Музыкальная игра как одно из средств музыкального развития ребенка

Елена Спасибова
Музыкальная игра как одно из средств музыкального развития ребенка

Спасибова Елена Юрьевна

Музыкальный руководитель

МКДОУ д/с №2 с. Степное

Глава 1. Музыкальная игра как одно из средств музыкального развития ребенка.

В системе современного дошкольного образования происходят инновационные процессы, характеризующиеся изменением мировоззрения педагога и идеологии образования.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования утверждается принцип интеграции образовательных областей и комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. В этой связи в программе «От рождения до школы» интеграция музыкально-художественной деятельности предполагает: интеграцию видов искусств; интеграцию образовательных областей; интеграцию видов детской музыкально-художественной деятельности (музицирование, пение, активное слушание музыки, игры со звуком, речевые коммуникативные игры, словотворчество, игры с палочками, пальчиковые игры, игры с ритмом, танцевальные миниатюры, элементарные танцы, двигательная импровизация, рисование, мозаика и т. д.); интеграцию форм, методов, средств музыкального развития детей; интеграцию качеств личности. И как нельзя лучше все это в себе объединяет музыкально-игровая деятельность.

Рассмотрим цели и задачи музыкального развития детей в программе «От рождения до школы» и роль музыкально-игровой деятельности в решении этих задач.

Цель: развитие музыкальности детей.

Развивать тембровый, звуковысотный компоненты музыкального слуха, используя голос, звучащие жесты, игру на палочках, музыкальных (немузыкальных) инструментах.

Развивать чувство ритма, используя звучащие жесты, игру на палочках, на музыкальных (немузыкальных) инструментах.

Учить различать динамическую окраску музыки, чувствовать характер музыки и передавать изменения в движении.

Цель: развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Формировать эмоционально-радостное ощущение в процессе общения с музыкой.

Развивать способность к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми образами.

Стимулировать свободное и спонтанное эмоционально-телесное самовыражение детей.

Задача: развитие музыкально-художественной деятельности.

Развивать умение соединять несколько видов деятельности в процессе музицирования. Развивать интерес к экспериментированию звучащими жестами своего тела.

Развивать интерес к экспериментированию приемами звукоизвлечения на палочках.

Развивать интерес к экспериментированию с музыкальными и немузыкальными звуками.

Учить озвучивать музыкальными инструментами поэтические образы стихов, сказок, образные речевые игры, пение, декламацию.

Развивать речевые интонации голоса, используя изменение динамики, тембра голоса.

Развивать навыки коллективной песенной импровизации (кластерное пение).

Развивать потребность в самовыражении через коллективное и индивидуальное творчество.

Задача: приобщение к музыкальному искусству.

Воспитывать интерес к музицированию через игровую деятельность.

Развивать двигательные ощущения через пластическую импровизацию как спонтанный отклик на музыку.

Развивать навыки импровизационного моделирования, используя слово, жест, звук, движение.

Развивать активность в импровизации на детских музыкальных инструментах.

Современные программы ориентируют педагога на вовлечение ребенка в процесс общения с музыкой на основе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства, творчества. Решение важнейших задач — пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желание включиться в творческую деятельность. Всему этому способствуют музыкальные игры, в ходе которых ребенок приобретает опыт переживания музыки как бескорыстного удовольствия и эмоционального наслаждения, развивает музыкальные способности, реализует потребность в действенном художественно-образном освоении впечатлений окружающей жизни, приобретает способность эстетического мировосприятия. Поэтому музыкальную игру можно определить как духовно-практическое действие, направленное удовлетворение потребности ребенка в познании окружающего мира и собственного «Я» на языке художественных образов.

Музыкальные игры старших дошкольников, сохраняя преемственность с играми детей младшего возраста, имеют ряд особенностей, проявляющихся в следующих показателях.

— Усложнение задач и способов познавательной музыкальной деятельности.

— Обогащение содержания представлений о свойствах и качествах чувственно воспринимаемых явлений.

— Изменение характера игрового общения детей и педагога (появления направленности на сверстника как на партнера по игровой деятельности; более активное использование таких моделей взаимодействия педагога и ребенка, как взрослый-ведомый, взрослый- консультант, взрослый-наблюдатель).

Наблюдения за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют: в отличие младших дошкольников они могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально-дидактические игры, составлять их, придумывать последовательность действий, формулировать правила игры. Наличие у детей определенного – музыкального и жизненного опыта позволяет им быть достаточно активными в ходе игры и самостоятельно использовать умения, полученные в повседневной жизни.

Следует отметить полифункциональный характер музыкально-дидактических игр, которые можно рассматривать как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке; как одну из игровых форм обучения; как самостоятельную игровую деятельность; как средство музыкального общения и развития ребенка.

Музыкальная игра является активным средством музыкального воспитания дошкольников. В программах по дошкольному воспитанию музыкальные игры занимают значительное место, так как являются ценным средством музыкального развития детей, воспитывают волю, выдержку, тренируют память. По содержанию и задачам все музыкальные игры можно отнести к дидактическим.

Яркая художественная форма, которая выражается в музыкальной теме, игровая ситуация, необходимость следовать определенным правилам вызывают у детей повышенный интерес, эмоциональный отклик, что способствует активному восприятию музыки, быстрому запоминанию и воспроизведению игры.

Огромная роль в изучении проблемы детской музыкальной игры принадлежит научным исследованиям А. В. Кенеман. В 1955году она опубликовала результаты своих исследований, в основу которых были взяты следующие положения:

— музыкальная игра может быть одним из средств эффективного музыкального развития детей при условии разработки системы игр и методики музыкального воспитания и обучения детей в процессе игр;

— восприятие музыки ребенком и его движение в согласованности с музыкой в процессе игры должны способствовать развитию его музыкальных способностей.

Музыкально-игровая деятельность исследовалась А. В. Кенеман как одно из активнейших средств, для развития ладового и музыкально-ритмического чувства в их взаимосвязи, что образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Предполагалось, что развитие эмоциональной отзывчивости средствами музыкальной игры будет усиливаться проявляющимся у ребенка интересом к ее сюжету.

К музыкальным играм А. В. Кенеман предъявляла следующие требования:

— музыкальная игра – это художественное музыкальное произведение для детей в единстве его содержания и формы;

— тематика и содержание музыкальных игр должны отражать знакомую детям окружающую действительность, воспитывать мысли и волю;

— основной формой отражения деятельности в игре должен служить художественный музыкальный образ – эмоционально-корректный, выраженный в простой, доступной художественно-музыкальной теме;

— музыкальная игра должна способствовать воспитанию у детей творческих способностей. Развитие творческой активности детей зависит в большей степени от приобретения навыков согласованного движения с музыкой.

В разрабатываемой системе разрабатываемых игр устанавливалась последовательность с учетом усложнения, учитывался принцип повторности, принцип варьирования (возможность изменять виды, разнообразить игру).

А. В. Кенеман конкретизировала и уточняла методы и приемы обучения при восприятии и воспроизведении ролевых музыкальных игр, игр-спектаклей. Большое внимание ученым уделялось использованию несюжетных игр и несложных подготовительных упражнений к ним.

Игра-спектакль рассматривался А. В. Кенеман как один из целесообразных методов музыкального воспитания дошкольников и развития их творческой активности. Переход детей от игры «для себя» к игре «для зрителя», по мнению ученого, должен явиться важным процессом, развивающие творческие способности ребенка.

А. В. Кенеман подчеркивала, что доступная ребенку творческая интерпретация образов музыкальной игры соединяет в себе два взаимосвязанных элемента. Один – общий для всех; другой – своеобразный (индивидуальный). Общий заключается в том, что каждый ребенок овладевает навыком согласованности движений с эмоционально-образным содержанием музыки, в соответствии с характеристикой игрового образа. Индивидуально-своеобразным является проявление детского творчества в посильном создании игровых образов; каждый ребенок при передаче своей роли проявляет особую, свойственную только ему выразительность, творческую инициативу в передаче игрового образа.

Важная роль принадлежит игре на детских музыкальных инструментах – это практическая (исполнительская) деятельность детей. Многие педагоги-музыканты (Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, Т. Кононова и др.) считают, что обучение игре на музыкальных инструментах необходимо начинать как можно раньше в дошкольном возрасте, и оно должно быть облечено в игровые формы, доступные и интересные детям.

Детские музыкальные инструменты ребенку можно давать уже с первых музыкальных занятий в ДОУ, они должны сопровождать его во всех формах повседневной жизни. Педагоги-практики подтверждают, что звучание инструментов помогает детям более активно познавать окружающий мир, а музыкальные игры, обучающие игре на них, способствуют развитию нравственно-волевых качеств (умение преодолевать трудности, работать в коллективе, настойчивость, терпение, выдержки и т. д.) и музыкальных способностей.

Особая роль в развитии дошкольника принадлежит музыкально- ритмическим играм со словом. Часто можно слышать от родителей упрек в адрес педагогов: «Чем они занимаются? Как ни посмотришь – всё играют. Дети уже в старшей группе, а взрослые их все пальчиками да ручками развлекают». Но как же многие родители ошибаются! Развитие мелкой моторики готовит детей к овладению письма. Раскрытие природы маленького человека требует совместных усилий педагогов, медиков, а так же самых близких ему людей – родителей. Вот здесь не обойтись без музыкально-ритмических игр, игр с пальчиками. Очень важное значение, в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. Именно об этих играх взрослые думают как о развлекательном моменте воспитания.

Выдающиеся ученые Л. С. Выготский, Л. С. Волкова, Е. И. Исенина, М. И. Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А неумение ребенком распознавать пальцы – прогностический признак будущих трудностей с чтением и письмом.

Предлагается следующая классификация музыкальных игр.

Классификация музыкальных игр

Игры под инструментальную музыку Игры с пением Музыкально-дидактические игры Ритмические игры со словом Игры, спектакли

Сюжетные, несюжетные, инсценировки Хороводы, инсценирование песен, народные игры с пением На развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, динамического слуха, восприятия музыки, музыкальной памяти. На развитие ладотонального и гармонического слуха На развитие чувства ритма, на развитие ориентировки в пространстве Музыкально-драмматические, ритмопластические,

на обрядовой основе, на основе певческих импровизаций

Игры под инструментальную музыку.

Сюжетные игры определяются наличием несложного сюжета, конкретных персонажей, музыки к ним (чаще всего изобразительного характера). Дети передают в этих играх образы, согласуя свои движения с музыкой, реагируя на особенности ее характера, используя характерные имитационные движения для персонажей. Примеры сюжетных игр: «Зайцы и Лиса», «Кот и мыши», муз. Т. Ломовой, «Поездка», муз. В. Герчик, «Пастух и козлята», русская народная песня в обработке В. Трутовского.

Несюжетные игры – наиболее привлекательный вид игры для детей за счет элемента соревнования. Вначале такие игры построены на зафиксированной последовательности движений, затем проводятся соревнования в ловкости, быстроте, которые уже предполагают свободную непринужденную игру. С особой точностью дети должны реагировать на начало и окончание музыки, смену частей, чередование музыкальных фраз, сильные и слабые доли, особенности ритмического рисунка. Примеры несюжетных игр: «Будь ловким», муз. Н. Ладухина, «Игра с бубном», муз. М. Красева, «Игра с цветными флажками», муз. Ю. Чичкова, «Кто скорее?», муз. М. Шварца.

Инсценировки под инструментальную музыку построены на основе конкретного сюжета. Сначала педагог знакомит детей с сюжетом, они прослушивают музыкальные характеристики всех персонажей, а затем им предлагается поиграть в сопровождении музыки (без пения, используя пластику, характерные движения персонажей, передавая их действия и развитие сюжета. Педагог ограничивается небольшими репликами или текстовыми связками. Примеры таких игр: «Козлята и волк», муз. Т. Ломовой, «Зимняя сказка», муз. Е. Туманян.

Игры с пением.

Хороводы построены на основе игровых песен, в которых игровые действия детей соответствуют тексту песен, характеру мелодии. В хороводах используются плясовые и имитационные движения для передачи игровых образов. Примеры хороводных игр: «Каравай», «В сыром бору тропина», «Со вьюном я хожу», русские народные песни; «Кот Васька», муз. Г. Лобачева, сл. Н. Френкель.

Инсценирование песен. Используются с развернутым сюжетом, наличием нескольких образов. Действия детей определяются содержанием песни и конкретным характером персонажа. Воображение, детская фантазия, установки педагога помогают ребенку в передаче образа, выборе нужных выразительных движений. Для инсценировки песен могут использоваться как народные, так и авторские песни («Теремок», «Пошла млада за водой», «Где был, Иванушка?», русские народные песни; «Тень – тень», муз. В. Калинникова, сл. народные).

