Паспорт к тематической папке по правилам дорожного движения «Детям знать — положено»

23.05.2020

Светлана Дворякова
Паспорт к тематической папке по правилам дорожного движения «Детям знать — положено»

МКОУ «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А. В.»

Паспорт

к тематической папке по правилам дорожного движения

«Детям знать – положено»

Дидактическое пособие по ПДД

Автор работы:

Воспитатель Дворякова С. А.

С. Лесниково,

Мкр. КГСХА,

2020г.

Актуальность

-Актуальность данного пособия обусловлена статистикой свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма.

-Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, а так же прививать навыки безопасного поведения на улице и не только на улице.

-Необходимо отметить, что в ДТП погибают дети дошкольного возраста в силу психофизиологических особенностей и негативного примера взрослых.

Аннотация:

Дидактическое пособие лэпбук по правилам дорожного движения «Детям знать – положено» представляет собой картонную папку формата А3, обклеенную самоклеящейся бумагой в форме грузового автомобиля. На страницах папки имеются различные кармашки, круги Луллия карточки, в которых собрана разнообразная информация по теме.

Пояснительная записка:

Дидактическое пособие лэпбук «Правила дорожного движения» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста, если содержание лепбука пополнять и усложнять. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию.

Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммукативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.

Цель:

-Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения.

-Повторить и закрепить знания о светофорах и сигналов, довести до детей важность сигналов светофора.

-Познакомить с правилами перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу.

-Знать и уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса.

-Развивать наблюдательность, самостоятельность мышления, внимательность на дорогах.

Задачи:

Образовательные:

— Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов;

— Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать;

Развивающие:

— Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;

— Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;

Речевые:

— Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей.

— Развивать связную речь;

Воспитательные:

— Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;

— Воспитывать чувство ответственности.

В лепбуке собраны материалы о ПДД для развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.

В него входит 20 развивающих заданий:

1. Кармашек – 2 «Расскажи о профессии водителя», «Расскажи о профессии полицейского».

3. Кармашек «Виды разметки»

4. Кармашек «Дорожные ситуации»

5. Кармашек «Круги Луллия» (подборка по возрастным группам)

6. Кармашек «Я — водитель»

7. Кармашек «Я — пешеход»

8. Кармашек «Я — пассажир»

9. Кармашек «Загадки о дорожных знаках»

10. Кармашек «Дорожные знаки»

11. Кармашек «Кроссворд» (постоянно обновляется)

12. Кармашек «Стихи о дорожных знаках».

13. Кармашек «Угадай, знак»

14. Кармашек «Светофор»

15. Алгоритм «Транспорт»

16. Кармашек «Веселые вопросы» (викторины по ПДД, постоянно обновляются)

17. Кармашек «Виды транспорта»

18. Кармашек «Дорожный лабиринт»

19. Кармашек «Сложи картинки» (паззлы)

20. Кармашек «Раскраски по ПДД»

1-2. Кармашек «Расскажи о профессии водителя», «Расскажи о профессии полицейского».

Данный раздел находится на втором развороте внизу листа и представляет двойной кармашек, в котором лежат карточки — схемы для составления рассказа о профессии водителя, полицейского.

Цель: расширять о работе ГИБДД ; уточнять знания детей о работе её сотрудников; воспитывать уважение к труду взрослых; развивать речь детей.

3. Кармашек «Виды разметки»

Данный раздел находится на втором развороте справа листа и представляет кармашек-книжка.

Цель: дать детям представления о разных видах дорожной разметки.

4. Кармашек «Дорожные ситуации»

Данный раздел находится на втором развороте внизу листа и представляет кармашек, в котором лежат карточки с дорожными ситуациями.

Цель: развитие познавательного интереса при изучении правил безопасного поведения на дорогах; формировать у детей умение ориентироваться в проблемной ситуации на улице города, а также закреплять правила дорожного движения.

5. Кармашек «Круги Луллия» (подборка по возрастным группам)

Данный раздел находится на втором развороте вверху листа и представляет кармашек, в котором лежат круги Луллия.

