Отчёт о кружковой деятельности «Мастерилка»

Елена Зайцева
Отчёт о кружковой деятельности «Мастерилка»

Реализация современных образовательных технологий и вариативных программ в образовательном процессе ДОО

Отчёт кружковой деятельности «Мастерилка»

Воспитатель : Зайцева Елена Михайловна

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладываются основы здорового образа жизни. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет. Но именно в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании шестилетних детей на готовность к школе. О проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается большой нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики, поэтому для решения этой задачи у воспитанников своей группы мною велся кружок «Мастерилка», который способствует развитию мелкой моторики пальцев, кистей рук, улучшению координации и точности движений руки и глаза, всех тех навыков, которые необходимы ребенку при обучении в школе.

Занятия кружка включали в себя разнообразные игровые упражнения, в которы входили пальчиковые игры которые сопровождались чтением стихов и потешек; отработка графических навыков — это рисование линий, фигурных дорожек, рисование по контуру, штриховка с различным направлением движения руки, раскрашивание, обводка по трафаретам

Занятие начиналось с пальчиковой игры, тем самым создавалось эмоциональное настроение, благодаря которому дети увлекались игрой и с интересом выполняли движения, что обеспечивало хорошую тренировку пальцев, подготавливая их для работы в тетради. Вот примеры нескольких игр, которые нравились моим ребятам. «Паучек «, «Гости», «Замок», «Капуста» и т. д. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.

Многие пальчиковые игры требуют участия обеих рук, например такие «Мы писали, мы писали наши пальчики устали», «Пальчик-мальчик», «Паучек «, это дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Пальчиковые игры и упражнения также проводились в перерывах между занятиями, как физминутку, во время игр в помещении или на прогулке.

Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных

представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему миру.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление различных полезных предметов для сада и дома.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в средней группе – 20 минут, в старшей группе – 25 минут, в подготовительной к школе группе – 30 минут.

Интегрированность давала возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа.

Планируя занятия, я выбирала для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая оснащенность, возрастные особенности детей.

Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включали в себя следующие виды деятельности:

1. Изложение учебного материала.

Программа включала в себя широкое использование иллюстрированного материала, работу по сравнительному анализу произведений различных видов искусства (живопись, музыка, поэзия); использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений.

В процессе обучения дети познакомились с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. В их числе: листовые материалы (бумага, картон, фантики, конфетти, фольга, калька, текстиль (ткани, нитки, губка, дерево, проволока, пуговицы, природные материалы (шишки, сучки, ветки, мох, краски (гуашь, акварель, кисти разной формы и толщины, тушь, карандаши, фломастеры, клей, палитра, ножницы, пластилин.

Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решали совместно с педагогом и коллективно, способствовали решению учебных задач и заданий.

2. Практическая работа детей.

В процессе выполнения коллективных работ осуществлялось нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатывались следующие умения :

работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

договариваться о совместной работе, ее содержании;

планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;

радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

3. Обсуждение.

Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогало ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

По окончании программы обучения воспитанники научились :

правилам пользования инструментами и приспособлениями для ручного труда; приемы выполнения деталей;

правилам работы с ножницами и клеем;

Узнали основные характеристики материалов и их применение.

Познакомились и научились соблюдать технику безопасности;

выполнять основные приемы при работе с разнообразным материалом;

составлять рисунок по эскизу;

доводить работу до конца

Я понимала, что задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». Поэтому в мою задачу входило, не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Я как педагог помнила об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающий в себя как равнозначный интеллектуальный так и моторный компоненты.

Результатом реализации данной кружковой программы являются выставки детских работ на базе детского сада. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для родителей ; оформление зала для проведения праздничных утренников.

В целом, подводя итоги проделанной работы, следует отметить, что система развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством художественного труда, является исключительной возможностью развивающих, творческих занятий ручным трудом в педагогической работе с дошкольниками, позволяет развивать способности воспитанников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявлять отступления от образца, проявляя индивидуальность, художество, развивать детскую фантазию, воображение, особое видение мира, высказывать свою точку зрения на окружающую действительность.

На начало этапа работы кружка уровень развития творческих способностей дошкольников в группе составил 56 %.

По окончании работы кружка ручного труда-86%

Источник: maam.ru