Народные игры с пением – игры, которые передаются из поколения в поколение, имеют глубокие исторические корни и с годами не изменяются («Бояре», «Гори-гори ясно», «Колпачок», «Арина»). Чаще всего их используют на фольклорных праздниках и на прогулках.

Музыкально-дидактические игры.

Игры на развитие сенсорных способностей. Одна часть таких игр используется на фронтальных занятиях с детьми, другая предполагает индивидуальную работу и работу с небольшими подгруппами детей. Музыкально-дидактические игры – спокойные по характеру, требуют от детей устойчивого, произвольного внимания, способствуют различению свойств музыкальных звуков (высота, длительность, динамика, тембр, упражняют в узнавании музыкальных инструментов, знакомых мелодий, песен («Музыкальное лото», «Сколько нас поет?», «Тихие и громкие звоночки», «Узнай по голосу»).

Ритмические игры со словом.

Эти игры способствуют развитию такой важной способности, как чувство ритма. Благодаря своему эмоционально-образному содержанию они упражняют детей в основных и танцевальных движениях, помогают им лучше ориентироваться в пространстве («Трух-тух, трух-тух-тух, ходит по двору петух», «Как на горке снег», «Мыши водят хоровод»). Включаются в любые занятия в качестве динамичного и эмоционального материала, а также могут использоваться в качестве пятиминуток между занятиями и на прогулках.

Игры – спектакли.

Сразу же оговоримся, что речь идет не о постановочных спектаклях, а о спектаклях игровых, театрализованных, построенных на основе импровизационных действий участников, где ведущую роль играет педагог. Данный вид игр относится к интегративному. В нем используется музыка, театр, пластика, литература. Игры – спектакли успешно решают образовательные и воспитательные задачи. Дошкольники учатся передавать чувства, переживания с помощью различных выразительных средств. Главное здесь – переживания детей; игровые действия должны соответствовать музыкальным характеристикам образов. От предварительной работы педагогов зависит успешность разыгрывания сюжета – она предполагает знакомство с сюжетом, слушание музыки, разбор характеристики к каждому персонажу, выбор средств выразительности для передачи образов. Такого рода игры опираются на все виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность.

Музыкально-драматические спектакли синтетического характера могут включать в себя в качестве полноправных элементов художественное слово, пение, танец, пантомиму. Сюжеты к таким играм не должны быть сложными («Муха – цокотуха», «Заюшкина избушка»).

Ритмопластические спектакли. Основным действием в этих спектаклях являются танцевально – игровые импровизации детей. Использование ритмопластического спектакля возможно при условии систематической последовательной работы над развитием импровизационных способностей детей с помощью специальных этюдов и творческих заданий. Для ритмопластических спектаклей желательно использовать высокохудожественную музыку, лучше всего классическую.

Спектакль на основе певческих импровизаций. Наиболее сложный тип игр, требующий от детей устойчивых певческих навыков. Сюжеты к этим играм выбираются самые простые, дети свои монологи, партии в диалогах пропевают, используя простейшие танцевальные движения, основные движения для передвижения («Колобок», «Репка», «Кот, петух и лиса»).

Игры – спектакли на обрядовой основе. Этим играм присуща интегративность – в них используются песни, хороводы, народные игры с пением, инсценировки, игровое действие к обряду (украшение березки лентами, плетение венков, изготовление оберегов и т. д.). Фольклорные праздники, которые проводятся в детском саду, должны выстраиваться по законам игры – спектакля.

Использование музыкальных игр предполагает систему игровых упражнений, назначение которых – развитие основных и танцевальных движений, отработка их ритмичности и пластичности. На этих элементах впоследствии будут построены игры, танцы, хороводы, инсценировки. Музыкально-ритмические упражнения по характеру подвижные, а по содержанию и задачам – дидактические. Они формируют у детей музыкально – ритмические навыки. Ребенок должен выделять средства музыкальной выразительности, динамические, темповые особенности музыки, регистры, метрическую пульсацию, ритмический рисунок, отмечать форму (части, фразы, предложения, жанр музыкальных произведений, т. е. осознанно воспринимать музыкальный язык и отражать его в движении.