Цель: Способствовать развитию аналитического мышления посредствам нахождения общего между похожими знаками и предметами.

6 -8.Данный раздел находится на правом развороте кабины папки и представляет собой 3 кармашка внутри гармошки с картинками — правила для водителя, пешехода, пассажира, обязательными для соблюдения всеми участниками дорожного движения.

Цель: воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.

6 «Я — водитель»

Цель: дать детям представление, когда они, участник дорожного движения становятся водителями.

7. «Я — пешеход»

Цель: уточнять и закреплять представления детей о правилах поведения на улицах и дорогах, важности соблюдения правил ДД.

8. «Я — пассажир»

Цель: уточнять и закреплять представления детей о правилах поведения в транспорте;

обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при передвижении в транспорте; научить необходимым мерам предосторожности.

9. Кармашек «Загадки о дорожных знаках»

Данный раздел находится в центре снизу листа и представляет собой карточки, на страницах которых написаны загадки.

Цель: Развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

Ход игры:

Эй, водитель, осторожно!

Ехать быстро невозможно.

Знают люди все на свете —

В этом месте ходят дети.

(Знак «Дети».)

Этой зебры на дороге

Я нисколько не боюсь.

Если все вокруг в порядке,

По полоскам в путь пущусь.

(Знак «Пешеходный переход».)

Я не мыл в дороге рук,

Поел фрукты, овощи.

Заболел и вижу пункт

Медицинской помощи.

(Знак «Пункт первой медицинской помощи».) и т. д.

Цель: формирование словарного запаса дошкольников, путем использования художественно- поэтических приемов и средств; развитие памяти и воображения.

10. Кармашек «Дорожные знаки»

Цель: учить детей различать дорожные знаки; привитие навыков безопасного поведения на дорогах; закреплять знания детей о правилах дорожного движения.

Варианты игры с дорожными знаками:

Дидактическая игра «Кто быстрее найдет свои знаки»

Цель: Развитие памяти, объяснительной речи.

Задание: Нужно разделить знаки по принадлежности на 3 группы:

1-предупреждающие знаки

2- запрещающие знаки

3- знаки сервиса

Ход игры:

Дети выбирают знаки своей группы и рассказывают, какие знаки они выбрали.

1-наши знаки запрещающие: «Стоянка запрещена», «Остановка запрещена», «Движение пешеходов запрещено», » Движение запрещено», » Въезд запрещен»

2—наши знаки предупреждающие: «Железнодорожный переезд», «Перекресток», «Дорожные работы», » Дети», » Искусственная неровность».

3—наши знаки предписывающие: «Пешеходный переход», «Жилая зона».

4—наши знаки сервиса: «Больница», «Телефон», «Заправочная станция», » Место стоянки», » Место отдыха», » Гостиница», » Автозаправочная станция», » Пункт питания», » Пункт первой помощи»

11. Кармашек «Кроссворд» (постоянно обновляется)

Данный раздел находится на левом развороте внизу и представляет вкладыш, на страницах которого подобран кроссворд по ПДД. Этот кармашек постоянно обновляется новыми кроссвордами.

Цель: развитие познавательного интереса при изучении правил безопасного поведения на дорогах.

12. Кармашек «Стихи о дорожных знаках».

Данный раздел находится на развороте наверху с правой стороны и представляет карточки, на страницах которых подобраны стихотворения о знаках ПДД.

Цель: учить детей различать дорожные знаки; развивать познавательный интерес; прививать навыки безопасного поведения на дорогах.

13. Кармашек «Угадай, знак»

Дидактическая игра «Угадай, какой знак»

Цель:

1. Закрепить названия и назначение дорожных знаков.

2. Уметь определять, какие знаки предназначены для водителей, а какие для пешеходов.

3. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний о дорожных знаках в повседневной жизни.

Ход игры:

Первый вариант.

Ведущий направляет стрелку на какой-либо знак, ребенок называет знак и объясняет его назначение. За правильный ответ дается фант.

Второй вариант.

Ведущий описывает знак, не называя его, отгадавший показывает ответ стрелкой.

