Мониторинг процесса формирования УУД у школьников

легостаева
Мониторинг процесса формирования УУД у школьников

Мониторинг – это система диагностики качественных и количественных характеристик эффективности деятельности обучающихся. Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО. Задачи мониторинга:

1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;

2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;

3. Апробация технологиче ских карт и методик оценки уровня сформированности УУД;

4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;

5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС НОО;

6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования. Мониторинговое отслеживание, в отличие от привычных форм проверки, является инструментом не столько оценки, сколько диагностики. Позволяет учителю систематически фиксировать результаты формирования УУД и установить причину низкого уровня развития учебных действий, благодаря поэтапному отслеживанию, даёт возможность построить соответствующую коррекционную работу. Обеспечивает связь «учитель-ученик», для внесения коррективов в методику обучения; развивает у школьников умения самоконтроля и самооценки. В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: •формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

• проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

• активную учебно — познавательную деятельность обучающихся ;

• построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психогических и физиологических особенностей

обучающихся. УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Основные функции УУД:

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

• создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Универсальные учебные действия:

• коммуникативные;

• познавательные;

• регулятивные;

• личностные.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Мониторинг формирования УУД имеет следующую структуру:

1. Технологическая карта диагностики личностных универсальных учебных действий

2. Технологическая карта регулятивных универсальных учебных действий

3. Технологическая карта диагностики познавательных универсальных учебных действий

4. Технологическая карта диагностики коммуникативных универсальных учебных действий.

Источник: maam.ru