Накопление положительного эмоционального опыта детьми средствами арт-терапии

Мишнёва Тамара
Накопление положительного эмоционального опыта детьми средствами арт-терапии

Когда ребенок соприкасается с природой: землей, водой, песком, воздухом, он «дает волю» своему подсознанию. Арт-терапия помогает высвободить заблокированную энергию а также активизировать потенциальные возможности личности – самоисцеление, самораслабление, принятие себя. Ребенок исцеляется через познание себя, самовыражение, творчество, самостоятельную активность. Предложенный авторский игровой сеанс «Друг, дружба, доброта» только часть небольшого цикла «Четыре стихии» для детей 4-7 лет. Игровой сеанс направлен на психопрофилактику отрицательного эмоционального опыта ребенка, социализацию и развития личности.

Накопление положительного эмоционального опыта детьми средствами арт-терапии.

Автор: Т. В. Мишнева,

педагог-психолог, воспитатель.

Цель: знакомство с техниками арт-терапии как средством развития здоровой личности ребенка дошкольного возраста.

Задачи: 1. Накопление детьми положительного эмоционального опыта.

2. Развитие способности к децентрации.

3. Развитие умения выражать свои мысли.

4. Раскрытие личностных ресурсов.

5. Снятие психоэмоционального напряжения.

Ожидаемые результаты:

приобретение опыта позитивных изменений;

углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост;

мотивированность к познанию нового, экспериментам и самостоятельной работе;

получение начального представления о тактильной чувствительности как основы развития «ручного интеллекта»;

«заземление» отрицательной энергии, расширение жизненного опыта, формирование уверенности в своих силах.

Структура игрового сеанса:

1. Разогрев — настройка на работу.

2. Основная часть — песочная, водная, дыхательная, огне-, аро-ма-, музыкотерапия.

3. Рефлексия, обратная связь.

Продолжительность: 25-40 минут

Количество участников: 6-9.

Позиция педагога-психолога — «активное присутствие», создание непринужденной атмосферы, эмпатия. Необходимо с каждым ребенком установить контакт, быть на его стороне, в одной с ним «плоскости», использовать невербальные приемы общения: открытые позы, живую мимику, интонации. Игровой сеанс рекомендуется проводить в просторном кабинете (например, в музыкальном зале, где должны быть созданы комфортные для детей условия, подобраны дидактические пособия. На полу для удобства необходимо расстелить ковры, разложить мягкие модули (подушечки, на которых будут сидеть дети. Условия предметно-развивающего пространства должны располагать к общению, чтобы дети чувствовали себя комфортно и раскованно. В ходе сеанса дети стоят и сидят полукругом, лицом к педагогу-психологу.

Оборудование: центр с песком; центр с водой; мягкие модули (подушечки); детские столы с емкостями, содержащими ароматические вещества.

Техники, применяемые в ходе игрового сеанса

Песочная терапия. Еще в древности люди использовали песок для поглощения негативной психической энергии, очищения и стабилизации эмоционального состояния. В играх с песком ребенок достигает душевного равновесия. Перенос занятий в песочницу обеспечивает большой воспитательный и образовательный эффект.

Водная терапия. Вода – источник жизни, она помогает расслабиться, успокоиться, предотвращает различные негативные влияния окружающей среды.

Огнетерапия. Огонь всегда занимал важное место в лечебной магии, и до сих пор целители используют его магические лечебные функции.

Дыхательная гимнастика. При помощи дыхания клетки организма обогащаются кислородом, работают эффективнее, организм оздоравливается.

Ароматерапия. Считается, что дети наделены удивительной способностью чувствовать и безошибочно выбирать целебные для себя запахи. Для полноценного развития ребенка его пространство необходимо насыщать многообразными ароматами, что заложит основу психологического здоровья и богатства его личности.

Ход игрового сеанса

Примечание. В музыкальном зале на удобном расстоянии располагаются зоны с четырьмя стихиями: земли, воды, воздуха, огня. Каждая зона специально оборудуется, ставятся таблички с названиями. Вся работа сопровождается спокойной, красивой, расслабляющей музыкой. Дети должны быть одеты в спортивную форму.

Под музыку педагог-психолог и дети входят в зал, садятся на стулья, стоящие полукругом, рядом размещается иллюстрация с изображением четырех стихий.

Педагог-психолог: Доброе утро ребята! Я хочу сегодня начать нашу встречу спокойной, душевной и красивой музыкой (звучит расслабляющая музыка). Музыка помогает нам расслабиться, успокоиться, услышать биение своего сердца. Положите правую руку на свое сердечко и послушайте, как оно стучит. Только в тишине и спокойствии можно получить знания о мире природы, нашем внутреннем мире (участники некоторое время слушают музыку).