Музыкально-ритмические упражнения способствуют освоению детьми двигательных навыков. Для этого используются основные движения (ходьба, бег, поскоки, прыжки, доступные элементы народного и современного танца, классического танца.

Глава 1.1 Музыкальная игра в жизни особого ребенка.

Музыкальные игры играют большую роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Но особая их роль состоит в налаживании взаимодействия ребенка с задержками психического развития, со сверстниками в процессе музыкально-игровой деятельности.

Попытки маленького ребенка с ЗПР вступить во взаимодействие со сверстником часто заканчиваются неудачей. Малыш может толкнуть или дернуть за волосы другого ребенка, не хочет давать свои игрушки, делиться лакомствами. Да и сам часто становится «жертвой» негативных действий со стороны сверстников: у него забирают игрушки, обсыпают песком. Почему же так происходит?

Ведущие специалисты в области детской психологии утверждают, что потребность в общении со сверстниками в норме обычно появляется у малыша к концу второго – началу третьего года жизни. До этой же поры самостоятельные контакты с другими детьми не носят социальной направленности. Ребенка влечет к сверстникам исследовательский интерес, возможность получить новые впечатления. Малыш часто смотрит на другого ребенка как на игрушку – отсюда и те негативные проявления, на которые жалуются родители. А ведь взаимодействие со сверстниками очень важно для маленького ребенка с ЗПР, оно дает малышу массу новых дополнительных впечатлений, сильных эмоциональных переживаний, развивает его подражательные способности. Кроме того, контакты с детьми ложатся в копилку социальных навыков ребенка, влияют на развитие его отношений с окружающими людьми в дальнейшем.

Музыкально-игровая деятельность оказывает положительное воздействие на детей: стимулирует двигательную, певческую активность, развивает восприятие. Так же она является прекрасной эмоциональной основой для развития взаимодействия маленького ребенка с ЗПР со сверстниками. Ключевой фигурой такого взаимодействия является взрослый. Сами по себе контакты малышей мимолетны и очень неустойчивы. Без влияния взрослого они быстро распадаются.

Нужно подобрать музыкальные игры таким образом, чтобы с помощью взрослого особый ребенок мог общаться со сверстниками. Организуя их, взрослые, целенаправленно ставят малышей в ситуацию «чистого общения». Они учат детей прикасаться к друг к другу, гладить сверстника по голове, смотреть в глаза, обниматься, подражать плясовым движениям и пению ровесника. Таким образом, в процессе игры у малышей с ЗПР постепенно происходит формирование интереса и эмоционально-положительных действий, направленных на другого ребенка.

Предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте. Эту особенность необходимо использовать, чтобы стимулировать товарищеские отношения у малышей. Организуя игры с предметами, взрослые учат детей предлагать друг другу игрушки, стимулируют их к наблюдению за игровыми действиями ровесника, способствуют формированию первых инициативных проявлений, помогают особому малышу играть рядом, а затем вместе с другими детьми.

Развивая взаимодействие малышей через музыкальную игру, необходимо соблюдать определенные правила:

— первые контакты детей организовывать в обстановке наибольшего комфорта, например, в групповой комнате;

— не только создавать ситуации для общения, но и использовать спонтанно возникающие ситуации;

— предлагать детям доступные игры с движениями, которые не требуют особых усилий при выполнении;

— сопровождать игры песнями и музыкой с четким ритмом, короткими фразами, понятным текстом;

— предлагать для игры одинаковые игрушки;

— играть вместе с детьми, организуя и направляя их, включая в деятельность по подражанию взрослому и словесной подсказке;

— предоставлять детям относительную свободу в игре, использовать метод совместного действия только в том случае, если ребенок нуждается в такой помощи;

— сделать встречи детей регулярными.

Музыкальные игры позволят сформировать у малышей доброжелательный интерес к сверстнику, эмоционально-положительные действия, направленные друг на друга, будут способствовать развитию умения играть рядом и вместе с другими детьми, подражать им. Кроме того они окажут положительное влияние на развитие внимания, памяти, произвольности, будут стимулировать двигательную и певческую активность, развивать восприятие музыки и слуховое восприятие, сюжетные действия.

Источник: maam.ru