Непосредственно образовательная деятельность «Сказочная птица»
Екатерина Рябова
Непосредственно образовательная деятельность «Сказочная птица»
Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, коммуникация, музыка, чтение художественной литературы, социализация.
Цель: освоение техники симметричного, силуэтного вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон, для получения объемной аппликации.
Задачи:
1. Учить детей соотносить реальные и сказочные образы. На основе полученных впечатлений (в процессе подготовительной работы) предложить создать в аппликации образ сказочной птицы, передавая ее необычность и яркость, используя элементы декоративного оформления;
2. Поговорить о птицах, вспомнить каких птиц знают дети;
3. Формировать обобщенное представление о внешнем облике птиц, понимать, что все птицы, несмотря на различия в окраске, форме и величине частей, сходны по строению;
4. Вспомнить с детьми понятие «герб», что на нем изображено;
5. Продолжать знакомить детей с объемной аппликацией. Показать способ вырезывания силуэта птицы из бумаги сложенной пополам.
6. Развивать зрительный контроль действия рук;
7. Дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы и творческие способности;
8. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображениями сказочных птиц, чтение русской народной сказки «Иван царевич и серый волк», П. П. Ершова сказка «Конек-Горбунок» и др., просмотр мультфильмов, беседы о сказочных персонажах.
Материал и оборудование: аудиозапись «Голоса птиц», «Звуки леса». Цветной картон, полоски цветной бумаги, клей, клеевая кисть, ножницы, салфетка и др.
Ход занятия:
— Здравствуйте, дети! У нас на занятии гости, давайте их поприветствуем!
— Здравствуйте!
— Сегодня на улице и пасмурно и сыро (светит солнышко). А (И) в нашей группе (тоже) тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому давайте с вами будем чаще улыбаться друг другу и дарить свою радость окружающим.
— Когда мы с вами гуляли на улице, какие звуки природы мы слышали?
— Пение птиц, ветер.
— Почему мы их стали опять слышать?
— Потому что пришла весна.
— А где птицы были зимой?
— Они улетали зимовать в жаркие страны.
— А как называются птицы, которые улетают на юг?
— Перелетные.
— Каких перелетных птиц вы знаете?
— Жаворонок, грач, кукушка, иволга, зяблик, пеночка, ласточка, соловей, журавль.
— А как называются птицы, которые остаются зимовать?
— Зимующие.
— А каких зимующих птиц вы знаете?
— Ворона, филин, сова, галка, клест, свиристель, чиж, щегол, сорока, снегирь, синица, воробей, голубь, дятел.
— Правильно. Скажите, чем отличаются птицы от животных?
— У них есть клюв, две лапки, два крыла, перья.
— А чем же птицы отличаются друг от друга?
— Размером, формами, оперением.
— Каких самых больших птиц вы знаете?
— Ворона, грач, лебедь, журавль.
— А какие птички самые маленькие?
— Ласточка, синичка, воробей.
— Ребята, а кто знает, что это такое?
— Герб России.
— А что на нем изображено?
— Двуглавый орел.
— А как вы думаете, какая это птица?
— Сказочная.
— А почему?
— Потому что у него две головы.
— Скажите, а чем же отличается сказочные птицы от тех, которые живут рядом с нами?
— Яркой окраской, украшениями хвоста, формой туловища и хвоста.
— Ребята, а как вы думаете, где живут сказочные птицы?
— В сказке.
— А в сказке в каком саду они живут?
— Волшебный, сказочный.
— Правильно. Там мы с вами можем увидеть сказочных птиц. Хотите попасть в сказочный сад?
— Да, хотим!
— Ребята, а на чем мы с вами можем полететь в сказочную страну?
— Ковер-самолет.
— Давайте сядем на ковер, закроем глаза (звучит музыка «Лебедь» или «Лебединое озеро») и перенесемся в волшебную страну. Посмотрите это она! Правда, очень красиво? Полетим дальше в сказочный сад. Ребята посмотрите как красиво. Давайте с вами попробуем, представим сказочных птиц (Закрыли глаза и представляем). Представили?
— Да.
— Тогда опишите их. Удивительные и красивые образы у вас получились. Давайте, каждый из вас, с помощью ножниц, клея, цветной бумаги создаст свою сказочную птицу, и мы поселим их в волшебном саду, чтобы весь сад был заполнен сказочными птицами. А как вы думаете, кем мы с вами будем создавая сказочных птиц?
— Волшебниками.
Дети проходят и садятся за столы.
— А прежде чем стать волшебниками давайте сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.
Если пальчики грустят — доброты они хотят,
Если пальчики заплачут – их обидел кто-то, значит.
Наши пальцы пожалеем – добротой своей согреем.
К себе ладошки мы прижмем,
Гладить ласково начнем.
Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко.
Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать.
— Вы правильно заметили, ребята, что при всем разнообразии птиц, они имеют много общего. Все птицы, и сказочные и настоящие имеют одни и те же части тела (туловище, голову, хвост и т. д.). Силуэт можно вырезать из бумаги сложенной пополам. Кто подскажет, как правильно складывать бумагу пополам, и за какую сторону держать заготовку? (ответы детей и показ воспитателем последовательности вырезывания).
— Тело птицы мы приклеим к листу, а шею и голову мы приклеивать не будем. Так мы получим не плоское, а объемное изображение, что придаст нашей птице живость. Птица важно склонила голову и, кажется, что она вот-вот сойдет с листа и упорхнет. А что у нас главное украшение любой волшебной, сказочной птицы?
— Это ее хвост.
— Как вы будете его изображать, зависит от вашего замысла. Подбор цветов, их сочетание; форма перьев и украшение птицы — все это ваше желание и фантазия.
Самостоятельная творческая деятельность детей.
— Мы славно с вами поработали, у нас получились такие разные и необычные птицы. Давайте теперь мы их поселим в волшебном саду. У нас получился замечательный сад. Молодцы! Но нам пора возвращаться обратно в детский сад. Давайте с вами сядем на наш ковер самолет, закроем глазки и полетим обратно (звучит музыка «Лебедь» или «Лебединое озеро»). Ребята теперь откройте глаза, мы уже прилетели в наш детский садик.
— Ребята давайте вспомним, о ком мы с вами сегодня говорили?
— А где мы с вами побывали?
— Что видели?
— А что мы с вами подари волшебному саду?
— И кем мы с вами были, когда делали сказочных птиц?
— Ребята вам понравилось наше путешествие?
Источник: