Обобщение опыта работы на тему: «Воспитание экологической культуры дошкольников: традиции и инновации»

Вероника Савельева
Обобщение опыта работы на тему: «Воспитание экологической культуры дошкольников: традиции и инновации»

Экология — наука, которая изучает взаимодействия и влияния живых организмов друг на друга, на окружающую среду. Экология природы и человека неразрывно связаны между собой. В стремлении улучшить жизнь на Земле человек, так относился к своему единственному месту жительства, что Земля уже не может самостоятельно восстановить свое планетарное здоровье: экологический кризис становится все более угрожающим. Только экологически осмысленное поведение каждого жителя планеты может помочь в ее спасении от постепенного разрушения.

Поэтому активное экологическое образование общества необходимо начинать уже с детства.

Дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в этом возрасте очень эмоциональны, отзывчивы, сострадательны и воспринимают природу как живой организм. Именно в этом возрасте закладываются основы экологического мировоззрения, становится возможным воспитание ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью.

Важным положением ФГОС ДО являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» — не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире… Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Наша задача не просто дать детям знания, а научить добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т. е. владеть универсальными учебными действиями. Традиционные технологии не всегда могут позволить нам решить эту непростую задачу. Поэтому необходимо разнообразить традиционную экологообразовательную систему, и использовать инновационные технологии. Но нужно учитывать, что новые идеи, направления, должны тесно переплетаться с известными, нашедшими позитивное подтверждение в дошкольном образовании предыдущих поколений педагогов.

В своей работе я стараюсь рационально сочетать традиции и инновации.

Цель моей работы: изучение традиционных и инновационных методов и технологий и внедрение их в практику по экологическому воспитанию дошкольников.

Задачи:

-анализ использования традиционных технологий в практике воспитания экологической культуры дошкольников;

— поиск новых методов и технологий, возможных для использования в своей педагогической практике;

-внедрение в практику инновационных методов и технологий в сочетании с традиционными.

Из традиционных форм работы по экологическому образованию и воспитанию дошкольников использую следующие:

— Непосредстенно образовательная деятельность. Она предоставляет большие возможности для формирования экологических знаний и культуры обучающихся. Чем насыщеннее и увлекательнее материал, тем эффективнее будет происходить усвоение экологических знаний.

— Изучение природы нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений природы. Поэтому в практике большое место занимают экскурсии в природу. Экскурсии представляют способ конкретного изучения природы, то есть изучение подлинных объектов и явлений природы. Экологические экскурсии имеют свою специфику, которая заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных задач решаются и экологические проблемы. На территории нашего дошкольного учреждения создана экологическая тропа, которая дает возможность познакомить детей с объектами живой и неживой природы, провести опыты и наблюдения, познакомить с правилами поведения в природе.

— Игровая деятельность. Игры, используемые для решения задач экологического образования, очень разнообразны: дидактические, творческие, ролевые, игры-соревнования.

Например, дидактические игры направлены на формирование знания об окружающем мире, воспитание познавательных интересов, любви к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого – целесообразное поведение в природе. Очень часто использую игры-лото, игры –карточки на разную экологическую тематику.

Ролевые игры, экологического содержания основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности. В группе создана картотека ролевых игр по тематике: «Я и животные в лесу», «Мы пришли на водоем», «Уборка во дворе», «Перерабатывающий завод», «Защитники леса» и т. д.

— Праздники, развлечения, которые имеют экологическое содержание.

— В совместной деятельности широко используются беседы по экологии, чтение художественной литературы.

Изучая инновационные технологии, я сделала акцент на те, которые могут дать наиболее высокий эффект образовательной деятельности. Поэтому, в свою практику по воспитанию экологической культуры дошкольников я ввела: трекер -экопривычек, видеопрезентации, игровые образовательные ситуации, интеллект-карты.

Трекер экологических привычек. Изучив, форму, содержание и область применения трекера, я решила его переработать. Мною был разработан трекер экопривычек, который позволяет выработать экологические привычки у детей и взрослых. Трекер представляет собой календарь. Его содержание зависит от правил в экологии, от ценностного отношения человека к окружающей среде. С детьми мы вместе определили, какие экологические привычки будем вырабатывать, и в течение месяца заполняем календарь. В своей практике я применяю семейные и детские эко-трекеры.

Мультимедийные презентации. Это удобный и эффективный способ представления информации с помощью программ и интерактивной доски. В своей практике я использую обучающие слайды, содержащие яркие картинки, иллюстрации, а так же небольшие видео сюжеты, которые помогают рассказать детям об окружающем мире. Сочетание динамики, звука, красочного изображения, позволяет лучше усвоить информацию. Положительными сторонами использования мультимедийных презентаций является то, что они позволяют моделировать различные ситуации из окружающей среды, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни, например: попадают на дно океана или моря, на солнечную планету, видят превращение куколки в бабочку и другие недоступные для их восприятия образов; составлять наглядные загадки на различные темы, знакомить детей с временами года, жилищами животных, овощами и фруктами, растениями, экосистемами.

