Памятка «Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания» подготовил учитель — логопед: Стрелкова Е. В

Екатерина Стрелкова
Памятка «Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания» подготовил учитель — логопед: Стрелкова Е. В

Рекомендуемые игры и упражнения для развития диафрагмального дыхания

Упражнение «Бегемотик». Ребенок ложится на спину, а на животик кладет любимую игрушку. Необходимо глубоко вдыхать и плавно выдыхать по схемам: А) Вход – нос, выдох – рот. Б) Вдох – нос, выдох – нос. В) Вдох – рот, выдох – нос. Г) Вдох – рот, выдох – рот. Детям будет интересно наблюдать, как их любимец поднимается и опускается на животике, будто качается на качелях.

Игра «Чей кубик поднимется выше?» Ребенок и взрослый лежат на ковре, на живот каждому кладется, например, легкий пластмассовый кубик. Ребенок делает глубокий вдох через нос и выдыхает через нос. Тоже самое делает взрослый. Предупредить ребенка, что плечи не поднимаем при вдохе их расслабим. При вдохе живот «надуваем», при выдохе «сдуваем». Смотрим, чей кубик поднимется выше. Играем 2-3 раза иначе можно вызвать головокружение.

Игра «Катись, карандаш!» Нужен карандаш с гладкой или ребристой поверхностью. Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Предложите ребенку подуть на карандаш, чтоб как можно дальше он укатился. Дуем до трех раз, затем делаем перерыв, иначе можно вызвать головокружение, затем игру продолжаем.

Упражнение «Снегопад». Вместе с ребенком вырезать 2-3 снежинки размером с ладошку. Предложите устроить снегопад, тем самым нужно подуть на первую снежинку, лежащую на ладони. Затем кладем вторую снежинку на ладонь. Играем от 3-5 раз, делая перерыв, иначе можно вызвать головокружение.

Игра «Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней — бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно выдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу». Играем меняя «промокшие» кораблики на «сухие».

Игра «Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики «снег» и выкладываются на столе. Ребенку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

Игра «Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного стола наклеиваем с одного края гофрированную бумагу или салфетку, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги (салфеткой). Ребенку предлагается дуть пока она не поднимется, и не станет видно картинку.

Игра «Кто дольше» — Играет ребенок и взрослый. Кто дольше на одном дыхании произнесет звук У или А, или О, или Ы, или И.

Игра «Фасолевые гонки» (играет взрослый и ребенок). Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов-«фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее доберется до финиша (можно использовать стол и горох)

«Посадка самолета». Сделать ребенку бумажный самолет. Ребенок произносит на одном выдохе звук – У, как можно дольше. В воздухе изображает полет самолета. Если ребенок набрал воздух (значит самолет упал вниз) и продолжает произносить звук, то упражнение начинается сначала. Особое внимание уделяется развитию длительного экономного выдоха. Задача ребенка посадить самолет плавно.

«Пузырьки» Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьков должно быть очень-очень много.

«Дудочка» Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.

«Фокус» Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

«Свеча» Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так (обязательно под

присмотром взрослого, чтобы не задуть её,

а лишь немного отклонить пламя.

Дуть нужно долго, потихоньку, аккуратно.

«Греем руки» Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

Дорогие родители, не забывайте хвалить своих детей! Они нуждаются в Вашей поддержке!

Играйте вместе! И тогда ваши труды

не заставят себя ждать!

Желаю успехов!

Источник: maam.ru