«Ознакомление дошкольников с техникой песочной живописи в изображении весенней природы»

Незборецкая Христина
«Ознакомление дошкольников с техникой песочной живописи в изображении весенней природы»

Занятие на тему:

«Ознакомление дошкольников с техникой песочной живописи в изображении весенней природы»

(Образовательная область «Художественное творчество»)

(Возраст: дети 6-7 лет)

«Картины Весны»

Цель: Создание образа весны через использование песочной живописи.

Задачи:

Обучающая: учить передавать выразительность весеннего пейзажа, используя технику рисования песком;

Развивающая: развивать творческое воображение, коммуникативные качества, эстетическое отношение к окружающему миру, тактильную чувствительность, моторику пальцев.

Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на образы весны (поэтический, музыкальный, художественный образ, взаимопомощь, дружелюбие, желание доводить начатое дело до конца.

Вид занятия: интегрированное (образовательные области «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация»)

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, эвристический.

Участники: дети старшей группы.

Количество участников: … человек

Демонстрационный материал:

слайды с изображением весны в картинах русских художников;

мешочек с песком.

Техническое оснащение:

проектор;

ноутбук;

световой стол для рисования песком;

фотоаппарат.

Раздаточный материал:

подносы белые;

миски с цветным песком;

влажные салфетки.

Ход занятия:

Структурные части Действия педагога Предполагаемые действия и ответы детей

I. Вводная часть. Ритуал начала занятия

1. Приветствие.

2. Эмоциональный настрой детей.

— Здравствуйте, ребята! Вы такие красивые, улыбчивые! Предлагаю вам встать в круг и поприветствовать друг друга:

«Возьмемся за руки, друзья!

Друг другу улыбнемся.

Мы пожелаем всем добра

И скажем: «Здравствуй, солнце!»

— Подарим друг другу улыбки и пожелаем всем доброго утра!

(Проходим на ковер) Встаем в центре группы в круг.

Вместе Доброе утро!

II.Основная часть.

1. Актуализация знаний. Связь ранее изученного материала с новым.

1 мин

2. Создание проблемной ситуации.

1 мин

3. Просмотр слайдов.

2 мин

Воздействие на все каналы восприятия: визуальный,аудиальный,кинестетический (с песком).

— А утро сегодня, действительно, доброе и необыкновенное.

Я шла в детский сад и любовалась его красотой. В какие одежды нарядились деревья! А как красиво переливаются капельки росы на листьях! Эта восхитительная картина напомнила мне одну известную загадку. А вам она знакома? Попробуйте отгадать!

Чтение загадки:

Дни погожие не редки,

Греются на солнце ветки.

И, как маленькие точки,

На ветвях набухли. (почки)

— Как вы думаете, о каком чуде идет речь? Кто все это нарисовал для нас с вами!

— Конечно, это Весна!

— А мы с вами можем нарисовать весну?

— Ребята, а как называются в изобразительном искусстве картины с изображением природы, когда художник рисует лес, деревья, горы, озера?

— Молодцы, ребята!

— Как вы думаете, чем можно нарисовать весенний пейзаж?

— А если бы не было карандашей, фломастеров и красок? Какими материалами мы бы могли изобразить весну?

— Какие вы сообразительные, и сколько способов изображения знаете! А теперь давайте посмотрим, как изображали весну русские художники. Как по-разному они ее видели! Приглашаю вас в виртуальную картинную галерею (идем с коврика на стульчики, где вы не только познакомитесь с картинами известных художников, но и услышите прекрасную музыку русского композитора Петра Ильича Чайковского, которая так и называется «Весна».

Показываю слайды картин по теме «весна», звучит музыка П. И. Чайковского «Весна», «Апрель»:

Картина, которую вы видите на экране, написал

1. Юона Константина Фёдоровича. «Мартовское солнце».

  Небо налито ярко-лазурным цветом, из-за этого полотно приобретает неимоверную яркость красок! Прозрачные снежно-белые тучки не спеша плывут за ребятнёй, как будто провожая маленьких всадников. В воздухе висит бодрый весенний дух, вся картина насквозь пронизана им. Хочется во всю грудь вдохнуть скрипучий морозный мартовский воздух! Скоро, очень скоро потекут ручьи с деревенских крыш, радостно защебечут птицы на все голоса, деревьях будут прорезаться первые почки и придёт настоящая, долгожданная весна!

2. Остроухов Илья Семёнович. «Первая зелень». Явные признаки ранней весны на картине – это островки темной земли, с которой, как будто бы только что сошел снег, в сочетании с яркой и сочной зеленью молодой травы, которая уже начала отвоевывать свое законное пространство.

3. Кудревич Владимир Николаевич. «Утро весны».

