НОД по познавательному развитию (первичные представления об объектах окружающего мира) «Моя малая Родина ЕАО»

Оксана Димова
НОД по познавательному развитию (первичные представления об объектах окружающего мира) «Моя малая Родина ЕАО»

Составила: Димова О. В., воспитатель 1 категории МКДОУ «Детский сад №4 г. Облучье»

группа: подготовительная к школе

продолжительность непосредственно – образовательной деятельности: 25-30 минут

Тема: НОД по познавательному развитию (первичные представления об объектах окружающего мира) «Моя малая Родина ЕАО»

Цель: расширить знания детей о родной области, прививать интерес к истории родного края; воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за свою страну, воспитывать любовь к родным местам.

Задачи:

· Дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство

· Расширить и закрепить знание детей о родном селе, его достопримечательностях и истории

· Развивать умение рассказывать связно, полно и выразительно, использовать образные слова и выражения

· Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине

· Прививать уважение к традициям и обычаям своей малой Родины.

· Расширение словарного запаса детей

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Словарная работа: родной, родная; родная сторона; Родина; Россия; малая Родина.

: обратить внимание на то, что нельзя трогать незнакомые растения и насекомых.

Тип нод: познавательное и обж.

Методы, формы: словесный, наглядный, практический.

Технологии: здоровье сберегающие информационно-коммуникативные, игровые.

Оборудование к занятию:

• мультимедийный диапроектор с экраном,

• карточки с изображением зверей и птиц, обитающих на территории ЕАО

• аудиозапись с фонограммой «звуки леса»

Предварительная работа: рассматривание фотографий, альбомов об ЕАО, г. Облучье, презентации: «Достопримечательности ЕАО», дидактические игры на развитие речи, чтение стихотворений поэтов родного края, изготовление бабочек – махаонов.

Индивидуальная работа: с Дашей, Димой, Артемом закрепить названия растений и животных, которые есть в ЕАО.

Прогнозируемый результат: учить поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения. Активно участвовать в игре.

Ход нод:

Ребята, закройте глаза и представьте:

Ярко светит солнце,

Дует лёгкий ветерок

Мы вдыхаем его чистый

Свежий воздух.

Нам хорошо и приятно.

Мы хотим жить в мире с природой,

И будем с друзьями защищать всё живое.

А теперь послушайте песню.

(Звучит песня М. Бернесса «С чего начинается родина»)

Вопросы к детям: — О чём поётся в этой песне? — Как вы думаете, что такое Родина?

Воспитатель: У каждого жителя Земли есть своя Родина — это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (дети называют страну, область, район, посёлок).

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине, и вспомнить все, что вы знаете о природе нашего края.

. Воспитатель: — Ребята! Посмотрите, у меня есть волшебный клубок, давайте последуем за ним.

Приходим к выставке фотографий «ЕАО-моя малая Родина», там экскурсовод игрушка – плоскостная кукла в национальном еврейском костюме.

— Дело в том, что, что скоро у нашей малой Родины юбилей, но наш герой так ничего и не понял – что за малая Родина, какой такой у неё юбилей?

А вы случайно не знаете? (воспитатель выслушивает ответы детей)

— А хотите узнать и помочь во всём разобраться? (согласие детей).

— Тогда ребята, давайте сначала расскажем, что такое малая Родина.

Как вы думаете? (Ответы детей: это место, где мы живём, где наш дом).

— Правильно, это место, где мы родились и живём.

— А как называется наша малая Родина? (Ответы детей: Еврейская Автономная область)

Живём с тобой на Дальнем мы Востоке,

Из сказки реки здесь, Тунгуска и Бира.

И пусть твердят, что это край далёкий

, Но знать об области Еврейской всем пора. (В. Винников)

Воспитатель: Ребята! А сколько вам лет? (Ответы детей: пять, шесть лет).

— А как вы думаете, есть ли возраст у области, в которой вы живёте? (Ответы детей). А кто знает, сколько ей лет? (Дети называют варианты)

— Ребята, вам 5- 6 лет, а нашей области 85 лет.

