«Обобщающего занятия по развитию речи Тема: «Весна»

Ольга Чистякова
«Обобщающего занятия по развитию речи Тема: «Весна»

Тип занятия: подгрупповое логопедическое занятие (30 минут).

Класс: 2

Логопедическое заключение: ТНР (развитие речи)

Цель: Уточняла и закрепляла знания детей о времени года – весна, расширить представления о простейших связях между явлениями живой и неживой природы.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Уточнить и расширить представление о весне, ее приметах.

Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

обучающиеся научатся:

— четко и правильно выполнять артикуляционные движения в соответствии с речевой инструкцией,

— повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 3х слогов;

Личностные: (смотри пояснительную записку).

Метапредметные: (смотри пояснительную записку).

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением весны, весенних месяцев, мяч; листочки из тонкой бумаги на веточках.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность

учащихся УУД

1. Организационный момент

– Сядет тот, кто отгадает мои загадки

Первым вылез из земли на проталинке.

Он мороза не боится, хоть и

маленький. (Подснежник)

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад

Заглянул к нам месяц… (Март)

Островок я вижу странный,

Он не с пальмой, а с цветком,

Окружён не океаном,

А подтаявшим снежком. (Проталина)

Снег в лесу. Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает … (капель)

Сад примерил белый цвет,

Соловей поет сонет,

В зелень наш оделся край —

Нас теплом встречает … (Май).

Ученики входят в класс.

— Здравствуйте,

Ольга Александровна!

-Отгадывают загадки

Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

2. Артикуляционная гимнастика

Проведение артикуляционной гимнастики, контроль за правильностью выполнения упражнений.

Начинаем нашу зарядку:

— Улыбочка, заборчик, блинчик (счет до 5/ остудили, чистим зубки, горочка, чашечка (счет до 10, вкусное варенье (5 раз, маляр (5 раз, лошадка, грибок. За столом перед зеркалом выполняет артикуляционные упражнения:

Выполняют артикуляционные упражнения Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: взаимный контроль в совместной де Регулятивные:

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

адекватно воспринимать оценку учителя;деятельности.

3. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

Беседа о времени года

– Как вы думаете, какое сейчас время года?

– Как вы догадались?

– Какой день весной?

– Какая ночь?

– Что можно сказать о снеге?

– Что появляется из под таявшего снега?

– Перечислите зимние месяцы.

-Молодцы.

Сегодня мы с вами повторим всё, что знаем про «Весну»

Ответы детей:

Весна

-Тает снег, прилетают птицы, появляются первые цветы

-Длинный

-Короткая

-Снег начинает таять

-Начинают появляться первые цветы, подснежники

-Март, апрель, май

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся.

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные:

развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

Дыхательная гимнастика

4. Упражнение «Листочки»

«Что бывает весной?»

– Пока мы с вами беседовали, на улице подул теплый ветерок, и к нам прилетели настоящие листочки. Посмотрите, какие они?

– Давайте заставим наши листочки шелестеть. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

– Листочки улетели и пригласили нас поиграть дальше.

– Подумайте и назовите, что бывает весной, что происходит в природе?

– Я приготовила для вас непростое задание, но вы так хорошо рассказали о весне, что, я думаю, вы легко справитесь с ним.

Логопед раздает каждому ребенку Листья прикрепленные к «ветке» По сигналу подул ветерок, дети дуют на листики

Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

Логопед просит детей по одному отобрать картинки, на которых изображены весенние явления и назвать их.

Познавательные: извлечение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, использование знаково-символических средств для решения задач.

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Регулятивные:

выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

5. Работа над фонематическим восприятием

Весной на улице бывает разная погода.

Я буду называть вам признак весны, а вы отвечаете, «что он делает?»

Солнце (что делает) — греет, светит,сияе6т,ласкает,слепит…

Подснежник (что делает? — Распускается, расцветает, появляется, вырастает, пробивается, радует… .

Ручьи (что делают) — бегут, звенят, шумят, журчат… .

Птицы (что делают) — Прилетают, строят, летают, поют…

Выполняют задание.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: извлечение необходимой информации; умение структурировать знания.

Коммуникативные: взаимный контроль в совместной деятельности.

6. Четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа. при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Игра «Назови ласково» с мячом

– Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Солнце-солнышко Сосулька – сосулечка

Ручей- ручеек Дерево- деревце

Ветер- ветерок

Лёд- ледок

Цветы- цветочки

Выполняют задание.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Познавательные: умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию.

7. Составление предложений о зиме по картине

– Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

– Верно. На прошлом занятии мы рассматривали эту картину и рассказывали о ней. Сейчас каждый из вас придумает предложение и скажет нам.

– Начните свое предложение со слова ручей, солнце, подснежники, дети, птицы

Логопед помогает детям, если они затрудняются говорить полными предложениями.

– Вы хорошо все рассказали. Я приготовила для вас следующее задание.

Логопед помещает на наборное полотно картину.

Выполняют задание.

Познавательные: умение осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

7. Физминутка

Мы работали, устали.

Дружно из-за парт все встали.

Весна-красна, ты с чем пришла?

С цветами, с травой, с лошадкой вороной.

Мы на ней поскачем по траве луговой,

К воде ключевой.

Солнышку улыбнёмся,

Домой к мамочке вернёмся.

Руки в стороны, поклониться.

Руками указать на траву, цветы, взять поводья.

Подскоки на месте.

Наклониться, зачерпнуть воображаемую воду.

Соответственно.

Сесть на свои места.

Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Коммуникативные:

уметь использовать речь для регуляции своего действия;

Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу;

8. Упражнение «Что изменилось?»

– Ребята, посмотрите внимательно на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза, а я уберу одну картинку или поменяю их местами. Вы должны сказать, что изменилось или чего не стало.

Логопед помещает на доску предметные картинки с изображением весны.

Выполняют задание.

Познавательные: умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умение слушать собеседника, развивать навыки сотрудничества с о взрослыми в различных социальных ситуациях.

9. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

– Я сейчас выставляю по одной картинке, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?

а) Весна какая? – (Теплая, ласковая, солнечная, ранняя, яркая).

Снег какой? — (последний, мокрый, грязный).

День какой? — (длинный, ветреный).

Капель какая? — (весенняя, апрельская, звонкая, первая, частая, медленная, утренняя,).

Сосулька какая? – (тающая, прозрачная, мокрая,).

б) О чем можно сказать:

Теплый что? — день, вечер, ветер…

Мокрая (ый) что? — … (погода, снег, капель, сосулька).

Цветущее (распускающееся) что? — … (Цветы, трава, дерево).

Выполняют задания

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Регулятивные:

выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме

11. Рефлексия деятельности.

— Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

– Что мы делали на занятии?

– Что понравилось?

— Вы сегодня молодцы! Хорошо справились с заданиями.

— Какое задание было самым сложным?

— Какое задание понравилось больше всего?

— Спасибо за урок. До свидания! Мы сегодня говорили о весне

Играли с листочками, делали арт. гимнастику

Ответы детей

До свидания! Личностные: развитие

«Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия); формирование границ собственного знания и «незнания»; оценка своих поступков.

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Источник: maam.ru