Берёзовая роща сверкает бликами утренней росы. Молодая листва, дышащая ощущением весенней свежести и чистоты, пронизана мягким солнечным светом. А вокруг — благоухающий ковёр из зелёной травы и цветов, среди которых угадываются нежно-голубые подснежники и ярко-жёлтые соцветия мать-и-мачехи. Небо выполнено в серых оттенках, а деревья на заднем плане окутаны лёгкой дымкой.

— Понравились вам зимние пейзажи? Может быть, кто-то из ребят увидел в картине что-то необыкновенное?

— А что услышали в музыке, помогла ли она нам ярче представить и почувствовать весну? (начинаю сама, дети продолжают). Я услышала пение птиц, почувствовала, как ласкает меня тёплое солнышко, … А вы?

Садимся в круг на коврик в центре группы.

Ответы детей: «Зима», «Мороз, снег»

Ответы детей: «Можем!».

ПЕЙЗАЖ

Ответы детей

Карандашами, красками, фломастерами.

Ответы детей: манкой,кусочками бумаги, ватой, нитками, солью…

Дети проходят на стульчики, садятся перед экраном.

Дети проговаривают свои ощущения от увиденного и услышанного.

4. Слушание стихотворения

1 мин

Опора на личный опыт детей.

1 мин — Ребята, что использовал художник для создания весеннего пейзажа?

— А композитор? (с помощью чего музыкант может изобразить зиму).

— А поэты и писатели что используют для описания весенних картин?

— Послушайте, как красиво описывает весну русский поэт Спиридон Дрожжин (закройте глаза и попробуйте представить то, о чем говорит автор):

Распустились почки, лес зашевелился,

Яркими лучами весь озолотился.

На его окраине из травы душистой

Выглянул на солнце ландыш серебристый.

И открылись кротко от весенней ласки

Милой незабудки голубые глазки.

— Представили картину? При помощи чего поэт смог нарисовать весенний пейзаж? Он не использовал ни краски, как художник, ни музыку, как композитор. Он использовал что-то другое… Что же помогло ему?

— Конечно, красивые слова, с их помощью можно передать красоту окружающего мира!

— Ребята, а какие бы вы использовали слова для описания весны? (на проекторе весенние картины) Ответы детей «краски»

…При помощи музыки

Дети задумываются, размышляют.

Ответы детей

«Слова»…

Солнечная,

тёплая,

ласковая,

красивая…

Итог:

0,5 мин — Мы с вами убедились, что весну можно изобразить разными способами: художественными материалами, словом, музыкальными звуками.

5. Сюрпризный момент

0, 5 мин — Предлагаю сегодня нарисовать весну с помощью необычного материала. Пройдем за мной (идем на коврик, где стоит мешок). Необычный материал находится внутри этого чудесного мешочка. А что это за материал, попробуйте догадаться (показываю мешочек с песком, дети догадываются что это) Предположения детей.

Исследовательская деятельность.

2 мин

Сюрпризный момент

1 мин

Формирование новых знаний

2 мин

1. — По внешнему виду нашего мешочка можно определить, что находится внутри?

2. – Может, мы услышим что-то интересное, если потрясем наш мешочек?

3. – А если на ощупь пальцами исследовать содержимое? (если дети догадались, можно спросить, что может это быть еще)

4. Ребята, а давайте заглянем в мешок, только не глазами, а руками!

— Какие вы смышленые, ребята! Настоящие исследователи! Верно, угадали, внутри находится песок.

— А как же рисовать песком? Тем более весну? Это возможно? А давайте попробуем!

— Помогут нам в таком необычном рисовании волшебный стол! Пойдемте за мной! подходим к световому столу, снимаем с него красивую ткань, лампу включаем нажатием кнопки на удлинителе, и появляется волшебный стол!

Высыпаем содержимое мешка на стол педагога, на подносах он уже есть (15 штук).

— Прежде чем рисовать песком, давайте познакомимся с ним (проходим по 2 человека за стол).

Здесь: знакомство со свойствами песка (неокрашенный песок).

— Давайте потрогаем песок руками, почувствуем какой он, теплый, холодный, возьмем его в ладошки, попробуем посыпать.

— Почувствуйте, какой песок сыпучий. Пропустите его сквозь пальцы, понаблюдайте как быстро и стремительно он убегает из рук. Есть секреты рисования песком.

— Песком можно засыпать всю поверхность:

1. Показываю, как песком засыпать поверхность стола.

— в пейзаже важна линия горизонта. Это можно сделать пальцем, ладонью.

2. Ребром ладони убираю часть песка – появляется линия горизонта.