Мир природы состоит из четырех основных элементов, их еще называют «стихии» земли, воды, воздуха и огня (педагог-психолог показывает иллюстрацию с изображением стихий). Чем эти стихии похожи, как они взаимодействуют и влияют на наш внутренний мир, я предлагаю вам узнать здесь и сейчас. Вставайте ребята, беритесь за руки и идите за мной.

Первая стихия. На табличке написано «ЗЕМЛЯ». На полу стоит центр с песком, в середине центра насыпана земля, а в ней — росток цветка. Участники садятся вокруг центра на коленки на маленькие подушечки. Фоном звучит расслабляющая музыка.

Педагог-психолог: «Ребята, что для вас значат слова «друг», «друзья»? Как вы думаете, а для чего нужны нам друзья? Сколько их должно быть — много или мало? Посмотрите, первая стихия — земля. Земля дает жизнь всему живому, всему новому. (Далее педагог-психолог выполняет действия с песком, дети повторяют.)

Во всем мире живет несколько миллиардов людей — столько же, сколько песчинок в этом центре (участники опускают руки на поверхность песка и водят по поверхности). Каждый день мы встречаемся со многими из них (берут песок в ладони и потихоньку высыпают его обратно, а многих мы никогда и не встретим (закапывают ладони в песок).

Возьмите горсть песка в руки (участники берут горсть песка, сжимают кулачок, песок сыпется сквозь пальцы). Большинство людей, которые ежедневно проходят мимо нас в жизни, уходят, как этот песочек между пальцев — раскройте ладонь. Но возле нас всегда остаются люди, которые идут с нами по жизни (участники смотрят на оставшийся на ладони песок, иногда их совсем немного (берут маленькую щепотку песка с ладони и смотрят). Кто это, ребята? Правильно! Это наши близкие и наши друзья.

Их не так много, но они становятся самыми главными в нашей жизни. Ребята, а что нужно сделать, чтобы друзья и близкие возле нас были всегда? Правильно: мы должны их любить, дарить им свое душевное тепло.

Давайте сейчас передадим с вами через песок друг другу тепло. Приложите свои ладони к песку и попробуйте через каждый пальчик передать тепло своего сердца. (Участники опускают раскрытые ладони на поверхность песка. Музыкальное сопровождение звучит громче. Упражнение длится 30 секунд.)

Получилось? Молодцы! Дарите своим близким тепло!

Вытирайте ручки (для занятия необходимо приготовить влажные салфетки). Беритесь крепко за руки, предлагаю вам перейти к следующей стихии». (Участники переходят за педагогом-психологом к следующему центру.)

Вторая стихия. На табличке написано «ВОДА». На столе (на уровне пояса детей) стоит центр с водой. Участники встают вокруг него. Фоном звучит запись журчащей воды.

Педагог-психолог: «Ребята, а что значит для вас слово «дружба»? Для чего нужно дружить друг с другом? Легко ли дружить?

Посмотрите, вторая стихия — вода. Без воды жизнь невозможна. Это волшебный эликсир, созданный самой природой. Ребята, мы все разные, каждый из нас уникален и неповторим. Но у нас есть и много общего, и это помогает нам общаться и находить общий язык друг с другом, дружить.

Скажите, можем ли мы иметь друзей, если мы не будем уметь дружить? А почему?

Опустите тихонечко руки в воду и повторяйте мои движения.

(Педагог-психолог рассказывает стихотворение из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти»» и выполняет руками движения в воде. Дети копируют его действия.)

Если б только мы умели, Понимать язык зверей (гладят поверхность воды,

То услышали б, наверно, Что щебечет воробей (погружают руки в воду,

Что лягушки на болоте Громко выразить хотят (складывают ладони вместе,

Почему, когда уснете, Мыши под полом пищат (сложенные вместе ладони имитируют плавающую рыбку,

Что в листве поет синица, И зачем защелкал клест (поднимают невысоко руки из воды,

Почему сове не спится, Что мурлычет серый кот (переливают воду из одной ладони в другую,

И зачем в тиши лесной Громко плачет козодой (опускают руки на дно центра).

Ребята, какое чувство вызвала у вас вода?

Без дружбы, как и без воды, человеку очень трудно выжить. Настоящая дружба тоже должна вызывать приятное чувство. Как вы думаете, дружбу нужно беречь?

Доставайте руки из воды, вытирайте полотенчиками (необходимо возле центра положить индивидуальные полотенца).

Беритесь за руки. Продолжим наше знакомство со стихиями». (Педагог-психолог подводит детей к следующей стихии.)

Третья стихия. На стойке прикреплена табличка с надписью «ВОЗДУХ». Стойка оформлена воздушными шарами маленького диаметра. Фоном звучит тихая спокойная музыка. Участники встают полукругом.

Педагог-психолог: «Ребята, самый важный элемент — это Воздух. Закройте глаза, вдохните медленно и глубоко, еще раз и еще раз. (Детям предлагается сделать упражнение три раза.) Без воздуха мы не можем жить.

