«Методические рекомендации по организации развлечений для детей в разных возрастных группах»

Абдюкаева Зульфия
«Методические рекомендации по организации развлечений для детей в разных возрастных группах»

Введение.

Праздник — это вид совместной деятельности детей и взрослых, обладающий большим образовательно-развивающим потенциалом и решающий сразу целый комплекс образовательных задач. Праздники входят в перечень форм работы с детьми, который размещается в организационном разделе основной образовательной программы дошкольного образования образовательной организации. В настоящее время праздники становятся мероприятиями, а не особыми событиями в жизни детей. Поэтому сегодня необходимо уделить особое внимание культуре проведения праздников. Они возникли не случайно, поскольку являются выражением потребности людей в том, чтобы в их жизни присутствовало что-то, выходящее за рамки повседневного, сиюминутного и связывало бы их жизнь с чем-то более высоким, чем круг повседневных забот. Кругооборот года, значительные, выдающиеся события в истории той или иной человеческой общности: семьи, народа, целой культуры или каких-либо других общностей, — во время праздника оживают вновь в одухотворенной форме. Так образуется память поколений: культурная, национальная, религиозная, семейная и даже индивидуальная идентичность (Дни рождения). В ходе праздника все участники становятся причастными к особым событиям прошлого, продолжающего жить в настоящем. Участие в праздниках является естественным способом приобщение детей к культуре, традициям, национальным и духовным ценностям. Органично вплетаясь в повседневный уклад жизни, праздник становится Событием, своеобразным итогом, к которому заранее готовятся и дети, и взрослые, и отзвук которого еще долго продолжает жить в памяти всех участников». Праздники, которые отмечаются в дошкольных учреждениях, имеют свои цели и задачи. Конечно, самое главное — это создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем, сформировать праздничную культуру: рассказать им о традициях праздника, его организации, правилах приглашения гостей и гостевом этикете.

Праздник, как синтез искусств, включает в себя различные виды деятельности: речевую, музыкальную, изобразительную, и особый вид деятельности – общение. Это обуславливает возникающие в процессе подготовки праздника сложности: необходимость тщательного отбора речевого материала; разучивание стихов, песен, танцев; формирование необходимых навыков общения.

Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.

На всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие воспитателей, музыкального руководителя, которые в сотрудничестве с детьми и их родителями должны терпеливо преодолевать трудности.

Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

1. Сущность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания. В свою очередь, эстетическое воспитание является частью всестороннего коммунистического воспитания детей. Особенно тесна его связь с нравственным воспитанием. Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности — составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они имеют у них большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большой искренности при выражении чувств и мыслей.

Так же как и в игре, творчество детей проявляется и в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средства претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребенок остается таким же искренним, как и в игре: он не просто копирует увиденное, а передает свое отношение к нему.

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение. В процессе его они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности. Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности. Развивая художественные способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека.

Эстетическое развитие направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Цели эстетического развития преследует выполнение главных и основных общественных задач. К ним относится развитие положительных свойств человека, наглядное разъяснение детям, в чем заключается прекрасное.

Вопросы художественно-эстетического развития в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы, пособия — должно воспитывать своей чистотой и аккуратностью.

Одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.

Большое значение в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Итак, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.

2. Классификация праздников и их характеристика.

Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник, одна из основных целей которого — формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство. Праздник, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности

Основную идею праздника следует доносить до детей в образной форме, а его содержание должно позволить каждому ребенку проявить творческую инициативу в разнообразной художественной деятельности. Взаимосвязь различных видов искусства (музыки, поэзии, изобразительного искусства, танцев, театрализованной деятельности) обогащает эмоциональную атмосферу праздника, развивает у детей эстетические чувства и эстетическое мировосприятие. Музыка, являясь ведущим компонентом праздника, объединяет все виды искусства, способствует созданию у детей настроения, соответствующего тематике праздника. Детский праздник может проводиться в разных формах:

— утренника, во время которого дети исполняют заранее выученный репертуар в соответствии с темой праздника – стихи, песни, танцы, игры и т. п. ; — как музыкально

-литературная композиция или театрализованное действие на основе определенного сюжета, например, сказочного;

— праздничного концерта, в котором основными участниками становятся дети совместно со взрослыми (педагогами и родителями);

— комплексных или тематических занятий, например, День защитника детей, День защитника отечества и др. ; — спектакля на основе литературного или музыкального произведения;

— на основе фольклорного материала, при проведении которых важны знания детей о народных традициях; — экскурсий с выступлениями детей, например, Международный день музыки в музыкальной школе и др.

