Организация свободной игры

Лариса Гиязова
Организация свободной игры

Районное методическое объединение

«ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОЙ ИГРЫ»

Л. А. Гиязова, воспитатель

I квалификационной категории

МДОУ «Детский сад № 1 р. п. Татищево Татищевского муниципального района Саратовской области»

2019 год.

Слайд 1

«ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОЙ ИГРЫ»

Слайд 2

Трейси Джилет:

Нашим детям предстоит всю жизнь быть взрослыми и разбираться с трудностями, которые встретятся на их пути. Но у них есть всего лишь короткий, мимолетный промежуток, когда они могут быть детьми. Озорными, жизнерадостными детьми».

И мы не должны их этого лишать!

Игра — основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми.

Свободная игра — это игра в собственном смысле этого слова. Каждый здоровый ребёнок, без всяких лишних побуждений со стороны взрослых, играет — либо один, либо включается в игру группы. Свободная игра для ребёнка является столь же необходимой деятельностью, как любая работа — для взрослого. Суть игры — в свободе. Это значит, что ребёнок сам, без взрослого, вносит в свою игру всё, что видит в окружающем его мире.

Слайд 3

Игра в содержании ФГОС ДО

В Стандарте дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях. Персональные психоэмоциональные особенности малыша, его возраст, способности и наклонности определят содержательный контекст игрового процесса.

Один из основных принципов Стандарта:

– реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. (п. 1.2. (4)

Слайд 4

Игра в содержании ФГОС ДО. РЕЗУЛЬТАТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

п. 4.6 ФГОС ДО)

• ИНИЦИАТИВНОСТЬ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

• РЕБЕНОК ОБЛАДАЕТ РАЗВИТЫМ ВООБРАЖЕНИЕМ, КОТОРОЕ РЕАЛИЗУЕТСЯ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, И ПРЕЖДЕ ВСЕГО В ИГРЕ

• ВЛАДЕНИЕ РАЗНЫМИ ВИДАМИ ИГРЫ

• СПОСОБНОСТЬ ВЫБИРАТЬ РОД ЗАНЯТИЙ, ПАРТНЕРОВ

• СПОСОБНОСТЬ К ПОРОЖДЕНИЮ И ВОПЛОЩЕНИЮ РАЗНООБРАЗНЫХ ЗАМЫСЛОВ.

• УВЕРЕННОСТЬ В СВОИХ СИЛАХ, ОТКРЫТОСТЬ ВНЕШНЕМУ МИРУ

• СПОСОБЕН ДОГОВАРИВАТЬСЯ, УЧИТЫВАТЬ ИНТЕРЕСЫ И ЧУВСТВА ДРУГИХ

Слайд 5

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ИГРЫ,

КОТОРАЯ СТИМУЛИРУЕТ ИНИЦИАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ

• ДЛЯ РАЗВОРАЧИВАНИЯ ИГРЫ НУЖНО ВРЕМЯ (НЕ МЕНЕЕ 60-90 МИН ПОДРЯД).

• ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ ДОЛЖЕН БЫТЬ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫМ.

• ВОЗМОЖНОСТЬ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОСТРАНСТВА

• ИГРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА. ПОЗИЦИИ ВЗРОСЛОГО В ИГРЕ МОГУТ БЫТЬ РАЗНЫМИ (ПОМОЩНИК, АКТИВНЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ, ПАРТНЁР).

• ВОСПИТАТЕЛЮ (И РОДИТЕЛЯМ) НЕОБХОДИМО ПРЕДОСТАВЛЯТЬ ДЕТЯМ ВПЕЧАТЛЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ СОБЫТИЙ.

• МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ДРУГИХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ИГРЫ.

• БАЛАНС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ОТДЕЛЬНОСТИ.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К КАКОЙ-ЛИБО ГРУППЕ.

Слайд 6

ИГРАТЬ,

НЕЛЬЗЯ НЕ ИГРАТЬ

ИГРАТЬ НЕЛЬЗЯ,

НЕ ИГРАТЬ

Слайд 7

Причины исчезновения игры

Окружение, в котором живет ребенок, не дает импульсов для игры.

• Увлечением ранним развитием

• Детские группы (в школе, детском саду, в кружках) состоят преимущественно из детей одного возраста

• Рост индустрии развлечений

• Исчезновение дворовой культуры (в больших городах).

Соответственно, меньше возможностей для спонтанных детских объединений, меньше свободного времени у детей, рано формируется привычка к тому, что тебя развлекают…

Слайд 8

Почему играть?

• Игра позволяет узнать себя, поставить себе задачи «на вырост». По Выготскому – быть в зоне ближайшего развития

• Когда интересно и важно, но не знаешь, как, – это повод поиграть.

• Когда кажется, что известно все – это повод для игры: проверить, а если так, то что…

• Когда хочется рискнуть, но не уверен, что риск оправдан – это переход к игре.

• Одно из частых открытий в игре – обретение уверенности в том, что Я МОГУ!

• Примерка различных ролей и точек зрения и через это освоение разных образов мышления и стратегий.

Это все относится и к игре вообще, и к игре детской в частности.

Слайд 9

Классификация по Е. Е. Кравцовой

• 2,5-4 года режиссерская игра;

• 4-5 лет образная (образная ролевая) игра;

• 5-6 лет сюжетно-ролевая игра;

• 6-7 лет игры по правилам;

• с 7 лет режиссерская игра нового уровня

Слайд 10

Режиссерская игра

Режиссёрская игра наименее изученный феномен, она обладает исключительно индивидуальным характером, когда малыш, выступая в роли режиссёра и сценариста одновременно, придумывает слова для героев и сам же исполняет их роли, являясь автором и актёром в одном лице. Часто можно наблюдать как ребёнок, всецело поглощённый строительством дома или игрой с любимой куклой, разыгрывает сценки между вымышленными персонажами и, проговаривая их слова, как будто не замечает окружающих.