Как вы считаете, какое самое важное качество должно быть у человека? Это доброта. А что, по-вашему, значит доброта?

Доброта, ребята, это основа всей нашей жизни. Доброта — это душевное состояние, благодаря которому люди становятся лучше. Все самое красивое в мире создано добрыми поступками, мыслями и руками. Добро — это тепло. Хотите его почувствовать? Подышите своим внутренним теплом на руки. Чувствуете? Теперь возьмемся за руки и передадим тепло друг другу.

(Участники держатся за руки, педагог-психолог читает стихотворение О. Хайяма.)

Других не зли и сам не злись.

Будь поумнее, улыбнись.

Холодной думай головой, Ведь в жизни все закономерно.

Зло, излученное тобой, К тебе вернется непременно.

Получилось передать? Почувствовали тепло друг друга? Вам было приятно? Сохраняя тепло друг друга, переходим в другую стихию».

(Участники, держась за руки, под музыкальное сопровождение переходят к новой стихии.)

Четвертая стихия. На стойке прикреплена надпись «ОГОНЬ». На полу лежат мягкие модули (подушечки). Дети садятся полукругом на модули напротив педагога-психолога. Звучит расслабляющая музыка.

Педагог-психолог: «Доброта — это свет, тепло, и живет она, как вы думаете, где? Правильно, в сердце. Доброта влияет на всю жизнь человека. (Педагог-психолог берет емкость, в ней — свеча. Зажигает свечу, ставит посередине, на безопасном расстоянии от детей.)

Доброта, как и огонь, зажигает наши сердца и дарит тепло другим людям. Протяните руки к свече. Чувствуете тепло? И сердце наше тоже должно излучать такое же тепло.

Мир вокруг нас не черный и не белый, он не добрый и не злой, он такой, каким мы его видим сами. Все в наших руках! Каждый из вас является волшебником своей жизни. И если каждый подарит этому миру капельку тепла и добра, то мир, как вы думаете, станет добрее?

Ребята, а какие чувства вы испытываете сейчас? Я хочу вам предложить эти чувства сложить в маленькие волшебные мешочки добра.

(Участники подходят к столам, где стоят несколько подносов. На подносах лежат вещества, которые имеют разный аромат: сухие душистые травы, корочки апельсина и мандарина, зерна кофе, фруктовый чай в пакетиках. Также лежат маленькие прозрачные мешочки из ткани — по количеству детей.)

Подходите к столу. Посмотрите, у каждого из вас есть волшебный мешочек, только пока он пуст. В него нам нужно сложить самые светлые и добрые чувства. А как вы думаете, как пахнут добрые чувства? Правильно — вкусно, приятно.

Сейчас каждый из вас возьмет то вещество, которое ему больше нравится по запаху. Положит его в свой мешочек Добра. Вещества можно брать разные.

(Дети под музыкальное сопровождение наполняют мешочки различными веществами, обмениваются друг с другом впечатлениями.)

Ребята, вы наполнили свои мешочки Добра. А как вы думаете, что мы самое главное забыли сложить в свои волшебные мешочки? Где у нас хранится доброта и любовь? Конечно же, в сердце. Давайте положим в мешочки теплоту своих сердец.

(Педагог-психолог предлагает детям взять с подноса картонные сердечки разного цвета.)

Выберите себе сердечко того цвета, какое у вас сейчас настроение, и положите его тоже в свой мешочек. Теперь затянем мешочки покрепче. Понюхайте, нравится вам запах, приятное он чувство вызывает?

Но это еще не все. У меня есть еще один большой мешочек. Я предлагаю все ваши чувства и свою доброту сложить сюда и отнести его в вашу группу. Это, ребята, не простой мешочек — он волшебный. Если у вас испортится настроение, или вы разозлитесь, можно подойти и понюхать волшебный мешочек, и вам сразу станет хорошо.

(Дети складывают маленькие мешочки в большой. Мешок остается в руках у педагога-психолога.)

Сейчас, ребята, проходите на середину зала и вставайте в круг. Посмотрите, ребята. Земля — это сила, зарождение нового. Друзья нам тоже дают силу. Вода — поилица, живица. И дружба тоже питает нас, помогает нам по жизни. Воздух — это основа всего, воздухом мы дышим. Как и добро, без которого мы не сможем жить. Но и добро без пламени, тепла и огня в сердце невозможно.

Не забывайте, что рядом с вами всегда есть те, кто вам поможет, — это ваши близкие и самые лучшие друзья. Поэтому главное -дарить им свою любовь. Беритесь крепко за руки и отправимся в группу к вашим друзьям».

(Участники под музыкальное сопровождение уходят из зала.)

Источник: https://www.resobr.ru/article/46158-nakoplenie-polojitelnogo-emotsionalnogo-opyta-detmi-sredstvami-art-terapii?btx=9713312

Источник: maam.ru