Мини-проект «Вода вода… кругом вода…»

Боркова Любовь
Мини-проект «Вода вода… кругом вода…»

Мини-проект «Вода вода…кругом вода…».

Человек, запомни навсегда!

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги-

Мы ведь на планете не одни!

В. А. Андреев.

Средняя группа.

Тип: познавательный, исследовательский.

Групповой.

Среди детей одной группы.

Мотив. Королева воды просит помощи у детей. Нужно доказать Воздухо-Воздуховичу, что вода так же важна в жизни людей как и воздух.

Програмное содержание:

Обогащать представления о мире природы, о социальном мире, о предметах и объектах рукотворного мира. Проявлять познавательную инициативу в разных видах деятельности, в уточнении или выдвижении цели, в выполнении и достижении результата. Выделение разнообразия явлений природы (моросящий дождь, ливень, туман и т. д. ,

Актуальность. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребенка представления о воде. В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. В наше время многие люди потеряли связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях. Дети не берегут воду, не закрывают кран.

Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода очень нужна для всех живых существ; без неё не могут жить растения, животные, человек.

Гипотеза. Мы предположили, что без воды нельзя прожить.

Не напиться воды, не умыться. Деревцу не распуститься без воды. Ни птице, ни зверю, ни человеку не прожить без воды и поэтому без воды ни туды и ни сюды.

Обьект проекта: вода.

Предмет проекта: проектная деятельность дошкольников.

Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде и ее свойствах.

Задачи. Провести опытно-исследовательскую работу о воде. Формирование представлений у детей о том, что воду надо беречь. Дать знания о том, что вода нужна всему живому на земле. Воспитание бережного отношения к природным ресурсам о том, что нельзя их загрязнять. Познакомить детей с художественными произведениями, пословицами, поговорками, закличками, загадками по теме «Вода». Познакомить со звуками природы связанными с водой: шум дождя, моря и т. д. Систематизировать и расширять основные свойства и состояния воды. Оформить полученные результаты. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Время выполнения: 2 недели.

Участники проекта: дети, воспитатели, специалисты, родители.

Первый этап: проблематизация и выбор темы.

Цель: создание у детей мотивации к проблемной деятельности, ознакомление родителей с условиями и задачами проектной деятельности.

Деятельность детей и педагога

Деятельность родителей

1. Создание проблемной ситуации: воспитатель вносит в группу письмо и сообщает о том, что Королева Воды просит у нас помощи. Ее обидел Воздух Воздухович. Он утверждает, что без воды можно прожить, а вот без воздуха нет. Королева просит нас доказать ему, что она также нужна, как и он.

Воспитатель подводит детей к тому, что надо сначала узнать все о воде (о свойствах, состояниях, где применяется, где находится, кому нужна). Заполняется картограф «Что знаем, что хотим узнать».

2. Выбор темы. Воспитатель предлагает подумать, кто что хочет узнать о воде. 1. Для привлечения внимания родителей помещаем картограф «Что мы знаем, что хотим узнать».

2. Наглядная информация о проекте «Вода, вода… кругом вода…». Подготовка для каждой семьи памятки о том, как помочь детям в изучении этой темы, способах участия в проектной деятельности совместно с ребенком.

3. Приглашение принять участие в проекте, раскрыть ваши творческие способности и вашего ребенка.

4. Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления информации о воде.

5. Подобрать пословицы, поговорки, загадки о воде.

Создать альбом «Мир воды».

8. Оформить карту мира с обозначениями мест расположения воды.

9. Создание коллажа «Круговорот воды в природе».

10. Показ детям в домашних условиях, где и как используется вода.

11. Консультация по теме «Мои первые опыты».

12. Прогулка к водоему вместе с ребенком.

13. Консультация «Любите и берегите воду».

Второй этап. Планирование проектной деятельности.

Цель: распределение работы, подготовка и сбор материала, книг, фотографий, рассказов о воде.

Деятельность детей и педагога.

Деятельность родителей.

1. «Звездочка подсказок» — методы поиска информации нарисованы на панно – картинки способом наглядного моделирования (по А. Савенкову): сам подумай, спроси дома, узнай у специалистов, посмотри книгу, загляни в интернет.

2. Взаимодействие со специалистами ДОУ.

— Музыкальный руководитель знакомит с песнями о воде, разучивает танец «Капельки».