Слайд 13

Образная игра

Образная игра появляется с трёх лет и предваряет более сложную сюжетно-ролевую. Особенностью этой игры является то, что ребёнок играет один, игровые действия сосредотачивает на игрушке, но одухотворённо отображает мир человеческих отношений, эмоции радости или разочарования, реплики спора или одобрения, поведение послушания или бунта. Таким образом, малыш не берёт на себя роль в полном объёме, но в игровых действиях по отношению к игрушке воспроизводит модель поведения, свойственную конкретному человеку. В возрасте четырёх-пяти лет в игре по-прежнему главными персонажами остаются игрушки, но появляется более яркое эмоциональное воплощение в жестах и мимике, динамических позах самого ребёнка или предмета. Большое значение начинают приобретать так называемые игровые атрибуты, например, машина для водителя, указка для учителя, медицинский халат врача, фуражка военного и т. д.

Слайд 16

Сюжетно-ролевая игра

Особенностью сюжетно -ролевой игры заключается в том, что сюжет развивается вызовом и поиском ответа на него. Когда ребёнок начинает создавать трудность (вызов) в игре и ищет возможности её разрешения, то он учится принимать решения по преодолению наличной ситуации, что и является становлением инициативности.

Слайд 19

Игра с правилами

Игра с правилом, так же как и сюжетная, является неотъемлемой частью детской жизни. Это традиционный вид игры — многие подобные игры передаются из поколения в поколение. При этом, несмотря на огромное разнообразие игр с правилом, их отличает единство структуры, сохранение базовых элементов. Игра с правилом является важнейшим средством развития личности ребенка. Но чтобы способствовать общему личностному развитию дошкольников, она должна стать самостоятельной деятельностью дошкольников. Самостоятельность и инициативность детей являются отличительными признаками всякой игры, отделяющими ее от учебных занятий. Для того чтобы игра с правилом стала самостоятельной деятельностью дошкольников, они должны освоить ее специфические характеристики.

Слайд 22-23

Только самодеятельные игры представляют собой ведущую деятельность и имеют решающее значение для детского развития. Как видно из таблицы, они не ограничены рамками сюжетно-ролевой игры, а представлены целым рядом подвидов, что подтверждает положение о том, что не только сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью.

Однако такие игры не возникают сами собой, «на пустом месте». Для их появления и успешного развития игровой опыт ребёнка обязательно должен включать игры двух других классов.

Слайд 24

Что такое инициатива в игре?

• Инициатива в игре — ею обладает тот, кому принадлежат цели, способы и средства реализации данной игры

Инициатор игры — тот, кто начал (предложил) игру. Он не определяет вид игры

Слайд 25

Игра в образовательной программе дошкольного образования

• Непрерывная непосредственно образовательная деятельность – организация дидактических игр в соответствии с содержанием образовательной работы по образовательным областям

• Образовательная деятельность в режиме дня – организация досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, организация совместных с педагогом сюжетных игр.

• Свободная деятельность – педагогическая поддержка самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований, а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных.

Смирнова Е. О. в Электронном журнале «Игра в современном дошкольном образовании // «Психологическая наука и образование». 2013. № 3.

Слайд 26

«Для реализации образовательной программы, построенной на игре, дети должны уметь играть. Для того чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определенный уровень развития, соответствующий возрасту»

Слайд 27

Говоря об игре нельзя не сказать о развивающей предметно-пространственной среды, которая обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, и должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Модульные игровые зоны в группах целесообразно устраивать таким образом, чтобы в них была возможность творческого приспособления пространства к задачам игры, разворачиваемой ребенком (или несколькими детьми) в данный момент. Педагог должен обеспечить свободу действий в условиях групповой комнаты, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования. Управление игрой при помощи игрового материала может оказать существенное влияние на развитие в игре детей. Благодаря идущей в настоящее время реформе дошкольного образования, в детских садах исчезает такое явление как нехватка свободного времени на игру. Но остались еще некоторые проблемы, одна из которых — организация предметно-игровой среды. Как показывает изучение практики, многие педагоги считают, что главным в группе детского сада является создание так называемой «визуальной красоты и наполняемости». При таком подходе к организации среды группы полностью нивелируется ее содержательная сторона и такой принцип как обеспечение развивающего влияния среды на ребенка-дошкольника. Размещение материалов должно быть функциональным, а не витринным: ребенку должно быть удобно их взять, перенести с места на место. Статичная, витринная «красота» интерьера с расставленными на полках шкафов игрушками и пособиями, зачастую недоступными детям, должно уступить место «красоте» функциональной.

И вот мы с вами пришли к выводу что, игра способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. И доказали, что все таки ИГРАТЬ, НЕЛЬЗЯ НЕ ИГРАТЬ

В заключении хочется дать всем педагогическим работникам рекомендации, которым желательно следовать в своей практике:

— следуйте главному девизу в жизни ребенка: играть с утра и до вечера везде, где позволяет обстановка, невзирая на обстоятельства окружающей жизни, которая запружена компьютерной завесой реальной действительности.

— А поначалу, подобны маякам, зовите детей в свои игры, а впоследствии сами становитесь участниками этих игр.

— Побуждайте детей в ежедневной игровой и учебной деятельности самим придумывать сюжеты и правила к своим играм.

Мастерство педагога красноречивее всего проявляется в его умении организовать самостоятельную деятельность своих воспитанников. Воспитателю необходимо умело направить каждого малыша на занимательную, но в то же время полезную игру, при этом важно опираться на инициативность, развивать любознательность ребёнка. И помнить, что «Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Источник: maam.ru