«Методика использования в работе с детьми малых форм фольклора (загадок, пословиц и поговорок, песенок, потешек и др.)»

Амягина любовь
«Методика использования в работе с детьми малых форм фольклора (загадок, пословиц и поговорок, песенок, потешек и др.)»

Тема: «Методика использования в работе с детьми малых форм фольклора (загадок, пословиц и поговорок, песенок, потешек и др.)»

Вступление.

Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. Такие народные произведения входят в жизнь человека задолго как человек начнет говорить. Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери. Многообразия фольклора велико, дети постоянные слушатели этого жанра. Игры — забавы с маленькими детьми. Потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей доступностью, понятной детям формой. Дети с интересом, пытаются подражать взрослому, повторять его действие. Повторяя вместе с взрослым стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается воображение, речь, эмоциональность, артистичность. Первое знакомство ребёнка с искусством начинается с фольклорных произведений. После калыбельных, в жизнь ребенка входят и другие формы устного народного творчества. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие. Пробуждая в ребенке ласку, доброту, уважение, нравственность.

Основная часть.

Согласно О. Ушаковой и А. П. Усовой, малые фольклорный формы – это необыкновенно богатый источник информации для формирования речевой культуры.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащающего речь детей. Устное народное творчество это неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в речевую образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их. Дети начинают применять народные потешки в свои игры. Так же большой интерес вызывают народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и описываются их повадки. Увеличить запас слов помогают малые формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Фольклор в разных видах деятельности:

Использовать фольклор можно в разных видах деятельности детей.

• игровая деятельность;

• музыкальной;

• двигательной;( (элементы детского фольклора можно использовать в утренней зарядке, подвижных, хороводных играх, пальчиковой и дыхательной гимнастиках)

• конструктивной;

• коммуникативной;

• изобразительной;

• познавательно-исследовательской;

• восприятие художественной литературы;

• проведение досуга;

• организация праздников.

Во время работы с младшими дошкольниками советую использовать следующие формы фольклора: колыбельные, пословицы, сказки, пестушки, загадки, заклички

Колыбельная песня – это жанр древнейшего фольклора, в нём сохранились элементы заговора оберега

Баю-баю, за рекой

Скрылось солнце на покой.

У Алешиных ворот

Зайки водят хоровод.

Заиньки, заиньки,

Не пора ли баиньки?

Вам под осинку,

Алеше — на перинку.

Баю-баю, Лешенька,

Засыпай скорешенько!

Пестушка —это короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, уговор, ласкание.

***

«Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай!

Головоньку — валяй, валяй!» —

Поехали, поехали

С орехами, с орехами!

Поскакали, поскакали

С калачами, с калачами!

Вприпрыжку, вприскочку

По кочкам, по кочкам —

В ямку — бух!

Потешка — это песенка приговорка в игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки.

***

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Таня умывается,

Солнцу улыбается!

***

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

***

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Знаем, знаем, да-да-да

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-ножку.

Лейся, лейся, лейся

По-сме-лей —

Детка умывайся веселей!

Прибаутка — стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку.

***

Конь бежит,

Вся земля дрожит,

В поле травушка-муравушка

Ничком лежит.

Для какого молодца?

Это конь-богатырь

Для Алеши-удальца!

Пословицы — пословицы строятся как законченные предложения, завершенные суждения и применяются к случаю в «готовом» виде. У поговорок такой незавершенности нет – они ее получают только в конкретном разговоре.

• Друзья познаются в беде.

• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

• Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.

• С кем поведешься, от того и наберешься.

• Одинокое дерево ветер легче валит.

• Старый друг, лучше новых двух.

• Один в поле не воин.

• Один палец не кулак.

• Одна пчела много мёду не принесёт.

Заклички -это один из видов песен языческого происхождения,завлекашек они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье.

Баю, баю, баюшок,

В огороде петушок.

Петя громко поет,

Ване спать не дает.

А ты, Ванечка, усни,

Крепкий сон к тебе приди.

Тебе спать — не гулять,

только глазки закрывать.

Ой, люли, люли, люли,

Прилетели журавли.

Как они летели —

все на них глядели.

Журавли курлыкали,

Кисоньки мурлыкали.

Бай, бай, бай, бай,

ты, собаченька, не лай,

Петушок, не кричи

И Ванюшу не буди.

Ванюша будет спать

Да большой вырастать.

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Зайчишка – трусишка

По полю бежал,

В огород забежал,

Капустку нашел,

Морковку нашел.

Сидит, грызет,

Хозяин идет!

***

У линейного моста

Я поймал в Неве кита,

Спрятал за окошко,

Съела его кошка.

Помогали два кота,

Вот и нет теперь кита!

Ты не веришь другу?

Выходи из круга!

Скороговорка —это речевое словосочетание, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов.

Мышки, не мешайте кошке,

ловить мух на окошке.

Кошка муху лапкой – хвать!

Лучше кошке не мешать!

***

Пёстренькая сойка, о весне мне спой-ка-

просит заинька косой.

— Спой мне песню, сойка, спой!

Загадка- это краткое образное определение предмета или явления. С коротким пояснением.

Профессии

Что сказать о парне строгом?

На работе

Дружит с током.

(Электрик)

Она у прилавка стоит

За весами,

Чтоб взвесить вам всё,

Что попросите сами.

(Продавец)

Источник: maam.ru