Модель организации адаптационного периода детей раннего возраста на год

Ирина Ефимова
Модель организации адаптационного периода детей раннего возраста на год

В этом возрасте важно:

1. Индивидуальный подход к ребенку

2. Организация адаптационного периода

3. Гибкий режим

4. Учет домашних привычек

5. Использование игрушек – сюрпризов

6. Побуждение ребенка к общению с взрослыми и сверстниками

7. Создание предметно – развивающей среды

8. Игры – занятия, игры – упражнения, игры – инсценировки

9. Учет и использование в период адаптации привычек и поведения ребенка

10. Контроль над физическим состоянием ребенка

11. Элементы закаливающих мероприятий

Предметно-развивающая среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Пространство группы организуется в виде центров развития, оснащенных развивающим материалом. Все предметы доступны детям. Оснащение развивающих центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповой комнате предусмотрено пространство для самостоятельной двигательной активности детей, которая позволяет малышам выбирать для себя интересные игрушки, чередовать в течение дня игрушки, пособия, которые обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Развивающая среда построена на следующих принципах:

— принцип насыщенности. Образовательное пространство группы оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем в соответствии со спецификой программы «От рождения до школы». Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают:

— игровую активность, познавательную, исследовательскую активность («Центр познания») и творческую («Центр художественно-эстетического развития») активность всех воспитанников;

— двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях (Центр физического развития»);

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей.

— Среда группы оборудована различными предметами – двигателями, которые с лёгкостью ребёнок может передвигать, ребёнок может изменять пространство развивающей предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей.

— Принцип полифункциональности. С целью пробуждения воображения, фантазии, инициативы детей группа детского сада оборудована мягкими модулями, ширмами, крупным конструктором, подвижной детской мебелью.

— Принцип вариативности. В группах имеются различные пространства в виде центров развития для игр, конструирования, уединения. Центры наполнены разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающий свободный выбор детей.

— Принцип доступности. Все игры, игрушки, материалы, пособия, обеспечивающие основные виды детской активности находятся в свободном доступе для детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

— Принцип безопасности. Весь игровой, дидактический и наглядный материал, а также мебель и другое оборудования соответствует требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

— Принцип обеспечения половых различий.

— Принцип эмоциональной насыщенности и выразительности. В оформлении групповых помещений соблюдается единый стиль, и используются светлые тона окраски стен, белые потолки, яркое освещение, что оптически расширяет пространство. Оформление группы отличается оригинальностью, красочностью; подобрано современное, привлекательное игровое оборудование, пробуждающее в детях любопытство. Развивающая среда максимально приближена к домашней. В группе предусматривается зона для отдыха, которая даёт возможность ребёнку уединиться.

— Принцип открытости к изменению, активному достраиванию среды (незавершенность, что позволяло активизировать познавательную активность детей с целью получения конечного результата.

Развивающая предметно – пространственная среда каждого вида деятельности по своему содержанию соответствует «зоне актуального» развития самого слабого (именно в этом виде деятельности) и «зоне ближайшего» развития самого сильного (в этом же виде деятельности) в группе.

Состояние развивающей предметно-пространственной среды соответствует санитарным нормам и правилам и проектируется в соответствии с ФГОС ДО, на основе основной общеобразовательной программы Детского сада «Колосок» и примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Источник: maam.ru