Воспитатель (обращаясь к кукле): — Теперь,, тебе понятно о каком юбилее с говорила? (да)

Воспитатель (обращаясь кукле): — Вот ты, например, знаешь, что-нибудь о нашей области и удивительной природе? (нет)

Воспитатель:(обращаясь к детям): — Ребята! Расскажем и покажем о нашей области и природе, много интересного? (дети соглашаются)

Просмотр мультимедийной презентации

«Моя малая Родина…ЕАО»

Слайд № 1: Символика.

-Назовите символы нашей области. (герб, флаг)

-Что они означают?

Герб Еврейской автономной области является официальным государственным символом Еврейской автономной области. Утвержден Правительством области законом № 18-ОЗ от 31 июля 1996 года.

Герб представляет собой геральдический французский щит аквамаринового цвета, в верхней и нижней частях которого расположены узкие горизонтальные полоски, состоящие из белой, голубой и белой полосок, равных между собой по ширине, составляющие 1/50 высоты герба и символизирующие реки Бира и Биджан. В центре герба изображен золотой уссурийский тигр с черными полосами согласно натуральной окраске. Фигура тигра развернута вправо от зрителя.

Аквамариновый фон олицетворяет цвет бескрайней дальневосточной тайги, сопок, лугов области. А изображённый уссурийский тигр указывает на необычную историю и своеобразный путь развития области.

Слайд № 2:

Флаг Еврейской автономной области является официальным государственным символом Еврейской автономной области как субъекта Российской Федерации.

Ныне действующий флаг утверждён 27 ноября 1996 года.

Флаг Еврейской автономной области представляет собой прямоугольное полотнище белого цвета, разделённое по центру семицветной радужной полосой. Разноцветные полосы одинаковые по ширине.

27 ноября 1996, законом Еврейской автономной области № 26-ОЗ, был утверждён ныне действующий флаг, описание которого гласило:

Флаг Еврейской автономной области представляет собой белое прямоугольное полотнище, на горизонтальной оси которого расположена цветная полоса, символизирующая радугу, и состоящая из семи узких горизонтальных полосок: красной, оранжевой, жёлтой, зелёной, голубой, синей и фиолетовой, разделённых между собой узкими белыми горизонтальными полосками.

На территории области 25 объектов объявлены памятниками природы.

Памятники природы – это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы. Сейчас с некоторыми мы познакомимся.

Слайд №3:

Озеро лотосов Лебединое

Красою славились всегда. Цветочки розового цвета. Вокруг них плещется вода

И мы любуемся на чудо это. (Лотосы)

Озеро Лебединое относится к мелководным озерам. По окраинам и в центральной части озера произрастает реликтовое растение — лотос Комарова. Заросли лотоса занимают более 50 процентов площади озера. Кроме лотоса Комарова в озере растут и другие растения, занесенные в Красную книгу РФ и Красную книгу ЕАО: рогульник (водяной орех, чилим, трапелла китайская, кубышка малая.

Физминутка

Здравствуй, мир. (руки наверх)

Это – я! (на грудь)

А вокруг страна моя! (раскинуть)

Солнце в небесах горит (наверх)

И земля у ног – лежит! (наклон)

Там – леса! (замок вправо)

А там – поля! (замок влево)

Здесь – друзья (поворот головы)

И здесь друзья. (вправо и влево)

Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)

Здравствуй, край родной могучий! (раскинуть с наклоном вверх)

Здравствуй же, страна моя! (раскинуть)

Здравствуй, мир!

Встречай меня

— Теперь садитесь удобнее! Можно нам с вами отправляться в виртуальное путешествие по озеру. Лотосы всегда очаровывали путешественников, поражались красотой.

Воспитатель: — Ребята, вот, наверняка не знает, почему лотос Комарова занесен в Красную книгу? (Ответы детей: Лотос — водное растение, которое находится под угрозой исчезновения).

Слайд №4:

Заповедник Бастак

Чудесный уголок нетронутого леса, Струится горная река.

Стоят в тени деревьев звери, Их охраняют егеря. (Бастак)

Воспитатель: обычными для заповедника являются косуля, кабан, изюбр. Особую ценность представляют дальневосточный аист, чёрный журавль гнездятся в долинах рек. Заповедник Бастак является местом обитания для следующих млекопитающих: изюбрь, кабан, косуля, енотовидная собака, соболь, волк, лисица, бурый медведь.