Мультимедийные презентации в экологическом образовании дошкольников использую на этапе изучения нового материала, а так же на этапе закрепления и повторения предыдущего материала.

Игровые образовательные ситуации. Преимущество использования игровых образовательных ситуаций в экологии заключается в том, что ребенок через игровую деятельность старается найти пути решения проблемы-ситуации. В своей практической деятельности эффективно использую картотеку игровых образовательных экологических ситуаций. В нее входят: игры-путешествия, в ходе которых дети посещают интересные места, и в игровой форме получают новые знания о природе; игры –перевоплощения, в ходе которых дети отождествляют себя с каким-либо природным объектом или явлением и действуют от их имени; игры-диалоги с природой. Диалог направлен на развитие эмоциональной сферы ребенка и осуществляется в открытой (устные общения) и секретной форме (один на один с природой) общения с объектами природы.

Наиболее интересной методом для меня стало использование интеллект-карты. Применение интеллект-карт позволяет осуществить интеграцию образовательных областей – познавательного, речевого, социально-коммуникативного; содействует реализации целевых ориентиров – любознательности, активности, овладении средствами общения и способами взаимодействия. Метод интеллект — карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком. Интеллект-карты можно использовать как при групповой работе, так и индивидуально.

Использовать интеллект-карты при работе с детьми возможно при изучении нового материала, при закреплении и обобщении темы. Результативность использования данного метода при работе с дошкольниками достигается наглядностью (можно увидеть всю картину в целом) и привлекательностью (качественно составленная карта должна выглядеть эстетически приятно, чтобы дети с удовольствием ее рассматривали ее в дальнейшем).

Уже с четырехлетнего возраста ребенку можно предлагать работу с интеллект-картами. Главное, чтобы материал был доступен для его понимания. Например, выбрав тему осени, можно помочь ребенку выбрать атрибутику осени – дождь, желтые листики, зонтик, резиновые сапожки и т. д. Со временем, материал можно усложнять, добавляя новые понятия и явления.

Интеллект-карты удобны для работы с детьми, так как основываются на наглядно-образном мышлении, основном виде мышления дошкольников.

Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mindmap) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем.

Использование интеллект – карт имеет ряд преимуществ:

• Наглядность

• Запоминаемость

• Привлекательность

• Творчество

• Возможность пересмотра

При составлении интеллект-карт я придерживаюсь определенных требований:

1. Начинать с центра.

2. Лист располагать горизонтально.

3. Расходящиеся от центра направления.

4. Использовать иллюстрации, символы, надписи, предметы, иллюстрации

5. Использовать разные цвета.

6. Экспериментировать и импровизировать

Учитывая дидактические принципы:

-объективности;

— связи теории с практикой;

— последовательности, систематичности;

— доступности при необходимой степени трудности;

— наглядности, разнообразия методов;

— активности обучаемых;

— прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.

Мной разработан алгоритм в работе с интеллект – картой.

1 уровень соответствует этапу знакомства с интеллект – картами. Начинать можно с 4х летнего возраста.

2 уровень соответствует работе по отработке навыков составления карты, умению соблюдать правила создания карты. Вся деятельность происходит под руководством воспитателя, который напоминает, направляет, помогает.

3 уровень — составление карты с косвенным руководством взрослого. Дети могут вместе составлять карту по знакомому им способу.

4 уровень самый высший, так как дети сами по заданной теме могут составить интеллект-карту, проявив свою инициативу, творчество, фантазию с опорой на полученные знания. Творческий уровень могут освоить дети старшего возраста.

Решая задачи экологического воспитания дошкольников, использую создание интеллект — карты, как конечного продукта образовательной деятельности, по определённой теме. Для этого, у ребят должен быть сформирован широкий круг представлений об окружающем мире. Тогда дети могут составить интеллект — карту самостоятельно.

Составления интеллект – карт даёт наилучший воспитательный результат, при проведении с подгруппами детей. Совместное составление интеллект – карт позволяет наладить тесный эмоциональный контакт с детьми, даёт возможность высказаться всем детям, с другой стороны препятствует утомляемости, не задерживает ход образовательной деятельности. Во время данной продуктивной деятельности происходит формирование межличностных отношений.

Продуктами моей педагогической деятельности по воспитанию экологической культуры дошкольников является набор интеллект-карт, которые составлены вместе с детьми. Разработан трекер экопривычек, в котором ребята отмечают совершение действий, направленных на соблюдения экологических правил поведения в природе и в обществе; картотека игровых образовательных ситуаций.

Важным аспектом в системе экологического образования является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс. Для родителей был проведен мастер-класс по составлению интеллект-карт, а так же семинар-практикум по созданию интеллект-карты и экотрекера вместе с детьми дома. Совместно с родителями в группе был организован конкурс интеллект-карт на тему «Береги свою планету», В своих интеллект-картах родители в графической форме отобразили их отношение к экологическим проблемам.

Таким образом, сочетание традиционных и инновационных подходов дает возможность обновления экологического образования дошкольников, создает условие для повышения эколого-педагогической компетентности педагога.

Данный опыт работы могут использовать воспитатели, специалисты ДОУ, родители в работе со своими детьми.

Источник: maam.ru