Праздники, несущие детям радость и веселье, служат важным средством их гармонического воспитания. Полноценная подготовка к ним и удачное их проведение зависят от серьезной, умной, творческой работы воспитателя.

Можно выделить следующие виды праздников:

— календарные, связанные с определенным временем года: Осенний праздник, праздник весны и т. д.

— государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др. ;

— международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;

— бытовые и семейные: день рождения, выпуск в школу, Праздник группы и т. д.

— праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить детям радость, например, «Праздник Мыльных пузырей» и т. д.

1. Общественные праздники проводятся с особой торжественностью. Начинается такой праздник с парадного выхода детей в зал с флажками, шарами, цветами, затем они перестраиваются лицом к гостям. Начинается праздничная перекличка, за которой следует концерт. Торжественность уступает место веселым развлечениям, играм, пляскам, хороводам. Детские выступления перемежаются играми — аттракционами, которые вносят оживление, веселье и не требуют предварительной подготовки. Дошкольники соревнуются в ловкости, сообразительности. Завершающая часть праздника вновь подчеркивает торжественность и радость происходящего. Звучат приветствие взрослых, перекличка детей. В каждом детском саду праздничный ритуал дополняется своими интересными находками. Эта особенность (разнообразие вариантов) характерна также для проведения и других видов праздников.

2. Бытовые и сезонные праздники отличаются от общественных своей тематикой, связанной с бытом, жизнью детей, художественным оформлением и построением, в котором больше непосредственности, меньше торжественности. Особое место среди них занимает праздник Нового года, один из самых любимых детьми. Это сказочный, полных волшебных превращений праздник, сулящий дошкольникам немало волнующих неожиданностей. Центр новогоднего празднества – сверкающая огоньками и игрушками елка. Красота ели обычно настолько захватывает детей, что праздник может начинаться только с нее. Под веселую музыку дошкольники вместе с воспитателем входят в зал и рассматривают елку, ее праздничный наряд. Обойдя ее несколько раз, они рассаживаются на свои места. Они поют веселые песни, водят хороводы вокруг елки. Но самое главное начинается с появления Деда Мороза и Снегурочки. Они приносят с собой шутки, забавы, игры, загадки, сказочные чудеса, и конечно же подарки.

3. Темами сезонных праздников являются жизнь и деятельность детей. Например, во время летнего праздника они показывают, как окрепли на даче, какими стали ловкими, сколько выучили новых песен, стихов и т. д. Праздник проходит обычно на участке или на лесной полянке. Летний праздник обычно проводится в форме концерта, который заканчивается сказочной инсценировкой и здравицами. Главное цель такого праздника – показать счастливую жизнь детей, достигнутые ими успехи в развитии.

Подготовка и проведение праздников требует четкой организации действий всех его участников. В первую очередь следует продумать программу праздника. В ее составлении принимают участие все члены педагогического коллектива, но особая роль отводится музыкальному руководителю и воспитателям возрастной группы. Они должны из разученного музыкального репертуара отобрать те произведения, которые наиболее ярко и образно исполняются детьми, затем выстроить их в определенной последовательности, включая стихотворения, инсценировки, аттракционы и сюрпризы. В программе праздника необходимо предусмотреть все: продолжительность, темп выступлений, чередование номеров, соотношение детского и взрослого участия, чтобы композиция носила целостный, стройный характер, не переутомляла детей.

3. Методика организации проведения праздников и развлечений.