14. Кармашек «Светофор»

Дидактическая игра «Собери светофор»

Цель: закреплять знания детей о сигналах светофора.

Материал: шаблон светофора, круги красного, желтого, зеленого цвета.

Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что светофор сломался, необходимо отремонтировать светофор (правильно собрать по цвету). Дети накладывают круги на готовый шаблон светофора.

Варианты игры с светофором:

Дидактическая игра «Светофор»

Задачи: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах, развивать внимание, зрительное восприятие; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

Материал: круги красного, желтого, зеленого цвета, светофор.

Ход игры: Ведущий, раздав детям кружки зеленого, желтого, красного цветов, последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый из них.

15. Алгоритм «Транспорт»

Данный раздел находиться в правом верхнем углу листа и представляет собой схему составления рассказа о транспорте.

Цель: расширение словаря, развитие грамматически правильной связной речи, активизировать процессы мышления, внимания детей.

16. Кармашек «Веселые вопросы» (викторины по ПДД, постоянно обновляются)

Данный раздел находиться в центре посередине листа и представляет вкладыш, на страницах которого подобраны веселые вопросы по ПДД (викторины). Этот кармашек постоянно обновляется новыми викторинами.

Цель: уточнить представления о транспорте и правилах дорожного движения; активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы детям. Кто из детей знает правильный ответ, поднимает руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.

17. Кармашек «Виды транспорта»

Данный раздел находиться в правом верхнем углу листа и представляет кармашек, в котором лежат карточки с изображением разных видов транспорта.

Цель: расширять представления детей о видах транспорта (воздушный, наземный, водный, подземный);развивать умение различать виды городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная помощь», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус).

18. Кармашек «Дорожный лабиринт»

Данный раздел находиться в правом нижнем углу листа и представляет кармашек, в котором лежат карточки дорожными лабиринтами.

Цель: воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни; обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице; научить необходимым мерам предосторожности.

19. Кармашек «Сложи картинки» (паззлы).

Данный раздел находиться на левом развороте внизу посередине и представляет кармашек, в котором лежат части разрезанной картинки.

Цель: Развитие сообразительности, зрительного внимания, Расширение словаря, развитие грамматически правильной связной речи.

Задание: правильно собрать разрезную картинку и «Составь рассказ по картинкам».

20. Кармашек «Раскраски по ПДД»

Данный раздел находиться на левом развороте внизу посередине и представляет кармашек, в котором лежат части разрезанной картинки.

Цель: Развитие сообразительности, зрительного внимания, Расширение словаря, развитие грамматически правильной связной речи.

Вопросы:

— Сколько колес у легкового автомобиля? (4)

— Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)

— Кто ходит по тротуару? (пешеход)

— Кто управляет автомобилем? (Водитель)

— Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)

— Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта)

— По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)

— Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП)

— Какой свет верхний на светофоре? (Красный)

— Сколько сигналов у светофора? (Три)

— На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)

— Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами?

(«Скорая помощь», пожарная и полицейская машины)

— Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл)

— Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке).

Рекомендации по использованию:

Дидактическое пособие «Детям знать – положено» по правилам дорожного движения рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения в индивидуально-коррекционной работе с детьми, детьми в самостоятельной и игровой деятельности.

Благодаря этой форме работы дети многое узнали о ПДД, знают и с удовольствием читают наизусть стихи о дорожных знаках, рассуждают о важности соблюдения правил ДД, придумывают загадки о ПДД, знают правила дорожного движения. Работа с лэпбуком позволила разнообразить работу и повысила познавательный интерес у детей.

Почему мы выбрали форму — лэпбук?

Лэпбук – новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности.

1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.

2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

3. Дети учатся самостоятельно собирать и организовывать информацию.

4. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками или фигурками по данной теме, а другим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку.

5. И создание лэпбука — это просто интересно и увлекательно!

Список используемой литературы

1. Данилова Т. И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД. — СПб, издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

2. Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.

3. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. — Волгоград: ИТД «Корифей».

4. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». — М., 2007.

5. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

6. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие — М. :Центр педагогического образования, 2007.

Источник: maam.ru