ООД по теме «В гостях у дымковских игрушек» в старшей группе

анастасия аверкиева
ООД по теме «В гостях у дымковских игрушек» в старшей группе

ООД по теме «В гостях у дымковских игрушек»

Цель: воспитание трудолюбия через формирование технологических и изобразительных умений, овладение способами и приемами лепки по заданной теме.

Задачи:

Образовательные:

Расширять представление о народной игрушке. Закрепить знание характерных особенностей дымковской росписи. Закрепить представления о процессе создания игрушек. Развивать желание лепить игрушку своими руками.

Развивающие:

Показать особенности конструктивного способа лепки дымковской игрушки. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, равномерно и красиво устанавливать фигурку на подставке. Учить соединять части фигурки. Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки. Формировать умение работать с глиной. Вызывать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в лепке, дополнять создаваемый образ интересными деталями. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства.

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, творческую активность.

Материалы и атрибуты: дымковские игрушки; силуэты дымковских игрушек из картона, бумажные фигуры: круги, кольца, точки, полоски и т. д. ; таблицы с изображением элементов дымковской росписи. Панно «Зима»; технологические карты по лепке.

Техническое обеспечение: музыкальный центр, диски с записью русских народных песен: «Ой, мороз, мороз «, «Барыня».

Для каждого ребенка: нарукавники, глина, стека, вода, станок для лепки, салфетки (бумажные, влажные).

Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи; просмотр детских презентаций о народных промыслах, посещение выставок народной игрушки, декоративно–прикладного искусства. Организация выставки детских рисунков, поделок. Рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов. Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах. Разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках.

Оформление помещения:

В изостудии (или музыкальном зале) – декорация с изображением домиков на фоне пейзажа. Из труб идет дымок. Декорация закрыта занавесом.

На полу лежит ковер. У ковра – столик для настольного представления.

Музыкальное сопровождение обеспечивается с помощью фонограммы.

Ход ООД

1. Организационно-мотивационный этап.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня по дороге в детский сад увидела я сороку.

Сюрпризный момент:

Сорока–белобока по лесу летала,

По веткам скакала,

Детский сад искала.

Принесла в клюве письмо. (Показывает детям письмо.)

От кого оно? (Открывает конверт и читает)

«Здравствуйте, ребятки, –

Настенки и Ванятки,

Тани, Сани, Пети и другие дети.

Если любите играть,

Сочинять и рисовать,

Приезжайте в гости!

Милости просим!

Подпись: Игрушки из села Дымково».

Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в гости к дымковским игрушкам?

– Так давайте полетим. На чем летают в сказках? (дети предлагают варианты ответов.)

Воспитатель: Предлагаю воспользоваться ковром–самолетом. На нем мы все сможем уместиться (приглашает детей сесть на ковер).

– Все готовы? Ковер взлетает:

Раз–два–три–четыре–пять,

Начал наш ковер взлетать

Над полями, над горами,

Над высокими лесами.

Мы быстрее ветра мчимся,

Глядь – и мигом приземлимся! (открывает декорацию).

2. Основной этап.

Рассказ воспитателя.

Воспитатель: Смотрите-ка, река! А по берегам реки – город. Реку Вяткой называют, и город такое же имя носит. Вятка – город старинный. Когда-то вокруг него были крепостные стены, защищающие жителей от врагов. А на другом берегу, за крепостными стенами, раскинулась слобода, где жили гончары. Они лепили из глины посуду и игрушки. Вот глиняный шарик – прадедушка всех игрушек. Игрушки глиняные когда-то были самым ярким украшением ярмарки – свистуньи. А почему свистунья? Послушайте, что об этом рассказывает легенда. Рассказывают, будто началось все с беды: подступили к городу враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, взяли по глиняной свистульке, и, подкравшись ночью к вражескому стану, подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах и качались деревья. Обрушилась «с молодецким свистом–посвистом» малая дружина вятичей и врагов осилила. С тех пор и отмечают горожане каждую весну народный праздник – ярмарку. Ярмарку-свистунью, шумную, яркую, такую цветную, что глазам больно. И ни один праздник не обходится без глиняных игрушек. Дома руки мастера разминали послушный комок глины, а память оживляла впечатления шумного, яркого праздника. И всю долгую зиму вились над избами слободы голубые дымки: крестьяне – мастера обжигали в русской печи свои игрушки к весенней ярмарке-свистунье. Оттого, наверное, и назвали вятскую слободку «Дымково».