— Инструктор по физической культуре разучивает подвижные игры, где упоминается вода. 1. Индивидуальные беседы с родителями по планированию совместной деятельности с детьми, для осуществления задуманного проекта + обсуждение способов участия в работе (рисовать, подбирать картинки, учить стихи, составлять рассказы о воде и т. д.).

Третий этап. Осуществление проектной деятельности.

Цель: организация собственно-проектной деятельности: объединение усилий детей, родителей и воспитателей. Обогащение и систематизация знаний детей о воде.

Деятельность детей и педагога.

Деятельность родителей.

1. Обсуждение с детьми на утренних сборах, продвижение проекта к результату.

2. Сочинение сказок о воде.

3. Выставка рисунков «Вода -жизнь». Беседы: «Значение воды в жизни человека», «Вода во круг нас», «Кто живет в воде», «Где можно встретить воду», «Бережем воду вместе», «Загрязнение воды и как этого избежать», «Что мы знаем о воде», «Водный транспорт», «Природные явления».

4. Выполнение опытов.

— «Прозрачная вода».

Цель: выявить свойства воды.

-«Наливаем воду в разные сосуды».

Цель: закрепление знаний о том, что вода не имеет формы, принимает форму сосуда, в который её налили. Воспитывать осторожность при обращении со стеклянными предметами. Способствовать проявлению положительных эмоций от игровых действий с водой.

— «Замерзшая вода».

Цель: понимание, что лед состоит из воды.

— «Водяная мельница».

Цель: представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

— «Горячая, холодная, теплая».

Цель: определять температуру воды с помощью тактильных ощущений.

«Буря в сакане».

Цель: создание положительно-эмоционального настроя у детей от игровых действий с водой, развивать органы дыхательной системы. Учить выдыхать воздух через коктельную трубочку.

— «Переносим воду».

Цель: развивать дух соревнования. Закрепить знания о свойствах воды: льётся, течёт, разливается. Создание положительно – эмоционального настроя у детей от игровых действий с водой.

5. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мой Додыр», Б. Заходер «Куда пропала вода», Г. Люшнин «Капелька», З. Александрова «Купание», рассказы В. Бианки «Купание медвежат», В. Иванов «Трудолюбивая вода», П. Синявский «Кто не умывается», Т. Жиброва «Ручеек»», Г. Виеру «Как умывается ежик», потешка «Умывалочка», «Дождик, дождик пуще» Дидактические игры: «Какая разная вода», «Разрезные картинки», «Плавает не плавает», «Кто больше назовет», «Где спряталась вода?», «Хорошо — плохо», «Небо, земля, вода», «Доскажи словечко»

Подвижные игры: «Ручеек», «Море волнуется», «Тучка по небу ходила», «Лягушки и цапля», «Караси и щука».

Загадывание загадок.

Игра-путешествие «Путешествие капельки».

Прослушивание и разучивание песен.

Наблюдение на прогулках, в группе за дождем. Участие родителей в пополнении ПРС материалами: раскраски, картинки, журналы, книги, фотографии о воде.

Четвертый этап. Презентация проекта.

Цель: демонстрация участниками проекта газеты о воде. Обмен впечатлениями. Поощрение всех участников.

Деятельность детей и педагога.

Деятельность родителей.

1. Презентация газеты «Королева-Вода».

2. Демонстрация рисунков.

3. Показ опытов о воде. 1. Приглашение родителей на презентацию.

2. Изготовление грамот родителям-участникам проекта.

Список литературы:

1. Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» 2010г.

2. С. Н. Николаева «Юный эколог».

3. О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко «Экологические проекты в детском саду» 2011г.

4. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» 2009г.

5. Л. В. Ковинько «Секреты природы — это так интересно» 2004г.

Веракса Н. Е, Веракса А. Н,Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.

Веракса Н. Е, Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, для работы с детьми 4-7 лет. — МОЗАИКА- СИНТЕЗ,2014.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа. -МОЗАИКА-СИНТЕз,2014

Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: книга для воспитателей детского сада и родителей -2-е издание,дораб-М. :Просвящение:Учеб. Лит. 1996г. ,

Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группа. Методическое пособие под ред., Киселевой Г. М., Пономаревой Л. И. _М. :ТЦ Сфера,2009г. ,

Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: средняя группа-МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014г. ,

Источник: maam.ru