закрепить и расширить представления детей о домашних животных, об особенностях их внешнего вида. Учить рисовать корову. Продолжать развивать умение продумывать композиционное построение изображения, учить смешивать краски.

Развивающие: Развивать фантазию, творчество, самостоятельность.

Воспитательные: Воспитывать интерес к живой природе. Воспитывать инициативу и самостоятельность.

Беседы: «Домашние животные», «Кто ухаживает за домашними животными?», «Какую пользу приносят человеку домашние животные?», Беседа «Как появились домашние животные?», «Знакомство с шерстью, её свойствами, где и как используют?».

Цели: Закрепление знаний детей о характерных признаках домашних животных. Расширение представлений детей об их внешнем виде, образе жизни, расширение познавательных интересов.

Составление рассказа о домашних животных по сюжетным картинкам: «Случай у реки», «Про хомячка Хому».

Цель: Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

Чтение художественной литературы: Л. Толстой «Пожарные собаки», С. Михалков «Три поросёнка», Братья Гримм «Бременские музыканты»,

Русские народные сказки «Сивка бурка», «Кот – серый лоб, козёл да баран».

К. Ушинский «Спор животных»,

Чтение рассказов В. Бианки, Н. Сладкова, М. Пришвина, Чарушина. Энциклопедии «Всё о животных», «100 детских вопросов и ответов», презентации.

Видеотека мультфильмов:

«Доктор Айболит», «Кот в сапогах», «Хаврошечка»,

«Звуки природы», «Голоса животных».

Цель: Продолжать знакомить со сказками, рассказами, стихотворениями. Развивать отзывчивость, стремление помочь, память. Учить детей высказывать свою точку зрения. Воспитывать любовь к литературе.

Дидактическая игра «Ласковые слова»

Цель: активизация ласкательных существительных.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: Расширять знания детей различать домашних и диких животных.

Д/и «Скотный двор».

Цель: Закреплять представления детей о домашних животных, строении, различии и сходстве с другими представителями животного мира. Закреплять знания о значении и пользе, приносимый ими. Развивать мышление, внимание, память, речь. Активизировать развитие речевого словаря.

Д/и «Животные».

Цель: закрепить умение детей объединять животных в группы, уметь классифицировать. Формировать умение называть группы обобщающими словами –домашние, дикие. Развивать внимание, память, мышление, речь.

Д. /и. «Большие и маленькие.»

Цель: упражнять детей в умении называть животных «больших» и «маленьких» в единственном и множественном числе. Формировать умение правильно образовывать названия «маленьких» животных с помощью суффиксов. Воспитывать уважительное и бережное отношение к животным.

Д. / и. «Кто как голос подает?», «Что умеют делать?».

Цель: упражнять детей в различении голосов домашних животных, подражать им. Формировать умение правильно образовывать глаголы (слово — действие). Закрепить в активном словаре названия животных и их детенышей, действия.

Д. /И. «Домики.»

Цель: Закрепить знания детей о животных, об их жилищах: у собаки — будка и т. д. Полнить словарный запас у детей. Упражнять в составлении небольшого рассказа по картинке.

Рассматривание картин: «На ферме», «Кошка с котятами», «Собака со щенятами» и другие из серии «Домашние животные».

Цель: составление сюжетных рассказов по картинам. Развивать связную речь детей.

Составление описательных рассказов: «Моё любимое домашнее животное».

Цель: развивать связную речь детей. Умение описывать животное по памяти.

— Толкование пословиц:

Кошке игрушки, а мышке слезки.

Корова на дворе – еда на столе.

Собака человеку неизменный друг.

Корову палкой бить — молока не пить.

Старая собака понапрасну не лает.

Через силу и конь не скачет.

Цель: развивать мышление, речь детей.

Викторина «Домашние и дикие животные».

Цель: закреплять знания о диких и домашних животных.

Программные задачи:

Образовательные: Закрепить знания о лесных и домашних обитателях, где они живут, чем питаются. Называть семью – взрослых и детенышей. Продолжать учить детей работать в команде. Активизировать словарь по теме. Развивающие: Развивать интерес к окружающему миру; связную речь, творческое воображение, логическое мышление; внимание, сообразительность, моторику рук. Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к животным, бережное отношение к ним

Опытно – экспериментальная деятельность: «Знакомство с шерстью, её свойствами, где и как используют?», «Опыты с тактильными дощечками», «Как кошка языком чистит шерсть», «Цветное молоко», «Почему молоко белого цвета?», «Тайное послание, написанное молоком», «Узоры в молоке», «Шарик – магнит».

Презентации: «Домашние животные», «Домашние животные – загадки со звуками», «Домашние опасности», «Животные дикие и домашние».

Цель: расширение познавательных интересов детей.

Работа с родителями:

Помощь родителей в подборе наглядно-дидактических пособий, подборе загадок, пословиц, поговорок о домашних животных, составлении «книжек – малышек» с детьми о домашнем животном.

Итоговые мероприятия: Показ настольного театра «3 поросенка».

Третий этап заключительный: викторина «Домашние и дикие животные».

Предполагаемый результат:

В результате проектной деятельности у детей расширились знания о домашних животных и их значении в жизни человека. Дети получили новые знания об окружающем мире, о домашних животных. Дети проявляли желание и умение находить ответы на интересующие вопросы, проявляли творческую активность в преобразовании этих знаний. Родители приняли активное участие в проекте, увидели значимость данной темы для развития и формирования у детей гуманного отношения к животным.

Источник: maam.ru