Ребята, а давайте закроем глаза и переместимся в дальневосточную тайгу,

Воспитатель: — Кажется, что в лесу, кроме нас и деревьев, никого нет. Давайте прислушаемся, и лес откроет нам свои секреты. Воспитатель включает аудиозапись и вместе с детьми случает фонограмму «звуки леса».

— Ребята, чьи голоса вы слышите? (ответы детей: голоса разных животных и птиц).

Большую часть территории заповедника занимают леса, в заповеднике растут высокие деревья и красивые кустарники. Они служат пищей, укрытием, домом для животных.

Ребята! А вот наш герой знает такое хвойное дерево, которое похоже на сосну и ель, но зимою без иголок. Оно единственное хвойное дерево, которое ежегодно сбрасывает хвою. А вы знаете? (ответы детей: это лиственница).

Ребята, а давайте мы нашему герою найдём и покажем какие животные и птицы живут в нашем регионе. Хотите?

Тогда делитесь самостоятельно на две команды «Звери» и «Птицы», выбирайте себе капитана. Готовы? (команда мальчиков, команда девочек)

Для капитанов команд будет сложное задание: вы должны из всех карточек, лежащих на столе, выбрать только те, которые отражают характерные признаки вашей команды – «зверей» или «птиц». А ваши команды в это время ищут среди изображений, выложенных на ковре, только тех животных, кто обитает в лесах ЕАО. Команда «Звери» ищет зверей, а команда «Птицы» — птиц. Капитаны затем проверяют результат работы своей команды, а команда проверяет их. А наш герой может вам всем помогать. Работаем быстро и помогаем друг другу в команде. Задание понятно? Тогда приступаем!

Педагог обращается к детям: — Капитаны, проверьте у своей команды, правильно ли вы нашли всех животных, а команды помогают своим капитанам! (В процессе взаимопроверки дети самостоятельно анализируют изображения, помогают друг другу исправить ошибку).

Педагог (обращаясь к): — Посмотри, какие животные обитают в нашей области! Ребята, назовите нашему геою этих зверей (Ответы детей: амурский тигр, бурый медведь, лиса, волк, куница, лось, пятнистый олень, кабан, бурундук и пр.).

Воспитатель: — А теперь команда «Птицы» назовите живущих в нашем крае птиц. (Ответы детей: воробей, сорока, ворона, ласточка, журавль, аист, кукушка и пр.).

Решение проблемной ситуации: Ребята, а что будет, если в нашем лесу не станет птиц? (ответы детей: разведутся жуки, погибнут деревья, не будет корма для животных, никто не будет нас радовать своим пением). А если исчезнут насекомые, что тогда будет? (ответы детей)

— Ребята! Пришло нам время возвращаться в детский сад, но чтобы нам вернуться обратно в детский сад, я вам предлагаю вам взять наших бабочек-махаонов, которых мы сделали на нашем предыдущем занятии.

Воспитатель: Итак, насекомые готовы. Держимся за них и переносимся в наш детский сад, раз, два, три – и мы на месте, в нашей группе!

— Вот видишь, наш гость, какая интересная наша область, какая уникальна здесь природа! Надеюсь, ты всё понял и запомнил (утвердительно качает головой).

Воспитатель (обращаясь к детям): — Ребята! Давайте попрощаемся с нашим гостем, он уходит готовься к юбилею нашей области и расскажет о нём другим людям. А мы будем тебя снова ждать в гости (Дети прощаются).

Воспитатель: Для вас ребята я приготовила вот такое сердце, это наша любовь к Малой Родине. Я предлагаю вам взять это сердце и сказать лишь одно слово, за что мы любим наше село.

Игра «Передай сердечко и скажи словечко».

(игра проходит под спокойную музыку)

Дети говорят, за что они любят свою область и передают игрушку-сердечко.

Ребенок читает стихотворение:

«Малая Родина –

Островок земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья.

Ласковая родина малая моя».

Итог занятия.

— Вот и подошло к концу путешествие по нашей Родине. Сегодня вы узнали о Родине много нового. Правда?

— А именно: ваша семья, ваш дом находится в г. Облучье.

— А г. Облучье в ЕАО, а ЕАО – в России.

— Молодцы, ребята!

Источник: maam.ru