В дошкольном учреждении ежегодно составляется годовой перспективный план проведения праздников и развлечений. Перспективный план дает возможность планомерно, систематически и потому успешно вести подготовку к этим мероприятиям и одновременно решать задачи нравственно-эстетического воспитания.

Многообразие форм и видов развлечений позволяет спланировать их таким образом, чтобы нагрузка на подготовку и проведение равномерно распределялась между музыкальным руководителем, воспитателями и между детьми. Необходимо иметь график проведения развлечений в каждой возрастной группе и общий для детского сада. Он и поможет распределить обязанности по организации развлечений с учетом разнообразия форм и видов, доступности содержания для детей данной возрастной группы.

Подготовка и проведение праздника в детском саду — долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя и, конечно же, детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника.

1. Если вы выбрали сценарий для проведения праздника, то на педагогическом совете обсудите его с коллегами. Внесите коррективы, учитывая конкретные условия ДОУ, возрастной группы. Важно, чтобы организация праздника отвечала интересам детей, и каждый ребёнок получил удовольствие от участия в нём.

2. В подготовке праздника принимает участие весь педагогический коллектив, но особая роль отводится музыкальному руководителю. Педагог — музыкант должен создать условия для постепенной подготовки репертуара, входящего в сценарий праздника, чтобы избежать ненужной спешки и утомительных внеочередных занятий. Предлагаемый в сценариях репертуар можно использовать полностью или частично, на усмотрение музыкального руководителя.

3. Инсценировки, танцы, пьесы для ансамблей и оркестра детских музыкальных инструментов можно разучивать индивидуально или с небольшой подгруппой. Такие занятия с детьми лучше проводить во второй половине дня, продолжительностью 7-10 минут.

4. Особое внимание стоит уделить выбору ведущего. Кроме хорошего знания последовательности программы, он должен уметь свободно общаться с детьми и гостями праздника, проявлять находчивость и умение адекватно реагировать на непредвиденные ситуации в ходе праздника. В связи с этим роль ведущего отдаётся педагогу, обладающему музыкальностью, артистичностью, умением держаться на сцене, находчивостью, коммуникабельностью.

5. Хорошо, если вы заранее распределите поручения между сотрудниками детского сада и определите сроки их выполнения. Это поможет лучшей организации работы по оформлению зала, подготовки костюмов для детей и взрослых, сюрпризных моментов ит. д.

6. Очень важно, чтобы музыкальный руководитель, ведущий и его помощники, свободно владели знанием программы праздника, успех которого во многом зависит от качества взаимодействия всех устроителей детского праздника. Привлечение к программе профессиональных артистов, родителей, школьников возлагает дополнительные обязательства на организаторов по обеспечению их органичного включения в сценарий, не нарушая целостности праздника.

7. Прямой обязанностью музыкального руководителя должно стать обеспечение полноценного звучания музыкальных произведений, их художественного исполнения. Педагог-музыкант должен с особым вниманием отнестись к музыкальному вступлению в песне и танце, настраивая детей на выразительное исполнение. Нельзя искажать темы, нюансировку и пр.

8. Программа праздника не должна быть знакома детям в полном объёме. Однако за несколько дней до праздника целесообразно провести одно-два непродолжительных занятия (до 10минут, объединяющих 2-3 подгруппы детей, чтобы помочь им сориентироваться при исполнении общих хороводов, перестроений, почувствовать себя равноправным участником слаженного ансамбля.

9. Праздники можно проводить как в утренние часы, так и во второй половине дня, но продолжительность их должна быть от 20 минут до часа, в зависимости от возраста детей.

10. Хорошо, если после праздника ещё некоторое время в зале остаётся оформление. Атрибуты для игр. Дети с удовольствием могут повторить полюбившиеся им песни, танцы, хороводы, игры, тем самым ещё раз получить удовольствие от выступления, почувствовать уверенность в своих силах.

12. После проведения детского праздника взрослым необходимо проанализировать его, выяснить причины негативных моментов и отметить удачные педагогические находки.

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т. д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

Источник: maam.ru