Опыт работы по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в младшей группе»

Ольга Маресева
Опыт работы по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в младшей группе»

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования также стало сбережение и укрепление здоровья дошкольников, выбор образовательных технологий, соответствующих возраста, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье детей.

В Законе об образовании в 41 статье говорится о пропаганде и обучению навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; об организации и создании условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

В Приказе Министерства образования России от 28 декабря 2010 г. N 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» прописаны требования и необходимые условия, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников, использование в образовательном процессе здоровьесберегающих приемов, методов, форм, технологий.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования важнейшей задачей, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия)».

По мнению А. В. Ахаева здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей.

Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Поэтому цель моей работы — сохранение и укрепление здоровья детей 3-4 лет через использование здоровьесберегающих технологий с учетом индивидуальных особенностей.

Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:

1. Формирование представлений детей, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья.

2. Формирование привычки к ЗОЖ, т. е. желания вести ЗОЖ и быть здоровыми.

3. Развитие интереса к физическим упражнениям.

4. Создание здоровьесберегающей среды в группе

В группе создана здоровьесберегающая среда. В уголках расположены пособия, способствующие сохранению здоровья и укреплению органов и систем организма. В среде прослеживаются элементы здоровьесберегающих технологий: пальчиковой, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз и др. Например, в музыкально-театральном уголке расположен лепбук на развитие мелкой моторики рук, в уголке познавательно-речевого развития – пособия на развитие правильного дыхания и мелкой моторики рук. В сюжетно-ролевом уголке ребята знакомятся с вредными и полезными продуктами. В строительно-конструктивном уголке расположены конструкторы на развитие мелкой моторики. В уголке уединения – пособия на поддержания психологического здоровья детей. Уголок природы включает в себя макеты по всем сезонам и приклады для формирования интереса к здоровому образу жизни. Спортивно-оздоровительный уголок содержит атрибуты, направленные на сохранение и укрепление здоровья, игры на формирование интереса к здоровому образу жизни.

Формирование представлений детей о здоровом образе жизни происходит на занятиях, где обращаю внимание на пользу и вред продуктов, что нужно использовать в пищу только мытые овощи и фрукты, есть чистыми руками, одеваться по погоде. Особое внимание уделяю правилам безопасного поведения на улице и в помещениях.

Представления детей закрепляю в дидактических играх, такие как, «Пирамида здоровья», «Азбука здоровья», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Куб здоровья» и др. Создаю игровые ситуации «Оденем куклу на прогулку», «Полезное чаепитие», где параллельно правильному питанию закрепляем правила безопасного поведения (горячий чай, спички и т. д.). Например, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья.

Одним из видов здоровьесберегающих технологий является пальчиковая гимнастика, которая применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму, но и для решения проблем с речевым развитием у детей).

Пальчиковые упражнения провожу в форме инсценировки на лепбуке, использую макеты с прикладами в соответствии с сезоном. Большим помощником является «Куб здоровья», представленный на выставке. Создавая игровую ситуацию, ребята украшают елочку, развязывают и завязывают шнурки, одевают куклу по погоде и т. д.

Дыхательная гимнастика представляет собой систему дыхательных упражнений по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

улучшить работу внутренних органов;

активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;

осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;

повысить защитные механизмы организма;

Провожу ее в хорошо проветренной группе и до приема пищи каждый день и длительностью 3-6 минут.

Для дыхательных упражнений создаю игровые ситуации «Сдуй снежинку», используя варежки и перчатки, «Метель», «Два капитана» и др. Дыхательные упражнения использую в театрализованной деятельности, когда ребята разыгрывая сюжет, создают природные явления (метель, снегопад, листопад и т. д)

Следующий вид здоровьесберегающих технологий — коррегирующая гимнастика. Представляет собой систему спец. физ. упражнений, применяемых в основном для устранения нарушений осанки и искривлений позвоночника. Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечно-сосудистую систему, дыхательную и нервную системы, дает заряд бодрости.

В своей работе использую упражнения для профилактики плоскостопия (ходьба по массажным дорожкам, гимнастика для стоп с помощью нетрадиционного физкультурного оборудования). Малыши очень любят играть массажными мячиками, массажерами, которые представлены на выставке.

Формирование представлений детей о здоровом образе жизни невозможно без участия семей воспитанников. Поэтому наши родители активно участвуют в обогащении развивающей среды (массажеры, перчатки для самомассажа, массажные коврики, лепбук, в проектной деятельности.

Источник: maam.ru