Организация физического воспитания детей в соответствии с требованиями СанПиН ДОО

Светлана Бойко
Организация физического воспитания детей в соответствии с требованиями СанПиН ДОО

Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных образовательных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и гармоничного развития личности ребенка

Задача дошкольного воспитания: создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.

Цель физического воспитания в детском саду – подготовка ребенка к жизни, труду, овладения определенным запасом двигательных навыков и умений в момент поступления в школу, которые помогут более успешно усвоить школьную программу на последующих этапах обучения, проявления интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и всей культурно-спортивной деятельности. Образовательная деятельность по физкультуре – это основная форма организации физического воспитания в детском саду.

В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья.

Физическому развитию детей в России уделяется большое внимание. И это закреплено законодательно. Так, например, Федеральный закон об образовании в РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ, вступивший в силу 1.09.2013 г.

Ст. 41 Охрана здоровья обучающихся:

П. 1.3 Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул.

П. 1.5 Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культуры и спортом.

Кроме того требования к физическому развитию детей регулируются в СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26

XII. Требования к организации физического воспитания

12.1. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.

12.2. Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года.

Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие.

В объеме двигательной активности воспитанников 5-7 лет следует предусмотреть в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности 6-8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы дошкольных образовательных организаций.

Для реализации двигательной деятельности детей используются оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка.

12.3. Физическое развитие детей первого года жизни организуют в форме индивидуальных занятий, включающих комплексы массажа и гимнастики по назначению врача.

12.4. С детьми второго и третьего года жизни занятия по физическому развитию основной образовательной программы осуществляют по подгруппам 2-3 раза в неделю. С детьми второго года жизни занятия по физическому развитию основной образовательной программы проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни — в групповом помещении или в физкультурном зале.

12.5. Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:

— в младшей группе — 15 мин.,

— в средней группе — 20 мин.,

— в старшей группе — 25 мин.,

— в подготовительной группе — 30 мин.

Один раз в неделю для детей 5-7 лет следует круглогодично организовывать занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе.

12.6. Закаливание детей включает комплекс мероприятий: широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры.

Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы дошкольной образовательной организации. При организации закаливания должны быть реализованы основные гигиенические принципы — постепенность систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей ребенка.

12.10. Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений.

Работа по физическому развитию проводится с учетом здоровья детей при постоянном контроле со стороны медицинских работников.

Большое внимание этому вопросу уделяется Федеральным государственным образовательным стандартом, который вступил в силу с приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155

Физическое развитие по ФГОС ДО включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

Двигательной, направленных на развитие координации и гибкости

Формирование опорно-двигательной системы

Развитие равновесия, крупной и мелкой моторики рук,

Выполнение основных движение (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты)

Формирование представлений о некоторых видах спорта,

Овладение подвижными играми с правилами

Становление ценностей здорового образа жизни.

Основные требования выше перечисленных нормативных документов, касательно физического развития детей, были учтены при разработке проекта программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Одной из основных задач программы, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, потребности в двигательной активности.

В программе «От рождения до школы» следует отметить, что физическое развитие охватывает все возрастные периоды: младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст.

В содержание психолого-педагогической работы с детьми до 2 лет выделяют следующие задачи по физическому развитию:

Развивать движения детей

Развивать действия с предметами

Формировать устойчивое положительное отношение к подвижным играм.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми от 2 до 7 лет выделяет такие целевые ориентиры, как:

Формировать начальные представления о здоровом образе жизни

Формировать правильную осанку

Совершенствовать двигательные умения и навыки

Развивать активность и самостоятельность в подвижных играх

Такая структура позволяет видеть временную перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибче подходить к выбору программного содержания образовательной организации.

Также в проекте программы уделено внимание физкультурно-оздоровительной работе.

В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей. Следует осуществлять комплекс закаливающих процедур. В помещение следует обеспечивать оптимальный температурный режим. Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим. В процессе образовательной деятельности проводить физкультминутки. (Режим двигательной активности)

Организация предметно-пространственной среды также имеет немаловажное значение для физического развития в ДОО.

Рассмотрев ФГОС ДО и программу можно сделать следующие выводы:

Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм.

В ходе подвижных игр дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование.

Игровая площадка должна представлять условия для развития крупной и мелкой моторики.

Игровое пространство должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).

Физическая культура – не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент, и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.