А ну-ка, посмотрим, кто здесь живет.

Кто письмо прислал с сорокой?

Кто послал ее далеко?

Кто ребяток в гости звал?

Кто игру им обещал?

Поскорее покажись, покажись,

Поскорее назовись, назовись!

Звучит русская народная музыка. На столе появляются дымковские игрушки. (Водить кукол может педагог, а говорить за кукол могут дети).

Воспитатель:

За студеною водицей

Собирается девица,

Как лебедушка, плывет,

Ведра полные несет.

Эта, гляньте, деток нянчит.

Вокруг этой песик скачет.

Эта замуж собралась –

Свадьба, видно, удалась!

Барыни:

Наряжаться нравится

Модницам – красавицам.

В красном новеньком седле

Всадник скачет на коне.

Конь копытом гордо бьет.

Молодца домой везет.

Всадник:

Еду с ярмарки домой,

К своей женке молодой!

Птицы:

Поглядите, что за птицы!

Кто ни взглянет, удивится!

Расписные петухи,

Курочки и индюки.

Лапки, клювы, оперенье –

Просто чудо, загляденье!

Музыкально–пантомимическая игра (динамическая пауза).

Воспитатель: Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движении.

Дети становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий произносит: «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. Ведущий произносит: «Конь!», дети скачут, как лошадка. Ведущий произносит: «Индюк!», дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками – крыльями, надувая щеки.

Дидактическая игра «Украсим игрушки узором».

Воспитатель:

Повернитесь, покружитесь,

Низко – низко поклонитесь!

Ждет нас новая игра.

Составлять узор пора!

Педагог достает крупные контурные бумажные изображения дымковских игрушек и предлагает детям украсить их цветными бумажными элементами – кругами, кольцами и точками. Педагог уточняет, какие элементы используются для составления узора.

Воспитатель:

– Молодцы! С заданием вы справились. А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую. Но мастерская закрыта. Чтобы войти в нее, надо ответить на вопросы.

– Из чего делают дымковские игрушки?

– Какие еще нужны материалы?

– Какие нужны инструменты для работы?

Мастерская открывается. Дети входят, надевают нарукавники и садятся на рабочие места.

Лепка.

Воспитатель: Проверьте, все ли готово к работе? (дети отвечают) Обратите внимание на схемы! (на плакатах – образцы и приемы лепки). Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. Я надеюсь, что изготовленные вашими руками игрушки мы сможем высушить, побелить и расписать! Дети приступают к работе, педагог следит за работой, советует, показывает приемы работы.

3. Заключительный этап. Дети заканчивают работу, моют руки.

Воспитатель: Посмотрим, как наши мастера справились с работой.

– Все ли игрушки ладные?

– Чья работа больше всех нравится? Почему?

– Какая игрушка самая аккуратная?

– А кто придумал и слепил что-то свое?

– Что же, ребята! Много интересного мы узнали в Дымковской слободе, встретились с игрушками, сами попробовали себя в роли мастеров. Пора нам обратно возвращаться. Садитесь скорей на ковер. Еще минута – и он оторвется от земли.

– Раз – два – три! Лети! Повторяйте за мной прощальные слова:

Мы о дымковской игрушке

Будем вспоминать не раз.

А сейчас, друзья – подружки,

Танцем кончим наш рассказ.

Звучит русская народная мелодия «Барыня»

Воспитатель: Кто трудился от души – веселись теперь, пляши! (Дети танцуют).

Источник: maam.ru