3. Можно взять песок в кулачок и сделать линию- прямую, волнистую, насыпая песок на поверхность- так можно рисовать ствол дерева. Волнистыми линиями можно нарисовать крону дерева.

4. Попробуйте нарисовать Солнышко, весеннее дерево. Показать, как рисовать песком (крона, ветки).

Ответы детей.

Дети исследуют пальцами мешок с песком.

Дети, руками исследуют внутреннее содержание мешка.

Дети предполагают, как рисовать – пальцами, ладошкой, палочкой, насыпать песок в виде предметов, отпечатывать формы).

дети подходят к световым столам,наблюдают за тем, что я делаю, пытаются повторить.

Рассказывают о своих ощущениях

Знакомятся с песком.

Пробуют рисовать сами на световом столе.

9. Практическая деятельность детей (Работа с цветным песком)

(10-12 мин)

2 мин

Создание ситуации успеха

0,5мин

— Ребята, а теперь подойдем все к моему столу, нас ждет интересная работа (подходим к моему столу, в полукруг, где стоят подносы и миски с песком).

— Встаньте так, чтобы было всем видно и удобно.

— Каждый из вас сегодня попробует нарисовать весенний пейзаж песком, но не простым, а цветным!

— Вместо альбомного листа, у вас сегодня пластиковый белый поднос.

— Чтобы выполнить красивый пейзаж в песочной технике, нужно внимательно посмотреть, что я сейчас буду делать. Напомнить детям, что пейзаж – это изображение ПРИРОДЫ: солнце небо, снег, деревья, облака.

Последовательность:

1. Определяем линию горизонта (тонкой полоской сыпем на поднос песок).

2. Нижнюю часть рабочей поверхности засыпаем зелёным песком (земля).

3. Верхнюю часть засыпаем цветом неба (голубой).

4. Весной бывает солнечно, но может быть и облачно. Рисуем либо солнце, либо облака поверх голубого фона.

5. Весенние деревья (показываю, как нарисовать дерево. То, которое ближе к нам, коричневым песком рисуем ствол, крону – зелёным, ветки внутри — коричневые.

Задний план засыпаем …. Птицы коричневыми делаем.

— А вот сейчас, ребята, подойдите к своему столу. Попробуйте представить, как будет выглядеть ваша весенняя картина, можно закрыть глаза, чтобы лучше представить, а красивая мелодия вам в этом поможет (звучит музыка).

— Кто придумал сюжет, начинает смело творить! Я верю, что у вас все получится! Рисовать песком просто и приятно! Если даже что-то не получается, всё поправимо. Здесь не понадобится ластик. Цветной песок поможет нам в наших картинах передать все весенние краски.

(Индивидуальное сопровождение каждого ребенка) Дети проходят к своим рабочим столам, на которых подносы и миски с цветным песком.

Дети рисуют картины.

III. Заключительная часть.

1. Организация выставки

3 мин

Подведение итогов

занятия

Рефлексия.

2 мин

Итого: 30 мин — Какие красивые картины у вас получились! Вот она настоящая весна-красавица!

— Наши сегодняшние картины отличаются от тех, которые вы рисуете красками, карандашами?

— Чем же они отличаются от них?

— А возможно сохранить такую картину, повесить в раму на стену, на выставку? Почему?

— Как же нам сохранить такую красоту? Ведь песочные картины такие хрупкие, зыбкие, их легко разрушить…

— Вы предложили мне свои варианты, а можно я предложу свой? Сфотографировать! Фотографируем детские работы, выводим на монитор.

— Ребята, у меня для вас сюрприз, давайте устроим выставку песочных картин, авторами которых являетесь вы сами. Выставка будет электронной.

-Рефлексия:

— Прежде чем смотреть картины, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

— Может быть, узнали сегодня что-то новое? Или научились чему-то? А в жизни эти новые знания могут вам пригодиться? (создавать красивые картины, учить этому других ребят).

Наша выставка готова, я приглашаю вас на выставку.

Делаем электронный просмотр.

Просмотр всех картин с детьми, отмечаем интересные особенности. Похвалить обязательно каждого ребенка!

— Посмотрите, ребята, теперь эта красота навсегда останется с нами, а при желании можно будет распечатать изображения на цветном принтере и оформить в раму.

— Давайте поблагодарим друг друга за интересное занятие, скажем «Спасибо» и попрощаемся. Всем спасибо!

Ответы детей: отличаются, они нарисованы песком.

Нет…хрупкие…

Предположения детей: хранить и беречь ее в таком же виде, но очень сложно. Если не догадываются, говорю сама, что можно сфотографировать.

Ответы детей: играли с песком, рисовали, слушали, знакомились, подготовили выставку).

Дети: «Спасибо за занятие, до свидания!»

Источник: maam.ru