Взаимодействие инструктора ФК и воспитателя

в процессе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Перечисленные формы двигательной деятельности направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Решение данных задач осуществляется как в рамках физкультурно-оздоровительной работы, так и непосредственно в ходе образовательной деятельности и в режимных моментах.

Для того чтобы физкультурная деятельность прошла эффективно необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя. И воспитатель не просто присутствует на мероприятии, но должен проявлять интерес к происходящему.

Воспитатели объясняют это тем, что если в ДОУ есть инструктор по физической культуре, то именно он и отвечает за физическое развитие дошкольников и организацию соответствующих занятий или досугов.

Конечно, организует и проводит мероприятие специалист.

А задача воспитателя – помогать инструктору по физической культуре, осуществлять страховку дошкольников, следить за качеством выполнения упражнений и дисциплиной, а также проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми.

К педагогу предъявляются те же требования, что и к дошкольникам: обязательное наличие физкультурной формы и соответствующей обуви.

Это позволит воспитателю быть свободным в движениях, благодаря чему он сможет включиться в образовательную деятельность по физическому развитию.

Например, в ходе вводной части занятия физической культурой воспитатель может вместе с детьми под руководством специалиста выполнить запланированные виды ходьбы и бега.

В основной части Функция воспитателя оказание индивидуальной помощи ребенку, который в ней нуждается. Педагог может помочь ему принять правильное исходное положение или исправить неверно выполненное движение.

Если дети выполняют общеразвивающие упражнения в колоннах, то инструктор по физической культуре контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а воспитатель — в задних. Также воспитатель может помочь специалисту расставить необходимый спортивный инвентарь и убрать его после выполнения детьми упражнений. Как известно, существуют разные способы организации детей во время проведения занятий физической культурой: фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой тренировки.

При использовании каждого из них функции педагогов также могут быть распределены.

При фронтальном способе одинаковые для всех упражнения выполняются сразу всеми детьми. И специалист, и воспитатель следят за правильностью выполнения упражнений и осанкой дошкольников.

При групповом способе организации дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание. При этом инструктор по физической культуре занимается с одной группой, а воспитатель с другой.

Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений каждым занимающимся самостоятельно. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого ребенка на качество движения. Задача специалиста и воспитателя — помочь ему увидеть недостатки, а при необходимости прийти на помощь в нужный момент.

При организации круговой тренировки на занятиях физической культурой воспитатель и инструктор по физической культуре делят «станции» между собой, следят за качеством и обеспечивают безопасность выполнения упражнений, осуществляют при необходимости страховку.

Во время проведения подвижных игр воспитатель, как и инструктор по физической культуре, должен знать игру, заранее усвоить ее правила и выучить с детьми слова, если они предусмотрены. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности.

В заключительной части занятия физической культурой при подведении специалистом итогов воспитатель также может выразить свое мнение о том, как прошло мероприятие, кто из детей справился с заданием, что им не удалось.

После совместного проведения занятия физической культурой деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и прогулок). Следуя рекомендациям инструктора по физической культуре, воспитатель организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в усвоении программного материала, активизирует малоподвижных и ослабленных дошкольников.

В свою очередь инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателям по различным вопросам физического развития дошкольников: подбирать упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток, бодрящей гимнастики, организовывать игры на прогулке, а также самостоятельную двигательную деятельность воспитанников в группе и на прогулке; оформлять рекомендации для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье.

При организации физкультурных досугов, праздников, дней здоровья и других массовых мероприятий воспитатель – незаменимый помощник инструктора по физической культуре.

Такой подход к организации физкультурных досугов и праздников предоставляет дошкольникам возможность проявить активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно влияет на развитие их способностей и личностных качеств.

Таким образом, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОО напрямую зависит от степени взаимодействия и взаимопонимания как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива.

Основная цель физического воспитания в ДОО – привить детям и их родителям главную ценность – здоровый образ жизни, тем самым выполняя задачи ФГОС и обеспечить поддержку программы президента РФ Путина В. В. «Здоровье нации». Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит рассчитывать на положительные результаты профессиональной деятельности.

Литература

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

2. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.

4. Периодическое издание журнал «Старший воспитатель» Апрель 2012 года

5. Кожухова Н. Н. ,Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. «Воспитатель по физической культуре в детском саду» — М. : Изд. центр «Академия», 2002 год

Источник: maam.ru